Урок по ОРКСЭ Обычаи и обряды русского народа


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет - ОРКСЭ
Учитель: Павлова Е.В.
Тема урока: Обычаи и обряды русского народа.
Тип урока:  урок «открытия» новых знаний
Деятельностная цель: раскрыть духовную силу, сущность обычаев и обрядов русского народа на примере календарных, религиозных праздников, как договора человека с Богом и природой.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия:
 Знать сущность обрядов и обычаев русского народа; выполнять практические задания; давать определение понятиям; отгадывать ребусы, решать кроссворды.
Регулятивные действия:
усвоение основ комплексной работы с текстами, карточками и схемами.
Познавательные действия:
использование разных типов заданий, заполнение схем, таблиц.
Коммуникативные действия: 
умение работать в группах и парах; художественное чтение и обсуждение прочитанного; сравнение и сопоставление различных высказываний, умозаключений, умение формулировать выводы.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
 
Организационный момент (1-2 минуты)
 
      Актуализация знаний
(4-5 минут)
 
 
 
     Постановка учебной задачи (4-5 минут)
 
 
     «Открытие нового знания»
(7-8 минут)
 
      Первичное закрепление
(4-5 минут)
 
7Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
Физминутка.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
    Рефлексия      
деятельности.
 
9.      Итог урока (2-3 минуты)
   
Положительный настрой на урок.
Проверка готовности к уроку ОРКСЭ.
Какую тему изучали?
Какой поступок мы называем нравственным?
Назвать категории людей, совершающих нравственный поступок?(труженик, воин, патриот, коллективист)
Привести пример нравственного поступка из истории Отечества.
Какой поступок мы называем безнравственным?
Приведите примеры.
Чтение и обсуждение статьи Г. Бочарова «Что человек может?»
Какие традиции русского народа вы помните?
Какие русские обряды знаете?
Приведите примеры.
Открывается 1 слайд презентации – «Обычаи и обряды в Древней Руси».
- Что носили на Руси?
Какие мифологические персонажи покровительствовали древним славянам?
Открывается 3-25 слайды презентации – «Обычаи и обряды в Древней Руси».
Чем женитьба в прошлом отличается от бракосочетания в наши дни?
Почему в свадебном обряде обязательно присутствовал каравай?
Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян?
Посмотрим, что говорит нам учебник об обычаях и обрядах русского народа.
Верно ли мы определили основные термины и понятия темы.
Рассмотри рисунки. Найди в тексте предложения, которые они иллюстрируют?
Открывается 27-38слайды презентации – «Обычаи и обряды в Древней Руси». «Венчание», «Крещение», «Масленица». «Календарные праздники»
Вывод:Зачем же люди исполняли древние обряды?
Работа с дополнительным материалом «Птички вольные» (из письма А. С. Пушкина). Чтение статьи, обсуждение.
Что хорошего в освобождении птиц из неволи?
В чём смысл этого старинного обычая?
Почему праздник называется Благовещеньем?
Почему сейчас возродили этот обычай?
Соберем пословицы.
Открывается 39-43слайды презентации – «Обычаи и обряды в Древней Руси».
Какую тему урока затронули?
Что важного и интересного узнали?
Что заставило вас серьезно задуматься?
Д\З: Мини – сочинение «Какой обряд или обычай русского народа тебе больше всего нравится и почему?»  
Организация рабочего места и настрой на урок.
«Нравственный поступок».
(учащиеся вспоминают понятия «нравственный поступок», «безнравственный поступок», приводят примеры, показывают рисунки, доказывая свой ответ, обсуждаю статью, приводят свои аргументы, доказательства, делают выводы)Традиции и обычаи (примеры).
Обычай – общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни.
Календарные и религиозные праздники.
Учащиеся записывают тему урока и составляют схему в тетради, аргументируя свои высказывания пословицами.
Учащиеся выполняют работу в группах, кроссворд «Что носили на Руси?» (одежда, обувь, головные уборы).
Учащиеся выполняют работу в группах, вспоминают «Мифологические персонажи?» (домовой, водяной, леший, кикимора, банник). Учащиеся составляют схему: обычаи и обряды, календарные и религиозные праздники, приводят примеры календарных, религиозных праздников, работают с пословицами.
Учащиеся вспоминают: люди верили, что каждое событие происходит с человеком по воле богов. Они думали, что если богов о чём-то хорошо попросить, умилостивить их, принести какие-нибудь жертвы, то они будут помогать людям. Каждое событие они сопровождали совершением определённых действий – обрядов.
Чтобы привлечь Богов на свою сторону, каждое событие в жизни людей сопровождалось действиями, которые называются обрядами.
Обряды - это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Они хотели счастья себе, своим детям и благополучия.
Правила записывают в тетрадь.
Ребята работают с учебником с.83-84.
Учащиеся читают статью, обсуждаю её, делают вывод, собирают пословицы самостоятельно, в группах, проверяют.
Творческая работа «Нарисуй свадебный каравай»
Учащиеся делают выводы самостоятельно, учитель лишь «направляет» их.  
Личностные действия: 
Знать сущность обрядов и обычаев русского народа; выполнять практические задания; давать определение понятиям; отгадывать ребусы, решать кроссворды.
Регулятивные действия:
усвоение основ комплексной работы с текстами, карточками и схемами.
Познавательные действия:
использование разных типов заданий, заполнение схем, таблиц.
Коммуникативные действия:
 умение работать в группах и парах; художественное чтение и обсуждение прочитанного; сравнение и сопоставление различных высказываний, умозаключений, умение формулировать выводы.