Реферат Свадебный обряд Древней Руси


Реферат
по предмету «Искусство»
на тему:
«Свадебный обряд Древней Руси»

Оглавление.
I.Введение………………………………………………………….3
II.Основная часть………………………………………………….6 - 20
1.Сватовство……………………………………………………….6
2.Подготовка к свадьбе……………………………………………8
3.Девичник. Обрядовая баня……………………………………..10
4.Выкуп в день свадьбы…………………………………………..12
5.Обряд венчания………………………………………………….13
6.Свадебный пир…………………………………………………..15
7.Брачная ночь молодоженов……………………………………..16
8.Приметы и суеверия о новобрачных……………………………18
III.Заключение……………………………………………………..21
IV.Список использованной литературы…………………………23
V.Рецензия…………………………………………………………24
Введение.
Тема моего реферата «Свадебный обряд Древней Руси».
Эта тема выбрана потому, что она актуальна и в наши дни, так как и в наше время люди вступают в брак, проводят свадебные обряды и уделяют этому большое значение. Свадебный обряд будет интересен людям всегда, и в будущем, так как это одна из сторон жизни людей. Обрядам на Руси всегда уделялось большое внимание, к этой теме с разных сторон осуществляли подход такие специалисты как культуроведы, историки, фольклористы, литературоведы и т.д. Также эта тема стала интересна и мне. С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа, ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей. С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру. Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня.
К 16 веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда. Свадебные русские обряды были религиозно-магическими действиями, призванными подарить новой семье здоровье, достаток, гармонию в отношениях, детей. Кроме того, одной из главных задач такого обряда была защита молодой пары от сглаза и порчи, поскольку полагалось, что именно в этот день она наиболее уязвима. Охранять молодоженов были призваны как люди, так свадебные атрибуты. Так, фата невесты должна была скрывать ее от злых духов. Друг жениха и подружка невесты должны постоянно находиться с ними рядом, чтобы «запутать» духов. Свадебные обряды овдовевших людей уже проходили в более упрощенном порядке.
Традиционно самым подходящим для свадьбы временем на Руси считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались. Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.
На основе вышеизложенного, цели моего реферата состоят в том, чтобы:
1) Проанализировать различные моменты в свадебных обрядах, например (подготовка к свадьбе, сватовство, обручение и т.д.);
2) Показать на примере свадебных обрядов культуру русского народа.
1. Сватовство.
День, время и путь сватов, держали в тайне. Обряд сватовства был обставлен множеством магических действий. Переговоры велись либо с отцом невесты, либо с её старшим братом или матерью. На второе, «официальное» сватовство родители невесты уже ждали сватов и готовили стол, зажигали свечи и лампады. Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор – «рядная запись», оговаривающая весь круг вопросов, имеющих отношение к заключаемому браку. Невеста давала жениху залог, – платок, имевший большую правовую силу. Через несколько дней после этого отец невесты или её старший брат приходили в дом жениха для осмотра его хозяйства. Если родители невесты оставались довольны осмотром хозяйства жениха, они приглашали его родителей на смотрины в доме невесты. Для девушки это было первое свадебное испытанием. Её наряжали, на лицо набрасывали покрывало.
Сватья заводила с ней беседу, нередко девушку заставляли продемонстрировать свои умения, заставляли пройтись, проверяя, не хромает ли она, отец жениха мог посмотреть на ее лицо. Если он целовал девушку в обе щеки, это был знак того, что девушка понравилась. В этом случае смотрины заканчивались «пиром хмельным». Вскоре устраивали сговор, во время которого заканчивалось составление рядной записи, и устанавливались сроки венчания. Сговор имел юридическую силу, он завершался обрядом рукобития: отцы молодых били рука об руку, затем подавали руки, обернутыми платками, друг другу руки, а затем обменивались деловым рукопожатием. Затем они обменивались пирогами, обнимали друг друга с пожеланиями: «Будь ты мне сват да нова родня».
По старинной традиции после сватовства следует сговор. Стороны договаривались о расходах на свадьбу, о подарках, приданом и тому подобных вещах. Всё это происходило в доме невесты, где готовилось угощение.
После сватовства и сговора шёл обряд обручения (или богомолья), в это время молодые троекратно целовались, затем обменивались кольцами. Обручение подкреплялось запоем или пропоем, – совместным пиршеством. Невеста в это время раздавала будущим родственникам приготовленные подарки (полотенца, рубахи, полотенца), угощала гостей вином, кланяясь им до земли. После сговора невеста нарекалась «сговоренкой». С этого момента она не выходила из дома, оплакивала свою девичью жизнь. Жених, наоборот, дома не сидел, каждый день наведывался в дом невесты с подарками.
2. Подготовка к свадьбе
Готовились к браку с первых лет жизни: девочки учились вести хозяйство, готовили приданое. Свадебный обряд на Руси обязывал невесту преподнести в день свадьбы каждому родственнику жениха в дар полотенце, жениху – вышитую рубаху и кальсоны, а его матери – три рубашки, отрез на сарафан, платок на голову. Невест выбирали на смотринах, которые устраивались во время весенне-летних гуляний или престольных праздников. Выбирали невесту родители жениха, согласуя выбор со всей родней, мнения парня обычно не спрашивали. Без благословения родителей браки заключались крайне редко, считались несчастливыми и осуждались общественностью.
Поскольку обычно девушки не имели права на выбор, они часто прибегали к гаданиям, стараясь предугадать, каким будет их суженый, когда будет свадьба. Гадали чаще всего на святки или на Покров день, – по снам, зеркалу, отражению в воде, на свечах. Возвращаясь к свадебному русскому обряду, скажем о том, что после того, как родственники жениха согласовали кандидатуру невесты, они выбирали посредника, – сваху или свата, шустрых на язык односельчан, умевших улаживать подобные дела. Иногда он шился, как детский чепчик, и завязывался под подбородком, но были и другие покрои.
Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым или ситцевым в будни. Как и в средневековой Руси, женщине считалось неприличным выходить на улицу или находиться дома при посторонних (а иногда даже и при домашних) в одном повойнике, без платка. Сестра или подруги принимали “красу девичью”, успокаивали невесту, а отец с матерью благословляли ее иконой. Все расходились по домам, чтобы на утро снова прийти в дом к невесте и проводить ее к венцу.
3. Девичник. Обрядовая баня.
Вечер накануне венчания назывался «девичником», невеста прощалась с семьей, девичьей жизнью, свободой. Звучали её причитания и печальные песни подружек. Одновременно совершался обряд расплетания девичьей косы. Вплетенную ранее в косу ленту девушка отдавала подружкам. С причитанием подружки провожали ее в баню, где парили присланными женихом вениками.
Баню топили девушки, подружки невесты, накануне девичника. Невеста кланялась в ноги подружкам и просила истопить баню парную, не угарную. Банный обряд в один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходил под почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или других родственниц. Невеста, причитая, старалась оттянуть время расплетания косы. Подружки расплетали девичью косу, расчесывали волосы и брали себе ленточки из косы. Такие причитания слушатели принимали близко к сердцу и тут уж и все плачут, а невеста пуще всех. В момент расплетания косы невеста вырывалась и не давала расплетать косу. Девушки пели песни в этот момент, но, к сожалению, в Старорусском районе их удалось зафиксировать немного. В других районах, таких как: Крестецком,
Валдайском, Батецком, Пестовском, такие песни еще долго вспоминались исполнительницами. Среди них, например, “Не в трубушку трубили…”Плачущую невесту закрывали платком “от сглаза” и вели в баню, а она по дороге причитала.
Момент расплетания косы был самым напряженно - драматическим обрядом девичника и состоял в прощанье с красной красотой, то есть с косой.
Он состоял в том, что заплетали волосы девушки в одну косу в последний раз. А на следующий день после венчания в церкви сваха заплетала уже две косы (символ замужества) и надевала молодой женский головной убор в повойник или кику. Такой головной убор плотно покрывал волосы женщины, уложенные в пучок или венком вокруг головы. Он представлял собой мягкую шапочку с овальным верхом и нешироким околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся тесемками на затылке.
Иногда на девичник приезжал жених с дружками, одаривал невесту и девушек сладостями и молча сидел за столом. Есть свидетельства того, что жених проводил парневик или парнишник (прощание с холостой жизнью) перед тем, как приехать к невесте. Друзья жениха затевали веселые игры и пляски, катание по деревне на лошадях (невеста и жених в этом участия не принимали). Обряд прощания с “красной красотой” в разных деревнях исполняли по-разному. Например, в деревне Рамушево косу невесты разделяли на две после венчания в доме мужа. Молодых вели в чулан, прятали от всех, давали им есть, а муж косу расчесывал на две. Затем дружка выводил молодых из чулана и “раскрывал” (стегал) их кнутом, отгоняя порчу.
4. Выкуп в день свадьбы.
Выкуп - это обряд исконно народный, русский. Этот яркий и, на первый взгляд, шуточный обряд в древности нес в себе глубокий смысл. Невеста покидает отчий дом и становится частью семьи мужа. Жених выкупает невесту у родителей или у подружек, доказывая тем самым, что достоин стать хорошим мужем. На Руси выкуп невесты становился настоящим действом, к которому долго и тщательно готовились. Раньше «выкупать невесту» приходилось еще на пути к ее дому, особенно если жених ехал из другого поселка или города. Денег платить по старинному обычаю много не приходилось, символически жених откупался сладостями и несколькими пятаками. В процессе выкупа жениху предлагалось перепилить бревно или вбить в него пару гвоздей одним ударом. В доме невесты будущий муж, прежде всего, выкупал косу возлюбленной. Как большинство традиций, выкуп невесты дошел до наших дней, претерпев ряд серьезных изменений, и стал обрядом символического характера.
5. Обряд венчания.
В старину обряд венчания, который обычно проводили вечером, называли Судом Божьим. С утра подружки невесты снаряжали виновницу торжества: умывали, одевали, навешивали украшения. В воду для умывания клали серебро. После этого невесту усаживали под иконы, пели ей свадебные песни. Затем, когда к приезду жениха всё было готово, невесте на голову возлагали символ девичества – венец и торжественно выводили под руки две свахи. Впереди шли женщины - плясицы, за ними следовали каравайники, затем свечники с массивной венчальной свечой. Далее несли обручальные кольца. Гости рассаживались за столом, и сваха просила родителей благословения невесту крутить и чесать, затем снимала с неё покрывало и венец, расчесывала гребнем в меду невесту, скручивала ей волосы и надевала кику, после чего снова накрывала невесту покрывалом. Во время этого обряда свечники держали кусок материи между женихом и невестой. Пир продолжался. После третьего блюда сваха просила родителей благословения, и молодых везли в церковь. Гости вставали, родители невесты держали в руках образа. Новобрачные кланялись священнику, родители невесты передавали ее жениху. Отец ударял невесту плетью, приказывая слушаться мужа, и передавал новобрачному эту плеть.
После венчания покрывало с невесты снимали. Весь обряд венчания сопровождался массой сложившихся в народе веками примет: кто выше свечу держит, кто первый ступит к аналою и т.п.
При выходе из церкви молодоженов осыпали семенами конопли и льна.
Родители жениха встречали их у околицы или ворот дома, свекор – с иконкой, а свекровь – с хлебом-солью. Хлеб разламывали над новобрачными на 2 половинки. Молодые кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался свадебный пир.
6. Свадебный пир
Молодые за свадебным столом ничего не ели, не пили, а лишь принимали поздравления. Когда к столу выносили третье блюдо, молодых выводили в сенник, к брачному ложу. С уходом молодоженов пир разгорался, – накрывали «горный» стол, к которому обычно подъезжали гости со стороны невесты. За ночь молодых несколько раз бесцеремонно поднимали с постели, выводили к гостям, которые не прекращали веселья.
Ранним утром молодых снова будили. Их одевали и провожали к столу, где продолжалось веселье. Правда, это уже был, как у нас сейчас принято говорить, «сладкий стол». Немного погодя, поскольку хмельным гостям было уже не до молодых, те, не выспавшиеся и усталые, могли незаметно покинуть застолье и уйти отдыхать. В этот же день молодым готовили обрядовую баню. Мыться их провожали с песнями, разметая дорогу вениками. В бане сваха проверяла рубашку новобрачной для обнаружения следов девства.
Часто факт невинности молодой демонстрировали и односельчанам. На третий день свадьбы молодой устраивали испытания, – она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, а гости должны были ей всячески мешать. Традиционно русская свадьба длилась три дня.
7. Брачная ночь молодоженов
В старину встречались необычные свадебные обряды, связанные с первой брачной ночью. Так, в некоторых местностях каждый присутствующий на свадьбе мужик должен был потискать невесту так, чтобы это походило на некую имитацию полового акта. Делали это для того, чтобы невеста поняла, что таит в себе первая брачная ночь. Есть регионы, где невесту раздевали на свадьбе (оставляли лишь нижнюю рубаху). Делал это отец, старший брат или свидетель. После основного торжества молодоженов запирали в специально подготовленной комнате. Родственники и крестные родители усаживались под дверью и под окнами и прислушивались. А были и такие, кто старался найти щель, чтобы подглядывать. Если молодых не было слышно, ожидающие начинали петь соответствующие теме частушки и стучать в дверь и окна. Утром молодожены должны были показать доказательства того, что супружеский долг был исполнен. Если ничего не получалось, то у молодых было еще 2 шанса. Если муж не справлялся за 3 попытки – его должен был заменить родственник, крестный или опытный гость. Есть свидетельства, что в некоторых областях в первую брачную ночь молодых не оставляли в комнате одних. На всякий случай с супругами оставался брат или родственник жениха, который должен был заменить последнего при необходимости. Проповедники христианства пытались привить русинам чувство святости брака и брачного ложа, но язычники не спешили менять свои многолетние традиции.
Многие народы имеют разнообразные традиции, связанные с первой брачной ночью. Некоторые народы считают правильным воздержание в первую брачную ночь. А есть и такие культуры, где новобрачные устраивают ночное побоище. Считается, что если в первую ночь молодожены хорошенько поколотят друг друга, то в совместной жизни у них не будет склок и скандалов. Единственное, что объединяет все культуры в отношении свадебной церемонии – это вера в то, что с этого момента должна начаться безгрешная супружеская жизнь.
Поэтому свадьба является некой исповедальней, разделяющей жизни молодых на «до» и «после».
8. Приметы и суеверия о новобрачных
1. Увидеть невесту до свадьбы в подвенечном платье - к потере дара речи у
жениха.
2.Если жених и невеста сироты - к богатству, достатку.
3.Если жених активно участвует в приготовлении к свадьбе - быть ему
хозяйственным мужем.
4.Если жених придет к невесте в дом запачканным - не будет в доме
хозяина.
5.Если жених дарит невесте бытовую технику - к легкой жизни.
6.Если жених любит кошек - к ласковому мужу.
7.Если между молодыми пробежит кошка, то они будут жить
несогласно, как кошка с собакой, поэтому заведите собаку, что бы
кошка без дела не бегала.
8.Если жених любит собак - к строгому,но преданному мужу.
9.Если жених заранее знакомит невесту со своимидрузьями - к доверию.
10.Если жених любит бывать с невестой в компании друзей - к
неревнивому мужу.
11.Если жених поет и играет на гитаре - к ночным серенадам.
12.Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом
впереди себя - уведет жениха.
13.Это же относится и к жениху - не стоит пускать вперед себя друга, то
как бы чего не вышло.
14.Если невеста выходит замуж в старых туфлях - к удаче. Ведь в них вы
не за что не сможете натереть мозоли, даже если захотите.
15.Если жених и невеста сфотографировались вместе до свадьбы - не быть
им вместе.

Свадебные суеверия:
1. В день свадьбы рано проснуться - к расстройству нервов или к
головной боли.
2.Если жених побреется и сделает стрижку с укладкой - к счастливому
изумлению невесты.
3.Если на выкуп у жениха много денег - к быстрому выкупу.
4.Если с опозданием приехать на выкуп невесты - к легкому выкупу.
5.Невеста в фате со свечей - к подпаленной свече.
6.Если дотронуться до колец жениха и невесты на свадьбе, значит, скоро
на своей свадьбе гулять будешь.
7.Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.
8.Если, возвращаясь из церкви, первой в дом заходит невеста - она будет
руководить в семье, а если жених - он будет хозяином.
9.Если невеста отщипнула от калача больше, чем жених, - к голоду.
10.Если калач разделить на всех родственников - к сытости и веселью,
щедрости.
11.Если на свадьбе много песен и игр - к счастливой веселой жизни.
12.Если, надевая кольцо, жених или невеста роняют его, значит, быть
измене.
13.Если на свадьбе много пить - к бессилию.
14.Если на свадьбе много есть - к беспокойной ночи.
15.У молодых на свадьбе вино не должно оставаться в бокалах - это не
вино, а слезы остаются.
Заключение
В заключение моего реферата, можно сделать вывод, что свадебный обряд был и остается одним из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, обряды того или иного народа. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей. Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак – одно из самых важных в жизни любого человека.
При написании реферата, я выяснила, что людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом. К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены.
Можно сказать, что постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в ЗАГСе. В западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении столетий. Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания.
При написании реферата я пользовалась различными источниками и выяснила, что свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется соответствующим образом.
Таким образом, можно сказать, что, к сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после Октябрьской революции “пережитками темного прошлого” канули в лета. В то же время, пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные свадьбы” так и не прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную регистрацию врайоном ЗАГСе и скучный банкет в ресторане, нередко заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю жизнь праздника.
Тема реферата очень интересна и я продолжу в дальнейшем над ней работать.
Список использованной литературы
1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М.,
1985.
2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990.
3. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.
4. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.
М., Наука, 1990.
5. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.
М., 1996.
6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.
7. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.
8. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.