Исследовательская работа Свадебный обряд донских казаков


Городская краеведческая конференция «Отечество»
Номинация «Этнография»
Тема исследовательской работы:
«Свадебный обряд донских казаков»
Выполнила:
Пятина Дарья Михайловна
8 «А» класс
МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа № 110»
Руководитель
Степовая Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Ростова–на–Дону «Школа №110»

Оглавление
Глава 1. Введение.
1.1. Цели и задачи. Актуальность и методы исследования.
Глава 2. Основная часть.
2.1. Сочетание у донских казаков двух разновидностей восточнославянского свадебного обряда.
2.2. «Рыцарский» период в истории свадебного обряда донских казаков
2.3. Трехчастность свадебного обряда донских казаков.
2.4. Особенности трех частей обряда.
2.4.1. Предсвадебье.
2.4.2. День свадьбы.
2.4.2.1. Обязательные атрибуты дня свадьбы.
2.4.3. Послесвадебье.
Глава 3. Заключение.
4. Список используемой литературы.
Глава 1. Введение.
Ни одна культура, ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы она не передавалась от поколения к поколению. Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом.
Одной из главных задач этнографии является задача по поиску, сбору и анализу материала, помогающие раскрытию тайн обрядовой культуры. Утратить ценные знания можно безвозвратно, потому что множество из них хранится в памяти старожилов, престарелых селян и горожан. Это – язык земли, это – память истории.
Из многочисленных донских обрядов, я считаю самым интересным и отличающимся от других свадебный обряд. Большинство обрядов похожи между собой, а этот индивидуален и намного разнообразнее остальных. Свадьба – событие, в котором удивительным образом уживалось языческое с христианским. Ее традиции соблюдали и простые крестьяне, и самодержавные цари. Она исторически соединила в себе два древних обряда: народный, называвшийся «веселье», и христианский – «венчание». В «Словаре русского языка» С.И.Ожегов так дает определение свадьбы: «Свадьба – это брачный обряд», а «брак – это семейные отношения между мужчиной и женщиной; супружеские отношения». Свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение. Как и в любой другой этнической культуре, свадьба на Дону имеет свои особенности, продолжая одновременно с ними определённую традицию, точнее, возвращаясь к ней в ходе своей эволюции.
1.1.Цели и задачи исследования. Актуальность и методы исследования.
Цель моего исследования: Изучение свадебного обряда донских казаков, выявление его отличительных особенностей по сравнению с другими свадебными обрядами.
Задачи:
-провести исследование свадебного обряда донских казаков;
-определить, какие факторы влияли и влияют на формирование, развитие и трансформацию свадебного обряда донских казаков.
Актуальность выбранной темы:
Тема, которая была выбрана для исследования, является актуальной, потому что каждый ныне живущий человек интересуется историей своих предков, их традициями, обычаями, обрядами. Эти знания и чувство сопричастности к судьбе своего края, подаренного нам предками, способствуют формированию в нас самих гражданственных и патриотических чувств, которые можно воспитать на разнообразном краеведческом материале, в том числе, и этнографического характера. Занятия этнографией повышают эрудицию, культурный уровень, способствуют развитию навыков исследовательской работы. Изучение этнографии, знание её способствуют развитию патриотических чувств, дает дополнительные знания по гуманитарным предметам. Занятия этнографией располагают к усвоению хороших манер, так как соблюдение норм культуры поведения значительно облегчает сбор этнографических материалов.
Методы исследования:
Во время работы производился подбор информации из различных источников, анализировались и сопоставлялись факты, осуществлялось их обобщение. Материалом для работы послужили различные источники информации: научно-популярная, справочная, энциклопедическая литература, материалы средств массовой информации.
Глава 2. Общий обзор донской казачьей свадьбы.
2.1. Сочетание в свадьбе донских казаков двух разновидностей восточнославянского свадебного обряда.
«Выделение в восточнославянском свадебном обряде двух его разновидностей: вирилокальной (с подавляющей ролью жениха) и уксорилокальной (с преимущественным положением невесты) свадьбы – и территориальная отнесённость первой разновидности к русскому Северу, а второй – к Белоруссии, Украине и исконным землям юга России делает актуальным вопрос об отнесенности этих видов и казачьему Дону. У донских казаков оба типа органично сочетаются, взаимодополняя друг друга. Общеупотребительное клише «Я из родительской воли не выходу» касается в равной степени как жениха, так и невесты, причём последняя обладает относительной свободой выбора и наложением вето на предполагаемую кандидатуру в мужья» (1).
Если окинуть взглядом весь обряд, то всё предсвадебье и начало дня свадьбы вплоть до венчания сосредоточено на половине невесты, которая, будучи засватанной, определяет весь ход подготовки к бракосочетанию, отводя жениху пассивную роль: посетить вечеринку у невесты, забрать приданое (постель), терпеливо ждать результатов переговоров дружка со свашкой у закрытых ворот, терпеть капризы продавцов места рядом с невестой в эпизоде сидения на посаде и т.д. И лишь после венца инициатива постепенно переходит к молодому супругу, хотя сама молодуха вплоть до финального эпизода остается в центре внимания участников обряда. Эту свободу поведения в предбрачный период и после венца казачка должна была завоевать, доказать полным сосредоточением на семье, муже, детях и доме после свадьбы, самоотверженной жертвенностью во благо рода. Путь к свободе был очень долог, потому что почти 5 веков назад свадьбу на Дону играли совсем иначе.
_______________
Новак Л., Фрадкина Н. Как у нас-то было на Тихом Дону: Историко-этнографический очерк. Ростов н/Д: Ростиздат, 1985, стр.11
2.2. «Рыцарский» период в истории свадебного обряда донских казаков. Этот обряд «рыцарского» периода истории донского казачества (XVI-XVII вв.) описан едва ли не каждым историком или краеведом: «... Жених и невеста, согласившиеся вступить в супружество, являлись вместе на местную площадь во время народного собрания. Здесь, помолившись Богу и кланяясь на все стороны, жених называл свою невесту по имени и говорил ей: "Будь ты мне жена", и невеста же, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, говорила ему: "А ты будь мне мужем". После этого брачившиеся целовали друг друга и принимали от собрания поздравления с вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством»(2). В свадьбе XVI—XVII вв. уже заложены существеннейшие черты донского свадебного обряда. Наглядным доказательством этой роли служит укрытие полою одежды женщины, переходящей от одного мужа к другому: «Прикрытие полою казаки почитали очень важным символом: оно значило снять с отказанной жены бесчестье развода». Трогательно патронажную роль казака-мужа подчеркивает его фуражка в красном углу вдовьего дома: и после смерти казак заботится о той, с которой получил благословение общины.
__________________
Новак Л., Фрадкина Н. Как у нас-то было на Тихом Дону: Историко-этнографический очерк. Ростов н/Д: Ростиздат, 1985, стр.18
2.3 Трехчастность свадебного обряда донских казаков. Сходство и отличия от обрядов других территорий.
Именно казачка развернула свадебный обряд до тех пределов, в каких он фиксируется донскими историками и краеведами XIX в. – от Сухорукова до Листопадова. Этот обряд становится трехчастным, состоящим из предсвадебья, дня свадьбы и послесвадебья, он насыщается фольклорными песнями, присловьями, включает в себя обязательное венчание, обрастает различными предметами и атрибутами и т.д. К середине XIX в. донская свадьба достигает пика в своем развитии. При этом наибольшее сходство она имеет с южнорусским обрядом. Отличают от русской донскую свадьбу и отдельные элементы, проникшие в обряд от украинцев. На донскую свадьбу повлияли крепостные, которых донские дворяне приобретали в Слободской Украине и переселяли на подаренные им за заслуги пустующие войсковые земли. Обряд свадьбы донских казаков приобрел много элементов от украинской свадьбы.
Так, чисто казачий обряд не знает так называемой «антисвадьбы», т.е. разнузданного веселья второго дня с переодеванием, розыгрышами, солеными шутками, валянием в грязи, обливанием гостей и хозяев и тому подобными действиями в честь нечистой силы, коей и посвящена антисвадьба. И до сих пор в бывших 2-м Донском, Усть-Медведицком и Хоперском округах обходятся без этого свадебного «излишества», а на остальных казачьих землях Дона антисвадьба воспринимается едва ли не как исконная традиция. В последнее время в некоторых местах замечены даже тачки для катания тёщи и других персонажей. элементов обряда украинской свадьбы
2.4 Особенности частей трехчастного свадебного обряда на Дону.
Конечно, за полтора века эталонный донской свадебный обряд середины XIX столетия не мог не измениться. Вкратце охарактеризуем эти изменения по всем трем частям обряда. Но прежде обратим ваше внимание на некоторые различия элементов свадеб в Новогородской губернии, Алтайской области и Нененском округе.
2.4.1. Предсвадебье состояло из следующих эпизодов:
•  сватовство, состоящее из выбора свахи и сватов ; прихода сватов в дом жениха и зачина сватовства (для последнего характерны многочисленные варианты иносказательного объяснения причин появления гостей («телушка заблудилась», «куница спряталась», «гулюшки залетели»и т.д.); смотра невесты с элементами розыгрыша, замены девушки на старуху и т.п.; совета сватов и жениховой родни о достоинствах жениха и невесты и их взаимном согласии; запива (дон. своды, сводилки, договоры), во время которого соединяли руки будущей четы, накрыв их платком, и достигали обоюдного согласия на продолжение обряда, сговора, или рукобитья,(песня) т.е. помолвки, с обязательным зарядом – своеобразной страховкой на случай отказа одной из сторон и пропоем (дон. запоем, пиром), на котором молодые люди официально объявлялись женихом и невестой и обсуждались затраты сторон, объём кладки, последующие действия и пр.; окончания сватовства, о положительном результате которого станичников или хуторян извещали с помощью нескольких песен, распеваемых участниками сговора, расходящимися по домам;
•  смотрение места (дон. смотреть печи, гладить стенки, глядеть пепелище и др.) как официальное посещение невестой (еще один признак её свободы в обряде) и её родственниками дома жениха, будущего места обитания, с обязательным элементом общения с домашним пенатом-домовым в форме различных манипуляций с русской печью (выгребание золы, побелка поцарапанных стенок);
•  общение жениха и невесты в необрядовой форме, а также на вечеринках, устраиваемых невестой, усиленно готовящей подарки суженому;
•  подушки, т.е. перенос приданого в дом жениха с непременными песнями и угощением;
•  девичник и мальчишник (дон. вечер) с заметно развитым сюжетом девичника и элементарным застольем мальчишника.
Непременной составляющей предсвадебья были обрядовые песни, «стартом» для которых становился сговор. «На Дону сложился устойчивый, воспроизводимый практически на всем пространстве репертуар предсвадебных песен, включающий такие тексты, как «На горе чи дуб, чи береза», «Да у лебедя лебедушка под крылом», «По рукам сваты вдарили, заряды положили», «У нас ныне незнакомый побывал» (на сговоре-помолвке), «Свет мой, воля девичья» (на девичнике) и др.. Заметим, кстати, что практически ни одна из названных песен не представлена в фольклорном свадебном репертуаре собственно русской традиции»(3), что свидетельствует о творческом развитии обряда донскими казаками.
2.4.2. День свадьбы в донском обряде расписан столь же скрупулёзно, как и предсвадебье, причем сюжет этого дня сохраняется в неизменности даже в современном исполнении ритуала. Этот день начинается с оголашивания невесты. Далее последовательно совершаются:
•  одевание невесты, с таким архаическим элементом, как стояние на полсти (войлоке) или вывернутой шубе (через них невеста «общается» с предками, надеясь на их благословение), а также с неизменными;
•  отъезд храброго поезда жениха за невестой:
•  сидение на посаде невесты в красном углу в ожидании приезда жениха;
•  преодоление препятствий храбрым поездом жениха – наградой за «подвиги» становится его появление вблизи невесты;
•  выкуп места – шуточный торг с его хранителями, становящимися после продажи объектом насмешек и укоризненных обличений ;
•  угощение гостей у невесты и прощание её с домом и родными ;
___________________________
Русская свадьба: М.: Гос. центр русского фольклора, 2000, стр.32.
•  следование храброго поезда к церкви с появлением в этом эпизоде свадебного колдуна и венчание, проводимое в строгом соответствии с каноном;
•  встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей (дон. глядельщики, смотрельщики), которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника(сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных);
•  свадебный пир и дары (дон. дарёж, сыр-каравай), отличительной чертой которых в давнее время и особенно на свадьбах простых казаков была так называемая зеленая телушка, т.е. отложенный подарок: приплод скота, домашней птицы, который получают молодые после его появления на свет (напомним, что дары могут переноситься на второй день свадьбы);
•  обкрутка невесты – замена девичьей прически (две косы) на женскую. Получившийся куль прячут в колпак или фальшонку, по которой всегда можно было определить донскую казачку; отводы в постель, в донской традиции совершаемые деликатно, незаметно, без привлечения внимания пирующих;
•  вечерние гости – не везде соблюдаемое приглашение родных невесты на пиршество в дом жениха.
2.4.2.1. Обязательные атрибуты дня свадьбы.
Донской каравай имитирует «мировое древо», представляя собой основу, лежень, изготовленную из сдобного теста, украшенного фигурками и узорами, в которую вставляется пышная ветка плодового дерева, обернутая полосками теста и увешанная лентами, конфетами и т.п. В бассейне Северского Донца, на Нижнем Дону, в Задонье караваем считается украинская «шишка», сдобный пирог из заострённых палочек теста, связанных также лентой из теста: фаллическая, т.е. прямо относящаяся к идее плодородия, символика такого каравая несомненна, что естественно для украинцев-земледельцев.
Мне вновь хочется вернуться к схожести донской и украинской свадеб. Не знали казаки и так называемых быков, т.е. двух связанных друг с другом бутылок спиртного, стоящих нетронутыми перед молодоженами во время свадебного пира. Эти быки пришли к казакам от украинцев. Инородность быков на донской свадьбе обнаруживается, в частности, в том, что существует множество вариантов дальнейшего использования этих сосудов: одни продают «огненную воду» гостям по чайной ложке, другие отвечают этим напитком на дары гостей (этот эпизод, так называемый сыр-каравай, во многих ареалах Дона отнесен ко второму дню свадьбы), третьи берегут бутылки до годовщины свадьбы или рождения первого ребенка.
Песенный репертуар дня свадьбы просто необозрим: опевается едва ли не каждый эпизод. Многие их этих эпизодов обрамляются песнями, обычно короткими по размеру, но по смыслу напрямую соотносимыми с происходящим. День свадьбы обыгрывается, как правило, небольшой группой песенниц, мастериц своего дела, досконально знающих ход обряда и зачастую определяющих его ритм. Своё место в песенном наполнении свадьбы занимают так называемые корильные песни, малоизученный жанр русского обрядового фольклора, что «объясняется тем, что корильные песни записывались не так часто»(4). Первым адресатом укоров становится отец невесты еще на сватовстве, на пиру, закрепляющем договоренности о создании новой семьи.
Далее под огонь критики попадают подушечницы, оставившие приданое в доме жениха. В день свадьбы «достаётся» от песенниц, брату невесты , продающему место для жениха рядом с сестрой, свахе, дружку. Общей чертой свадебных корильных песен на Дону можно считать нарочитую нелепость, абсурдность обвинений в адрес того или иного участника обряда, что свидетельствует не только об игровой природе тех или иных эпизодов обряда, но и об иронии и самоиронии – характерных чертах психологии донских казаков.
_______________
(4)Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982. стр. 97
2.4.3. Послесвадебье в донской свадьбе калейдоскопично в том смысле, что не имеет выверенного, охватывающего весь Дон сценария: кое-где ещё
сохранилось варёное, т.е. угощение молодым на утро после свадьбы, присылаемое тёщей; где-то практикуют отводы, т.е. продолжение свадьбы в доме невесты. Выражение бить горшки в одних станицах понимают как обряд благодарения женихом тёщи, сохранившей дочь в невинности: уложив тёщу на лавку, молодой муж меняет ей старые туфли на новые, а затем разбивает на её животе глиняный горшок, что символизирует окончательный уход дочери от отца-матери; в других станицах – как испытание ловкости и домовитости молодайки, заметающей веником разбитые на подворье гостями горшки. Не везде играют антисвадьбу. Конечный эпизод свадьбы также обозначают по-разному: и бить горшки, и завивать (заливать) овны, и заливать пожар, и хоронить концы. Тем не менее есть один устойчивый, общедонской эпизод послесвадебья, связанный с невинностью невесты. Он «устанавливается относительно поздно, в пору развертывания «рыцарской» свадьбы в трёхчастный обряд, но в XIX и даже XX в. соблюдается весьма строго. Невинность невесты отмечают повсеместно одинаковым образом: по станице или хутору носят калину – флаг с кистями калины (эта ягода может украшать и каравай), выражают всеобщую радость обильным возлиянием, песнями, славящими мать и дочь» (5).
____________________________
(5)Листопадов A. M. Старинная казачья свадьба на Дону. Ростов н/Д, 1947.стр 25
Глава 3. Заключение.
В свадебном обряде каждого отдельного периода были свои особенности, имевшие для невесты и жениха, для всего общества огромное значение и глубокий смысл. Народ и сегодня верит в приметы и суеверия, придерживается определенных обрядов, так же, как наши предки верили в то, что это поможет молодой семье жить счастливо, богато и хорошо.
Гегель верно заметил, что «связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо».
Сохранение и некоторое оживление элементов старинных обрядов и старинных песен в современной свадьбе говорит о том, что в конце XX века совершенно новые семейные, в частности, свадебные традиции так и не сложились, практически не было и свадебных песен, которые отражали бы принципиально иной, с точки зрения власти, характер семейных отношений. Попытки создания нового свадебного церемониала сводились, как правило, к модернизации общеизвестных и наиболее важных с точки зрения нравственности ритуалов и обычаев. Немаловажную роль играли и социально-экономические условия жизни людей.
Молодежи XXI века необходимо помочь отобрать и творчески переосмыслить из старого наследства то, что соответствует духу времени, содействует развитию инициативы самой молодежи, вносит в свадебное торжество новую струю и способствует укреплению семейных отношений. Принятый 22 октября 1997 года федеральный закон «Об актах гражданского состояния» говорит о правильности ведения государственной регистрации актов гражданского состояния, записях, полномочиях на государственную регистрацию. В законе не прописан сам ритуал или свадебный обряд торжественной (или не торжественной) регистрации брака, сценарии свадебного ритуала разрабатываются ведущими на местах.
4. Список используемой литературы:
Новак Л., Фрадкина Н. Как у нас-то было на Тихом Дону: Историко-этнографический очерк. Ростов н/Д: Ростиздат, 1985.
Листопадов A. M. Старинная казачья свадьба на Дону. Ростов н/Д, 1947.
Русская свадьба: М.: Гос. центр русского фольклора, 2000.
Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982.