План урока по литературе на тему Древнегреческая мифология. Деметра и Персефона

Предмет: литература (интегрованный курс)
Класс: 6
Тема: Древнегреческая мифология. «Деметра и Персефона»
Цели:
- углубить представление о древнегреческой мифологии;
- познакомить с содержанием мифа, помочь понять его основу;
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение выделять
эпизод, составлять к нему план;
- совершенствовать речь, работать над расширением словарного запаса;
- воспитывать интерес к античной культуре

Оборудование: учебник, репродукции картин с изображением древнегреческих богов, карточки для работы в группах, тестовые задания

Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Объявление темы и цели урока
Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Страны античного мира - Древняя Греция и Древний Рим – создали уникальную культуру, приобщение к которой является обязательной для современного культурного человека. Литература, музыка, архитектура, театр – все эти виды искусства, возникшие в античную эпоху, существуют и в наше время, даря людям красоту и гармонию. Сегодня мы познакомимся с мифологией Древней Греции, проследим отголоски ее культуры в нашем времени.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа с учащимися:
Что означает слово миф?
Почему возникли мифы? Что в них отражали люди?
В чем важнейшая особенность мифов?
Почему мы изучаем мифы?
IV. Работа над темой урока
Учитель:
Главные персонажи мифов – олимпийские боги. Они велики и бессмертны, они повелевают силами природы и распоряжаются людскими судьбами, но их характеры и взаимоотношения очень похожи на человеческие: они любят и ненавидят, воюют и устраивают перемирия, стремятся к власти и бескорыстно помогают людям.
Сообщения подготовленных учащихся о древнегреческих богах (с использованием репродукций картин с изображением богов)
Предварительная проверка содержания мифа «Деметра и Персефона» (выполнение тестовых заданий).
Взаимопроверка.

Тест
1. Богиней чего является Деметра?
А) плодородия;
Б) земли;
В) неба
2. В какое время года начинаются события?
А) зимой;
Б) весной;
В) осенью
3. Установите соответствие между богом и ролью в тексте:
1) Гелиос 2) Зевс 3) Аид
А) отец Персефоны
Б) похититель Персефоны
В) свидетель похищения
4. Аид – это бог:
А) морей и океанов;
Б) подземного царства;
В) грома и молнии
5. Гелиос – это бог:
А) Солнца;
Б) путешественников;
В) подземного мира
6. Узнав о похищении дочери, Деметра:
А) горевала в своем дворце;
Б) пошла выяснять отношения с Зевсом;
В) отправилась на поиски дочери
7. В каком облике явилась Деметра к людям?
А) в одеждах олимпийских богов;
Б) в темных одеждах простых людей;
В) в военных доспехах
8. Как Деметра хотела отблагодарить хозяев дома?
А) дала им богатство;
Б) научила земледелию;
В) хотела сделать их сына бессмертным
9. Как Деметра заставила Зевса вернуть дочь?
А) очень ругала Зевса;
Б) вымолила, выпросила;
В) уничтожила всю живую природу
10. Этот миф объясняет:
А) смену времен года;
Б) как стать бессмертным;
В) как вести поиск пропавших

Ключи
1.а 2.б 3. 1в 2а 3б 4.б 5.а 6.в 7.б 8.в 9.в 10.а


Опрос по содержанию (фронтально):
Каковы ваши впечатления от мифа?
Какой мы увидели Деметру?
Какими показаны Зевс и Аид?
Работа с текстом (самостоятельно):
выделить эпизод:
группа – «Похищение Персефоны»;
группа – «Деметра ищет дочь»;
группа – «Жизнь Деметры у царя»
составить план;
пересказать по плану близко к тексту
Работа над расширением словарного запаса
Учитель:
Известно, что античный мир оказал огромное влияние на формирование европейской цивилизации. Отзвуки древнегреческой мифологии мы встречаем в названиях созвездий, цветов; древнегреческие боги и герои являются персонажами современных мультфильмов и кинофильмов; мифические образы запечатлены в мраморных скульптурах, на живописных полотнах; упоминаются они в произведениях литературы, существуют в виде образных выражений в языке.
Работа в группах ( метод «Ажурная пила»)
1 группа
СИЗИФОВ ТРУД – нескончаемая и бесплодная работа
Жил в Древней Греции царь Сизиф. Он провинился перед богами. Боги разгневались и осудили его: он должен вечно вкатывать на гору камень. Как только камень достигал вершины горы, каждый раз скатывался обратно вниз. И Сизиф снова его катил в гору. Так продолжалось вечно.

2 группа
ПРОМЕТЕЕВ ОГОНЬ – огромное внутреннее стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной деятельности; талант, одаренность.
Мифический герой Прометей похитил с неба огонь и научил людей им пользоваться. Получив огонь, люди получили свет, тепло, горячую пищу, обучились наукам и искусствам. Боги наказали Прометея: приковали его к скале. Каждый день прилетал орел и клевал его печень, которая за ночь снова отрастала. Прометей терпел муки, но не раскаялся, что помог людям.

3 группа
НАРЦИСС – человек, любующийся своей красотой, самовлюбленный человек, эгоист
В Древней Греции жил юноша необыкновенной красоты. Однажды, наклонившись к ручью, он увидел в воде свое отражение и влюбился в себя. От этой любви юноша зачах и превратился в цветок с таким же названием.

4 группа
ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ (УЖАС) – очень сильный, непреодолимый страх.
В древнегреческой мифологии Пан – бог лесов. Он был также покровителем стад животных. Он изображался в виде человека с козлиными рогами и ногами и наводил ужас, который внезапно охватывал людей.

5 группа
ЯБЛОКО РАЗДОРА – то, что приводит к ссоре
Однажды богини решили выяснить, кто из них самая красивая. Они предложили Аполлону (богу – покровителю искусств) выбрать красавицу и вручить ей яблоко. Аполлон отдал яблоко богине Афродите. С тех пор Афродита стала богиней красоты и любви. А другие богини на нее обиделись и с ней поссорились.

Самостоятельная работа: записать толкование фразеологизмов. Взаимопроверка, оценивание (за 1 правильный ответ – 2 балла)

СИЗИФОВ ТРУД –
ПРОМЕТЕЕВ ОГОНЬ -
НАРЦИСС –
ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ –
ЯБЛОКО РАЗДОРА –

Домашнее задание.
Прочитать миф «Яблоки Гесперид», устно ответить на вопросы после текста.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Геракле и его подвигах.
*Подготовить реферат о созвездиях, названных именами героев древнегреческих мифов.
Задание на опережение: к внеклассному чтению прочитать мифы, нарисовать иллюстрации.

VІ. Итоги:
выведение учащимися среднего балла за урок (тесты +
самостоятельная работа)