Методическая разработка родительского собрания «Курить – здоровью вредить» 8-9 классы

Методическая разработка родительского собрания
«Курить – здоровью вредить»
8-9 классы



Кондратенко О.И.
социальный педагог МБОУ СОШ «Солнечная»

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра
Конфуций

Цель: информирование родителей о курении как одной из вредных привычек учащихся.
Задачи:
- обратить внимание родителей учащихся на проблему собрания;
- способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влияния ее на дальнейшую жизнь и судьбу ребенка;
- показать родителям отношение учащихся к пагубной привычке;
- познакомить родителей с причинами, по которым ребенок начинает курить.
Форма проведения: беседа с родителями.
Подготовительная работа:
1. Диагностическое исследование среди учащихся (см. приложение №1).
2. Составление памятки для родителей (см. приложение №2).
3. Подготовить реквизиты для проведения игр.
4. Подготовить презентацию с результатами анкетирования и фактами о вреде курения.
Ход родительского собрания
На экране – тема родительского собрания, слайды с результатами анкетирования.
1. Вступительное слово социального педагога
Уважаемые родители!
Сегодня нам предстоит разговор об одной из самых актуальных проблем современных школьников – курение. Что нужно знать об этом? Как уберечь своего ребенка от пагубной привычки? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего собрания.
Никотин – сильнодействующее нейротоксическое вещество, влияющее непосредственно на нервную систему. Токсичное действие особенно заметно в поведении курильщика, делающего глубокие затяжки или курящего слишком часто. Неадекватное поведение и нестандартная реакция организма в этот момент ощущаются не только самим курящим, но и окружающими его людьми.
Согласно майским опросам ВЦИОМ, только за последний прошедший год количество некурящих выросло на 3%, и теперь у нас не курят 69% от всего населения страны. По сравнению с 2015 годом, среди мужчин количество курящих сократилось с 52% до 45% (на 7%), среди женщин с 19% до 17% (на 2%). 57% опрошенных не курили никогда, а 12% заявили, что они успешно расстались с этой вредной привычкой.
2. Знакомство родителей с результатами анкетирования
К сожалению, статистика говорит о другом: 80% курильщиков выросли в семьях, где родители курили. Следовательно, родители нередко не осознают своего «вклада» в приобщение детей к курению и другим вредным привычкам.
В нашей школе проводилась анонимная анкета для учащихся по проблеме табакокурения и сейчас я хочу познакомить вас с результатами этого анкетирования.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
С самого раннего детства ребенок видит в доме красивые коробки сигарет, зажигалки, пепельницы, нередко играет с ними. Он видит своих родителей и их гостей курящими и исподволь привыкает к табачному дыму. Ребенок стремится подражать родителям, перенимает их реальное бытовое отношение к курению, которое не соответствует словам о вредности этой привычки.
3. Работа родителей в группах
Как известно, просто так ребенок курить не начнет, этому способствуют определенные причины.
Введение в игру
Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме. Выдаётся раздаточный материал (лист ватмана, маркер).
Каждой из групп предлагаться составить список причин, по которым подросток начинает курить (работа в группах). После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы.
По итогам работы в группах выявлены следующие причины курения в подростковом возрасте:
- любопытство;
- желание казаться взрослее;
- за компанию;
- потому, что это модно;
- слабая воля;
- не желание быть «белой вороной»;
- успокоить нервы.
4. Полезная информация
Различают 4 стадии курения:
- Первая стадия - потребление от 1 до 4 сигарет в неделю. Курение носит эпизодический характер.
- На второй стадии курильщик выкуривает не больше половины пачки в день. Он еще может самостоятельно бросить курить.
- Третья стадия - это когда выкуривается от 1 до 3 пачек в день. На этой стадии без помощи врача бросить курение очень сложно. Для того чтобы процесс отвыкания от сигарет происходил безболезненно, заядлым курильщикам рекомендуются медикаментозные препараты и обращение за помощью к психотерапевтам.
- Четвертая, самая тяжелая стадия - когда курильщик выкуривает в целом 5-6 сигарет, но курит их постоянно, по одной - две затяжке. В его уже отравленном никотином организме развивается непереносимость никотина и в то же время невозможность обойтись без него.
Для того чтобы узнать, как табак влияет на организм я предлагаю вам обратить внимание на некоторые факты:
- из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
- из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
- из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
- каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом - тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
- если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
- выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
- 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.
Организм подростков отличается повышенной чувствительностью к никотину. У курящих школьников ослабевает память, снижается внимание и сообразительность, падает успеваемость, они отстают в физическом развитии. Можно с уверенностью сказать, что каждая новая затяжка сигаретой сокращает человеческую жизнь, по меньшей мере, на один вдох, а каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут.
5. Родительский практикум
«Набор некурящего джентльмена»
Дорогие родители! Собираясь в дальнее путешествие, мы берем с собой самые необходимые предметы. Сейчас я предлагаю собрать некий «Набор некурящего джентльмена». Перед вами предметы первой необходимости, среди которых атрибуты курильщика: пачка сигарет, зажигалка, спички. Взглянув на эти предметы один раз, вам надо с закрытыми глазами собраться в дорогу без «курящих» принадлежностей.
Игра проводится с 2-3 игроками. После того, как они посмотрели на предметы (мыло, щетка, зубная паста, полотенце, платок, блокнот, ручка, пачка сигарет, зажигалка, спички, жвачка), участникам игры завязываются глаза. Предметы меняют местами. Победителю, собравшему за 10 секунд набор в дорогу без атрибутов курильщика, вручают приз.


«Меняю сигареты на конфеты»
Всем родителям предлагается заменить название сигарет названием конфет. Ведущий показывает карточку с названием сигарет, а родители должны назвать конфету на ту же заглавную букву:
«Мальборо» - «Мишка на севере»; «Кент» - «Красная Шапочка» и т.д.
6. Что делать, если подросток все-таки начал курить?
Прежде всего, задумайтесь о конкретных причинах появления этой вредной привычки, а не пытайтесь сию же минуту пресечь ее строгим наказанием.
Ознакомиться с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка, и донести эту информацию до его сознания. Вместе с тем не давать подростку ложной, устрашающей информации.
Создать и сберечь обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью. Узнав о появлении вредной привычки не унижать и не наказывать подростка, не делать вид, что вы его больше не любите. Выбрать подходящий момент и в спокойной, доверительной беседе попытаться обсудить с ним возникшую проблему.
Запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.
Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о семейном неблагополучии. В частности, это может означать, что ваш ребенок не удовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым.
Помнить, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу, поэтому родителям нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом. Если вы сами курите, то задумайтесь, не явились ли вы примером для своего ребенка?
Запомните! Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: сами они курят потому, что не в силах избавиться от своей пагубной привычки. Это создаст у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.
7. Подведение итогов
Вот и подходит к концу наша встреча. Перед окончанием нашего собрания я хочу рассказать вам поучительную историю о табаке.
«Давным-давно, когда табак был только завезен в Армению, жил в долине Арарата мудрый старик. Все его очень любили и считались с его мнением. Однажды на ярмарке купцы на все лады расхваливали свой товар. Они уверяли, что курящие имеют множество преимуществ перед не курящими людьми. Первые, дескать, не стареют, к ним ночью не проберется вор, собака никогда не покусает.
Слушали люди эту похвалу табаку и решили обратиться за советом к мудрому старику. Они спроси его: «Правду ли говорят купцы?»
- Конечно, - ответил он, - тот, кто курит, никогда не постареет, ибо умрет смолоду. К нему никогда не заберется вор, ибо курящий всю ночь кашляет: кто же рискнет проникнуть в комнату, где бодрствуют? И, наконец, собака никогда не укусит курильщика, ибо курение вызывает боль в суставах, и человек вынужден ходить с палочкой. Какая же собака не боится палки?»
Эта легенда как нельзя лучше иллюстрирует наш сегодняшний разговор о проблемах табакокурения. Зачастую дети, начиная курить, не подозревают, какая угроза ждет их впереди. Они попадают на удочку людям, которые так же, как и купцы расхваливают табак, вовлекая подростков в его употребление. А мы, родители и педагоги, должны быть всегда рядом с нашими детьми и как «мудрый старик» помогать познавать истину, ведь только вместе вы сможете преодолеть все препятствия и проблемы на пути.
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Приложение № 1
Анкета для учащихся
Ниже приводятся некоторые утверждения, которые обычно высказывают молодые люди по поводу курения. Внимательно прочитайте их. Не спешите с ответами, будьте искренними. Помните, что в анкете нет «правильных» и «неправильных» ответов. Вы отмечаете только своё мнение.
Обведите кружочком цифру, обозначающую степень Вашего согласия с каждым из утверждений.

Утверждения




Полностью согласен
Скорее
согласен
Затрудняюсь ответить

Скорее не согласен
Полностью не согласен

1
Курение успокаивает нервы.
1
2
3
4
5

2
Курение – это слишком дорогая привычка.
1
2
3
4
5

3
Курение способствует похудению.
1
2
3
4
5

4
Курение – это интересное времяпрепровождение.
1
2
3
4
5

5
Курение опасно для здоровья.
1
2
3
4
5

6
У курильщиков зубы становятся жёлтыми.
1
2
3
4
5

7
От курильщиков плохо пахнет.
1
2
3
4
5

8
Курение – это для неудачников.
1
2
3
4
5

9
Курение позволяет людям чувствовать себя более комфортно среди других людей.
1
2
3
4
5

10
Курение ухудшает показатели в спорте.
1
2
3
4
5

11
Курение ухудшает внимание и память.
1
2
3
4
5

12
Курение – это символ преуспевания в делах и жизни.
1
2
3
4
5

13
Если родители не курят, то и мне нечего начинать.
1
2
3
4
5

14
Курят многие люди и с их здоровьем ничего не случилось.
1
2
3
4
5

15
Если родители курят - то и мне можно начать курить.
1
2
3
4
5

16
Я уже взрослый и могу попробовать курить.
1
2
3
4
5

17
Я бы значительно возвысился в глазах сверстников, если бы начал курить.
1
2
3
4
5

18
Лучше никогда не пробовать курить.
1
2
3
4
5

19
Закурить только ради того, чтобы произвести впечатление на сверстников – это смешно.
1
2
3
4
5


Приложение № 2
Памятка для родителей
«8 советов, что делать, если ребенок курит».
Вы застали своего ребенка с сигаретой? Обычно эта новость подвергает родителей в шок. Нужно набраться терпения - путь к взаимопониманию будет не прост.
1. Оставайтесь другом.
Даже если вы очень разочаровались в своем ребенке, который начал курить - не показывайте вида. Не кричите, не наказывайте, постарайтесь сохранить доверительные отношения. Все можно решить разговором.
2. Личный пример.
Если вы курите и по-настоящему заботитесь о своем ребенке - бросьте эту пагубную привычку. Ваш ребенок никогда не поймет, почему нельзя курить ему, если курите вы.
3. Найдите причину.
Возможно ребенок хочет показать окружающему миру, что он уже достаточно взрослый. Объясните, что уважение можно заслужить не только курением и бахвальством. Приведите примеры успешных людей, которые не курят.
4. Обратите внимание на компанию друзей.
Чаще всего курить начинают подростки, которые не хотят выделяться из толпы своих друзей. Быть белой вороной в компании курящих по силам только сильному человеку. Поэтому приложите максимум усилий, чтобы убедить ребенка, что он сильнее, чем думает.
5. Посмотрите документальные фильмы.
И притом, чем страшней, тем лучше. Найдите передачи, в которых описывается, что происходит с организмом курящего человека.
6. Научите ребенка расслабляться.
Расслабляться без сигареты. Есть множество приятных и безопасных способов, о которых ребенок возможно не подозревает.
7. Приучите к спорту.
Спортсмены - не курят. Выберите такой вид спорта, который бы увлек вашего ребенка до такой степени, что он бы дорожил успехами в нем больше сигареты.
8. Не бойтесь просить помощи.
Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить. И верьте в своего ребенка.

Литература
Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. – М.: Медиа-Сфера, 1996. – 96с.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), электронный ресурс: http://wciom.ru/
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 208с. (Педагогика. Психология. Управление).
Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.- сост Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАШ, 2007. 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Тестирование детей. Автор-составитель В. Богомолов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352 с.




15