Способы повысить учебную мотивацию на уроке


Способы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка.
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является, развитие личности ребенка, развитие коммуникативной компетенции. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 4 – 5 классах интерес значительно ослабевает, а дальше больше к 7 – 8 классу - у более чем половины учащихся. Причины видится в следующем.
Первая – возрастные особенности учащихся. Если во 2 – 3 классах ученики более расслаблены, не бояться сделать ошибку, активно отвечают на вопросы, участвуют в играх, даже если языковой материал им не знаком. То в раннем подростковом и подростковом возрасте учащиеся могут быть зажаты, менее «успешные» в предмете учащиеся на уроке испытывают сложности не только предметного характера (маленький запас слов, незнание грамматического материала), но и психо-эмоциональный барьер. Бывают ситуации, когда учащийся знает правильный ответ, но из-за неуверенности в себе, боязни быть объектом насмешек или критики даже не пытается ответить.
Второе. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Задача педагога состоит в том, чтобы пробудить внутренние мотивы учащихся. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности.
Так как же должен быть организован урок?
Самое главное – помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.
Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, использование различных методов игровой деятельности, конечно-же, повышает мотивацию к обучению.
Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. Но и здесь нужно знать меру. Необходимо помнить, что факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём еще не говорит. Механическое увеличение количества заданий ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции.
С каждым классом усложняется грамматический материал, увеличивается количество лексических единиц, а значит, всё тяжелее становится получать высокие оценки. В конце концов есть и вовсе «слабые» классы. У многих ребят опускаются руки. Чтобы не дать ребёнку разочароваться в себе, необходимо время от времени стимулировать его упражнениями, не вызывающими трудность, так называемыми “Easy Tasks” (do the crossword, find the words, make up a puzzle, make up a word). Такие задания ученики с интересом выполняют в группах и парах, а получение отличных оценок и дальше заряжает желанием работать.
К сожалению, наши ученики привыкли к тому, что все их уроки проходят за партами. Безусловно, это очень удобный способ расположения учащихся на уроке. С другой стороны, изменение привычной обстановки вызывает любопытство учащихся, раскрепощает их и создаёт непринуждённую атмосферу.
Мне очень нравиться упражнение «Спешащий репортер», его можно планировать как проведение в том числе и физкультминутки. Учащиеся получают задание «главного редактора» - учителя, опросить определенное количество респондентов, список вопросов, прилагается. После задания весь класс собирался на редколлегию и обсуждал не только ответы, но и трудности, которые возникли при выполнении данного задания. Данное задание позволяет сэкономить время на отработку как диалогической, так и монологической речи. Причем учащийся не единожды повторяет каждую фразу, а несколько раз.
Все больше и больше учителей работают с компьютерными технологиями. Современный урок уже не представляют без использования нового оборудования. Конечно, использование на уроках компьютеров, мультимедийных досок и проекторов не является целью, а только средством обучения. На ура проходят уроки в начальных классах с ноутбуками. (компьютерная программа «Enjoy English»). Данная программа передана и родителям (вторые классы), дети с удовольствием работают по ней и дома.
Ну и необходимо помнить о принципе доброжелательности.
Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.