Рабочая программа по внеурочным занятиям биологии Пытливые умы


Авторская программа
проектно-исследовательского сообщества «Пытливые умы»
автор: Рогозина Ирина Геннадьевна
Аннотация:
Данная программа реализует деятельность внеурочной работы учащихся 5-9 классов эколого-биологической направленности. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Работа в рамках программы предполагает различные виды деятельности, в том числе внеаудиторной.

Содержание
Содержание программы …………………………………………. 3 стр.
Пояснительная записка ………………………………………….. 3 стр.
Учебно-тематический план ……………………………………… 10 стр.
Содержание изучаемого курса ………………………………….. 42 стр.
Методическое обеспечение программы …………………………54 стр.
Список литературы ……………………………………………….55 стр.
Пояснительная записка
Актуальность и новизна программы
Авторская программа проектно-исследовательского сообщества «Пытливые умы» составлена согласно закону РФ «Об образовании», Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.97 N 212) и Письму Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».Деятельность учащихся, направленная на исследования и проектирование является актуальной достаточно давно, однако с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, развитие навыков и умений, связанных с данной деятельностью учащихся, переходит на новую ступень в эволюции образовательного процесса. В рамках учебных программ, учитель не имеет возможности заниматься подготовкой и консультированием по данному аспекту, а также сопровождением работы учащихся на всех этапах исследовательской работы. Поэтому, ведение подобного вида внеурочной деятельности в школе является необходимым и решает ряд проблем при формировании деятельностного подхода к обучению у детей.
Настоящая авторская программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности «Экологическая грамотность».
Краткая характеристика программы, ее значимость.
«Пытливые умы» - программа проектно-исследовательского сообщества эколого-биологической направленности. На занятиях по данной программе учащиеся овладевают особенностями проектно-исследовательской деятельности; учатся самостоятельно находить, структурировать и анализировать необходимую информацию, выдвигать общественно значимые гипотезы и подтверждать их посредством практической деятельности; овладевают принципами оформления работ в программах Word, Excel, Power Point; развивают в себе коммуникативные навыки, основы самопрезентации и многое другое.
Получаемые в результате деятельности сообщества «Пытливые умы» навыки и умения имеют большую значимость в первую очередь для самих учащихся. Причем данная значимость характерна не только в изучении биологии и экологии, т.к. полученные навыки и умения являются метапредметными.
Программа «Пытливые умы» была разработана с учетом факторов современного мира и требований, предъявляемых этим миром к человеку. Ее значимость заключена не только в освоение учащимися новых видов деятельности, но и в создание благоприятного плацдарма для сохранения и улучшения экосистемы планеты подрастающим поколением. Программа способствует и поиску дальнейших ресурсов как в плане личного, так и профессионального роста учащихся.
Цели программы:
1.социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
2.приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
3. ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
4.развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
5.овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
6. формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природе.
Задачи программы:
Обучающие:
•Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;
•Формирование у учащихся представление об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
•Развитие знаний об основных методах биологической науки;
•Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
•Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторными и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.Развивающие:
•Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные:
•Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
•Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
•Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Условия реализации программы.
Программа «Пытливые умы» предназначена для реализации в 5-9 классах.
Срок реализации – 5 лет.
Программа рассчитана на: 170 часов. Содержание курса разбито на 5 лет по 34 часа.
Занятия организуются таким образом, чтобы не осуществлялось передачи «готовых знаний» (как на стандартных общеобразовательных занятиях). Каждое из них имеет деятельностно-практический характер.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Методы и средства обучения:
Проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Формирование результатов:
1. личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);
- эстетического отношения к живым объектам;
2. метапредметных результатов:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;
- умение работать с разными источниками биологической информации
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
3. предметных результатов:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выделение приспособлений растений к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение, описание, эксперимент и объяснение результатов.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
3) в сфере трудовой деятельности:
- значение и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4) в сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, уходу за ними, проведения наблюдений;
5) в эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Критерии и форма оценки качества знаний и умений.
Опорные вопросы и индивидуальные задания. Защита проектов на разных уровнях (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских). Участие в научных конференциях и конкурсах проектно-исследовательской деятельности учащихся (Научная конференция малой сельскохозяйственной академии, Шаг в будущее, Эврика и др.). Защита рефератной работы на государственной итоговой аттестации (основа индивидуальная исследовательская деятельность).
Этапы организации работы:
1. Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся, желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
2. Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью на примерах работ известных ученых.
3. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
- пользоваться современным оборудованием;
- составлять графики, таблицы, диаграммы;
- работать с каталогами;
- составлять библиографию, рецензии;
- составлять презентации публичных выступлений;
- выбирать темы исследования;
- определять проблемы, требующие решения;
- формулировать темы предполагаемого исследования.
4. Планирование проектной (исследовательской) деятельности.
5. Постановка цели, задач.
6. Планирование хода эксперимента.
7. Сбор данных, проведение эксперимента.
8. Анализ полученных результатов.
9. Выводы на основе результатов исследования.
10. Подготовка материалов к исследовательской работе.
11. Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
12. Оформление проектной (исследовательской работы).
13. Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
14. Презентация творческих проектов.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Кол-во часов
5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл
1 Введение в исследовательскую, проектную деятельность. 3 ч 3 ч 4 ч 4 ч 2 ч
2 Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи. 3 ч 4 ч 4 ч 2 ч 3 ч
3 Структура проектной, исследовательской деятельности. 4 ч 3 ч 3 ч 3 ч 0 ч
4 Этапы организации проектной, исследовательской деятельности. 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч 0 ч
5 Самостоятельная и/или групповая исследовательская деятельность 9 ч 8 ч 8 ч 8 ч 15 ч
6 Применение основ информатики в исследовательской деятельности. 4 ч 4 ч 3 ч 3 ч 6 ч
7 Подготовка учебно-исследовательских работ. 3 ч 3 ч 2 ч 2 ч 4 ч
8 Презентация результатов проектной, исследовательской деятельности. 3 ч 4 ч 5 ч 7 ч 4 ч
Итого 34 ч 34 ч 34 ч 34 ч 34 ч
5 класс
№ п/п Тема занятия Универсальные учебные действия Кол-во часов
1. Введение в исследовательскую, проектную деятельность. 3 ч
1 Исследовательская деятельность и ее развитие. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы. 1 ч
2 Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. 1 ч
3 Обоснование актуальности выбора темы исследования. Что такое актуальность. 1 ч
2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи. 3 ч
4 Объем словарного запаса и осознание его употребления в речи. Игра «Ассоциации». - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание, владеть диалогической формой речи. 1 ч
5 Методы расширения словарного запаса. Игра «Ты мне, я тебе». 1 ч
6 Дискуссия «Что такое нормы литературного языка. Зачем они нужны». 1 ч
3. Структура проектной, исследовательской деятельности. 4 ч
7 Основные стадии и этапы исследования. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. 1 ч
8 Перечень условий научного поиска. 1 ч
9,10 Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. 2 ч
4. Этапы организации проектной, исследовательской деятельности. 5 ч
11,12 Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. 2 ч
13 Соответствие цели и задач теме исследования. 1 ч
14,15 Основы работы с информационными источниками. 2 ч
5. Групповая исследовательская деятельность 9 ч
16 Формирование групп. Темы групповых исследований. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том
числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия. 1 ч
17 Определение круга проблем, подбор необходимой литературы, общее планирование работы. 1 ч
18,19 Особенности исследований в группе. Коллективная работа по формированию теоретической базы исследования. 2 ч
20,21 Планирование практической части. Материалы и оборудование для выполнения работ. 2 ч
22,23 Персональные поручения по изучению частного вопроса общей темы. Контроль единого направления. 2 ч
24 Сведение информации в единый проект. 1 ч
6. Применение основ информатики в исследовательской деятельности. 4 ч
25,26 Основы работы в Microsoft Word. Набор и редактирование текста. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том
числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
- навыки работы с ИКТ. 2 ч
27,28 Основы работы в Microsoft Word. Основные функции корректировки документа. 2 ч
7. Подготовка учебно-исследовательских работ. 3 ч
29 Определение плюсов и минусов, полученных в результате. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- владеть рядом общих приёмов решения задач. 1 ч
30 Практическое занятие. Формирование выводов, обобщений. 1 ч
31 Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования. 1 ч
8. Презентация результатов проектной, исследовательской деятельности. 3 ч
32 Секреты самопрезентации. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку;
- различать способ и результат действия;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия. 1 ч
33 Отчеты учащихся о работе. Презентация проектов (по желанию). 1 ч
34 Подведение итогов, проведение анализа и оценка деятельности учащихся. 1 ч
Итого 34 ч