Преемственность обучения между основной и начальной школой.

Руководитель МО начальных классов
Привалова Наталья Фроловна

«Преемственность обучения между основной и начальной школой».

Ведущими принципами Стандартов являются принципы преемственности и развития.
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.  ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени.
В нашей школе на данном этапе работают по ФГОС второго поколения 1-4 классы, поэтому одной из основных задач, является обеспечение деятельности МО учителей начального, среднего звеньев при переходе к новым образовательным стандартам по организации образовательной среды, способствующей успешной адаптации учащихся
при переходе из начальной школы в среднее звено. Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей. Именно на 5 класс приходится резкое снижение успеваемости, дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания.
Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?  Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Взаимопосещение уроков, совместные заседания МО учителей среднего звена и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы:
- Как учить, чтобы не переучивать? - Каковы типичные ошибки и как их избежать? - По каким УМК продолжить обучение? 
1-4 классы обучаются по программе «Школа России» в рамках ФГОС. Руководитель УМК «Школа России», кандидат педагогических наук Андрей Анатольевич Плешаков.
Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.
Обучающиеся имеют возможность в домашних условиях работать с электронными носителями. Учителями начальной школы даются домашние задания на отработку заданий в игровой форме.
Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.

Методические рекомендации  по преемственности преподавания русского языка и математики
Русский язык

Начальная школа
5 класс

1
2

1. Русский язык

Разбор простого предложения производится без названия видов обстоятельств
Учителям нужно иметь в виду, что:
1.  Разбор простого предложения производится без названия видов обстоятельств.
2.  Расстановка знаков препинания при обращениях и прямой речи проводится на уровне ознакомления

Рекомендуется работать с однородными членами предложения, используя терминологию
Изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений проводится в начальной школе на уровне ознакомления

К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой запись звуко-буквенного анализа слов
Запись звуко-буквенного анализа слов:
Коньки, конь - ки - 2 слога.
к - [к] - согласный, глухой, парный, твердый парный.
о - [а] - гласный, безударный.
н - [н] - согласный, звонкий, непарный, мягкий парный и т. д. 6 букв, 5 звуков


Необходимо учитывать, что в начальной школе для морфемного разбора не берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся

К концу преподавания в 4 классе научить учащихся единому со средней школой морфологическому разбору частей речи
Схема разбора частей речи:
1.   Часть речи - значение, вопросы.
2.   Морфологические признаки:
  начальная форма;
  постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;
  непостоянные признаки: падеж, число.
3.   Синтаксическая роль


Учителям основной школы следует учитывать, что графически орфограммы изображаются по учебникам начальной школы


Математика

2
2

Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел 1
 

Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех действий с однозначными и двузначными числами
В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание

Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения
Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят

Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы

Довести работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка
 

Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий)
Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий

Научить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется организовывать изучение объемных геометрических фигур только в ознакомительном порядке
Тему нахождения объема геометрических фигур перенести в программу основной школы

Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка
 

Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы
Продолжить развитие математической речи обучающихся

 
Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.


Предлагаю:
- Согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы один уровень школы готовил основу для последующих в рамках ФГОС.
- Осуществлять преемственность связей в содержании и методах обучения.
- Создать методические рекомендации по преемственности в преподавании русского языка и математики.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415






)ђ Заголовок 115