Презентация исследовательской работы по творчеству Есенина и Маяковского (11 класс)


Исследовательская работа по теме: «Маяковский и Есенин: два поэтических мира.»Работу выполнила ученица 11 «Б» класса Руководитель: Сухилина А.В.Филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в селе Тулиновка2015 Гипотеза: Несмотря на то что Маяковский и Есенин являлись современниками и почти ровесниками, у них были разные точки зрения на поэзию и общественные процессы. Это становилось поводом к нескончаемым спорам между поэтами, вызывало взаимную неприязнь. Цель проекта: Выяснить, какие взаимоотношения были у С. Есенина и В. Маяковского, насколько остры были их противоречия.
Задачи: Изучить биографии поэтов и особенности их творчества. Выяснить, как относились поэты друг к другу. Изучить точки зрения современников на творчество поэтов и их личности. Подвести итог. Ход исследования:I этап: ПодготовительныйВыдвижение гипотезы. Постановка цели и задач проекта.II этап: ОсновнойПоиск и анализ информации, сравнение жизненных позиций поэтов.III этап: ЗаключительныйПодведение итогов, выводы. Два крупнейших советских поэта:Представители одного поколения жили в эпоху революций в обществе и в искусстве Рано, с детства, начали писать стихи. Оба обладали своим особым, узнаваемым стилем.Вышли за тесные рамки футуризма и имажинизма

Новокрестьянские поэты (1914—1918),имажинизм (1918—1924),  лирика (1910—1925)Кубофутуризм, русский футуризмТема Родины. Тема любви. Тема природы. Назначение поэта. Конфликт быта и бытия. Тема смерти (жизнь – дар быстротечный).Тема любви. Роль поэзии в обществе. Ненависть к сытым и равнодушным мещанам. Одиночество (особенно в раннем творчестве).Постарался принять новый мир, хотя и не испытывал восторга перед революционными переменами. Был близок к патриархальной России. Для Маяковского не существовало вопроса: принимать или не принимать революцию? Он называл её «моя революция». Последний поэт деревниГлас революцииНоваторство.Образно-речевое начало в творчестве. Неологизмы (чисточетверговая, среброзвонный, бредь)Новаторство.Неологизмы (медногорлый, гросбухнем)Стихотворная форма - лесенка.Отношение к культурному наследию.Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Отношение к культурному наследию.Отвергал все литературные достижения прошлых лет, стремился к выравниванию поэтической почвы и созданию на ней чего-то совершенно нового. Назначение поэта.Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства.Назначение поэта. Активный борец за светлое будущее народа Между Есениным и Маяковским были довольно острые отношения. Два талантливых поэта делили литературный пьедестал, постоянно вступали в полемику. При этом трезво оценивали значимость друг друга. Н.Асеев передает диалог двух поэтов, относящийся примерно к тому же времени. Маяковский убеждал Есенина:  — Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите? — Я глину, а вы — чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что? — А из чугуна памятники!Споры часто перерастали в эмоциональные поэтические дуэли. «Вечный» конфликт поэтов А было ли… Ни в воспоминаниях о Маяковском, ни в воспоминаниях о Есенине нет упоминания о "дуэли" в том виде, как она показана в фильме о Есенине. Но есть чрезвычайно интересные воспоминания Галины Бениславской, где описывается публичная стычка Маяковского и Есенина во время "Суда над русской литературой", устроенного имажинистами в Политехническом музее (ноябрь 1920г.) . Но из зала вышел Маяковский и уже на сцене с ним "сцепился" Есенин. Бениславская пишет, как Есенин наскакивал на Маяковского - "Не думай, что нас перекричать сможешь! " Маяковский же зычно обращаясь к залу говорил о том, что имажинисты лишь копируют футуризм и делают это не лучшим образом. «Про Маяковского что скажешь? Писать он умеет — это верно, но разве это поэзия? У него никакого порядку нет, вещи на вещи лезут. От стихов порядок в жизни быть должен, а у Маяковского все как после землетрясения, да и углы у всех вещей такие острые, что глазам больно».«Чертовски талантлив!»«Из всех них (имажинистов) останется лишь Есенин»«Знаешь, почему я — поэт, а Маяковский так себе — непонятная профессия? У меня родина есть! У меня — Рязань! Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! А у него — шиш! Вот он и бродит без дорог, и ткнуться ему некуда…».«Ну Есенин, мужиковствующих свора. Смех! Коровою в перчатках лаечных. Раз послушаешь... но это ведь из хора! Балалаечник!» М. Ройзман: «В беседах да и на заседании «Ордена» Сергей говорил: хорошо бы иметь такую «политическую хватку», какая у Маяковского»М. Ройзман вспоминает, как однажды «сидел в приемной и слышал, как в секретариате Маяковский громко хвалил стихи Есенина, а в заключение сказал: «Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил»Об оппоненте


Что разделяло и отталкивало поэтов? Исследователями уже было отмечено, что в мемуарно-критической литературе о С. Есенине и В. Маяковском 1920-х гг. бросается в глаза характерный признак: в центре внимания авторов не то, что сближало поэтов, а то, что их разделяло и взаимно отталкивало. Из сборника в сборник перекочевывали взаимно отрицательные оценки поэтами творчества друг друга, при этом особенно акцентировалось негативное отношение к В. Маяковскому С. Есенина. Обостренное чувство интереса, с каким С. Есенин относился к В. Маяковскому, подмечает в своих воспоминаниях «Маяковский и Есенин» Н.Вержбицкий. «У Есенина, — свидетельствует он, — все время чувствовалось скрытое, но напряженное желание что-то разгадать в словах и в поведении Маяковского, уловить его тайные мысли по отдельным фразам, по мимолетным движениям. Это было видно по тому, как наблюдательный и чуткий Есенин глаз не спускал с Маяковского. Он приглядывался к нему так пытливо, словно только что познакомился» 
Стремление к взаимодействию было! В 1924 г. (точная дата не установлена, весной или летом) В. Маяковский вел переговоры с С. Есениным о возможном участии последнего в Лефе. Этот замысел тогда не реализовался, но важно подчеркнуть, что такое намерение у В. Маяковского было, да и С. Есенин соглашался участвовать в журнале совместно с В. Маяковским. Вывод: Таким образом, проведя исследование, я доказала, что два поэта имели разные точки зрения на поэзию и общественные процессы. Это вызывало ожесточённые споры между ними. Несмотря на это Маяковский и Есенин уважали друг друга.
Информационные источники:Покровский В. Диалог Есенина с Маяковским. Л., 1928. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 тт. М., 1986. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 тт. М., 1986.Арутчева В. А. Записные книжки Маяковского //Литературное наследство. Т.65. Новое о Маяковском. М., 1958. Вержбицкий Н.К. Маяковский и Есенин. 1969 г. РГАЛИБельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990Цит. по: Неизвестное письмо Н.А.Клюева к Есенину /Вступ.ст., прим. и публ. К.Азадовского //Вопросы литературы. 1988.Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org; sites.google.comВидеофрагмент из сериала «Есенин», реж. И.Г.Зайцев