Разработка урока по творчеству В.В.Маяковского.


Тема: В. Маяковский «Я бесценных слов мот и транжир»
Эпиграф:
Грядущие люди
Кто вы?
Вот - я ,Весь боли и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый …
\
Цели: 1. Помочь учащимся открыть мир Маяковского творческий и личностный; осмыслить материал; строить речевые высказывания ;углубить понятия из теории литературы; научить работать с поэтическим словом Маяковского
2содействовать воспитанию любви к поэзии Маяковского; воспитанию нравственности .Методические приемы: рассказ с элементами беседы,
защита проектов и презентации,
комментированное
чтение , мелодекламация
Оборудование урока: проектор ; пьеса
«Ноктюрн»; слайды

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Я ХОЧУ , ЧТОБЫ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ОБОГАТИЛ ВАС НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ,ЧТОБЫ ВЫ СМОГЛИ ОСМЫСЛИТЬ И ПОЛЮБИТЬ ПОЭЗИЮ МАЯКОВСКОГО .
2 .ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ,НАСТРОЙ НА ТЕМУ , ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
1913 год Петроград. Артистическое кабаре « Бродячая собака». Друг за другом выступают актеры, поэты, ведутся литературные споры. Здесь всевозможные дельцы, аристократы, собралась пышная изысканная элита северной столицы.
И вот, жуя папиросу, выходит стройный широкоплечий молодой человек в желтой водолазке. Водолазка ему явно мала, торчат длинные руки. Он смотрит в зал. Никто на него не обращает внимания. И он начинает
Вам…(чтение стихотворения)
Зал настораживается. Молодой человек, чеканя и обдумывая каждое слово, бросает
Знаете ли вы… (до конца)
Посетители остолбенели. Некоторые вскочили, размахивая кто чем, и двинулись к сцене. Дамы истерически кричали. А молодой человек стоял бледный, но спокойный. Он молчал. Это был В. Маяковский.
Тема нашего урока: В . Маяковский « Я - бесценных слов мот и
транжир » СЛАЙД.
Мы попытаемся раскрыть своеобразие поэзии Маяковского, определить , в чем смысл принадлежности его к определенному литературному течению. Познакомимся с жизнью через его творчество и c творчеством через его жизнь.
Словарь: антиэстетизм футуризм
тоническое (стихосложение)
ноктюрн
(составить словарные статьи) СЛАЙД
- Почему эти слова связаны с сегодняшним уроком?
Защита проекта первой группы учащихся (исследователей биографии ) . »Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека») \слайды)«.Выполняя этот проект, мы задались вопросом – а каков он -Маяковский? Убедились , что он разный .Певец революции , который даже в самых лирических стихах рядом с душевными переживаниями использует красный цвет – цвет революции
«в поцелуе рук ли , губ ли, в дрожи тела близких мне Красный цвет моих республик тоже должен пламенеть…» И совсем другой человек , смотрящий на мир и видящий его не так ,как мы .Прежде всего он привлек нас еще в 7-м классе удивительной трогательностью стиха ,прочитав «хорошее отношение к … (чтение наизусть) «подошел и вижу за каплищей каплища по морде катится…». Он интересен как человек , как личность. Родина его –село Багдади ,удивительно живописные места .Учился в Кутаисской гимназии. Как мы выяснили , его знакомство с революцией -1905 год , когда приехавшая из Москвы сестра познакомила со стихами «опомнись ,товарищ ,опомнись –кА ,брат ,скорей брось винтовку на землю…»После смерти отца с тремя рублями в кармане семья уезжает в Москву . где снимают квартиру на Бронной и живут на пенсию в 10 рублей .1908 год –вступление в партию большевиков .11 месяцев в Бутырке –знакомство с произведениями символистов .В УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ ОН ЗНАКОМИТСЯ С БУРЛЮКОМ/который ЗНАКОМИЛ ЕГО С ДРУЗЬЯМИ ТАК: МОЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ ДРУГ .ЗНАМЕНИТЫЙ ПОЭТ Маяковский.» Революцию встречает восторженно» Я с теми ,кто вышел строить и месть…»20-е годы – работа в «ОКНА РОСТА». В 1923 году организовал «ЛЕФ»где сплотились Брик ,Асеев, Кушнер , Арватов…Поэма «ПРО ЭТО»-по его записям «по личным мотивам об общем быте».Согласимся ,что кругосветное путешествие 1925 года стало результатом произведений «Мое открытие Америки» ,»Испания», Гавана» ,»Мексика»…Хотим возразить тем , кто видит в Маяковском только футуриста .Советуем познакомиться с его удивительными поэмами «Облако в штанах» «,Во весь голос»,сатирическими произведениями» , «Бюрократиада», «Стихотворение о Мясницкой…».
В заключение хочется сказать , что с помощью самоиронии и противостояния всему Маяковский старается скрыть крик боли и страдания…»
3.Аналитическая беседа
Учитель: В своей автобиографии он пишет: « Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном, если осталось, словом…» (слайд) Как вы докажите?
- Ребята, а что значит для поэта слово?
( ответы учащихся)
(- Так же, как для строителя камень, песок, для музыканта- ноты…)
-
Как сказал Пушкин « Глаголом жечь сердца людей» И ему нужно сражаться. Смотрим на эпиграф (слайд)
Эпиграф: - Грядущие люди!
Кто вы?
- Вспомните, у каких еще поэтов используются образы сада?
(Блок, Есенин…)
- А у Маяковского «фруктовый сад» - идея жертвенности? ЧТО СТАНОВИТСЯ ДЛЯ НЕГО ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА? ( Целью искусства для него становится – слом старого мира со всем – материальными и духовными богатствами ).РАБОТА ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ . Проект литературоведов
«ФУТУРИЗМ И МАЯКОВСКИЙ»
«Мы задались вопросом , чем привлек Маяковского футуризм.
Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства. Они сформировали концепцию нового языка, выступали против вкусов буржуазного общества . Маяковский считал , что в буржуазном обществе идеальному нет места . Доказательтство -стихотворение «НАТЕ». ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ПРЕДСТАВЛЕН ПРЕДМЕТАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ.» щи «,»белила»,»вещи», «калоши».образ мещанской толпы вызывает отвращение»толпа озвереет..» будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он стремился создать необычные образы и усложнить их . Выполняя проект ,убедились ,что Маяковский увидел в футуризме родственное своим революционным настроениям. Футуристы хотели освободить искусство от идейности ,отрицали существовавшее до них искусство. В 1912 году Маяковский примкнул к группе футуристов (БУРЛЮК, ХЛЕБНИКОВ, КАМЕНСКИЙ, КРУЧЕНЫХ). Появилась скандальная декларация «ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ».»слайд) . футуристы вынесли искусство на улицы , в народ и претендовали на то ,чтобы быть выразителями улиц .Их слово было нацелено на чтение вслух .Выполняя этот проект, мы убедились ,что Маяковский тоже считал, что искусство должно будоражить и будить. Об этом ранняя лирика.
Стихотворение «ИЗ УЛИЦЫ В УЛИЦУ «(ЧТЕНИЕ) –ЯРКИЙ ПРИМЕР ПРОЯВЛЕНИЯ ФУТУРИЗМА .Экспрессивность , скрежущая звукопись ,удивляющие образы»лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок ….» В заключение хочется сказать ¸что футуризм М АЯКОВСКОГО –ФАКТ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА .»
Слайд – «Манифест футуристов»
Учитель:
-
Маяковский считал футуризм поэзией будущего, этим они и влекли его. Сложный и трагичный характер этого времени – это и есть поэзия поэта.
5 .ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ . ( работа с текстом)
- Его стихи не похожи на другие. Давайте послушаем.

Выразительное чтение учащимися стихотворения «А вы смогли бы?»
- К кому обращается поэт?
- …
- Поэту не интересно будничное и что он сделал?
- Простой человек заметил бы то, что замечает Маяковский?
- Откуда видно, что поэт в поиске?
- А можно ли сделать флейту из водосточных труб, чтобы сыграть ноктюрн?
- Значит, чего добивается поэт?
4)
А теперь под мелодию ноктюрна послушайте стихотворение Есенина ( мелодекламация – ученица читает «Заметался…)
- Ребята, а какая разница между стихами Маяковского и Есенина?
Ученики: ( Маяковский резано, грубо, логическое ударение – на каждое слово)
Учитель: Маяковский – поэт- оратор. Стихи его нацелены на слуховое восприятие. Его лучше понять слушая.
.
Подготовка к написанию интерпретации к тексту стихотворения « Нате! » ( - текст на экране)
А) самостоятельное чтение
Б) чтение наизусть учителем
В) анализ стихотворения.
- Скажите, какое чувство остается после прослушивания?
- Как лирический герой воспринимает мир?
- Как он называет это общество?
- Обычно люди двигаются, а тут «вытечет». Почему?
- Автор выступает как хранитель чего?
- А шкатулка - это что? Драгоценности для поэта…
- Автор тратит стихи щедро, а окружают его какие люди?
- Прочитайте, как он описывает женщину.
- А он кто? ( бабочка - поэт)
Ведь бабочка – нежное существо, любое касательство крыльев мешает ее полету)- В чем обвиняют поэта?
(прочитать)
- Что противопоставляется в этом стихотворении?
- Какова лексика стиха, язык?
- Найти в тексте пример антитезы
- В чем талант поэта?
Какой вывод можно сделать? (вывод записать) «Используя рядовые слова, он высекает
настоящую поэзию. « Мот и транжир» -
иносказание ( раздаривает свое сердце и
поэзию людям)»
В этом мире, пока есть горе и боль, поэт не должен проходить равнодушно. Но его не понимают. А он добивается, чтобы на него обратили внимание поэтическим словом
5,Защита проекта исследовательской группы учащихся
« Мама, Ваш сын прекрасно болен
У него пожар сердца…»
Кто же заставляет «гореть» поэта.?«Маяковский , конфликтуя с миром ,обрек себя на одиночество. В поэме «Облако в штанах» автор показывает любовь , ограбленную современной жизнью. Здесь громко звучит голос самого автора « я –где боль …я , златоустейший…..я над всем . что сделано…».предельная нежность и предельная расхристаннность соединяются в герое. Только Маяковский может выразить «пожар сердца», который тушат пожарные и «больные нервы» ,что «мечутся отчаянной чечеткой»,заставляя рухнуть штукатурку в нижнем этаже.»
« Музы Маяковского» (показ слайдов - на проекторе М. Денисова, Л. Брик , Т . Яковлева, В. Полонская.
Выразительное чтение стихотворения « Лиличка»
(подготовленный ученик)
Учитель : - Вспомните, моменты ,( а их много) когда «сердце не болело, его поэзия кричала «Долой» и он категоричен.
РЕФЛЕКСИЯ:
-О чем свидетельствует поэзия Маяковского?
(-Поэзия Маяковского говорит о его бунтарском характере, о его нигилизме, бескомпромиссности.
Не зря же у кого – то из вас он ассоциировался с
Базаровым. -- -)-Какое определение вы бы дали ему как поэту? Маяковский – поэт – оратор, трибун.
В конце урока послушайте стихотворение
« Послушайте!» в исполнении самого автора.
Д.З.Написать сочинение-миниатюру» Где бы я поставил памятник Маяковскому в Дагестане и почему? «