Конспект по литературе по творчеству В.В. Маяковского














урок по творчеству В.В. Маяковского



Живенкова Н.Е. – учитель русского языка и
литературы МБОУ «Сатинская СОШ»
Сампурского района Тамбовской области














2015-2016 г.





Тема: «Чтоб всей вселенной шла любовь»
( по творчеству Владимира Маяковского)

Цели: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта;
проследить, как личная драма нашла отражение в его произведениях;
воспитание интереса к творчеству Маяковского.

Ход урока.
Показ слайда

Учитель: Вечная тема лирики – любовь – проходит через всё творчество Маяковского.
Жизнь поэта со всеми её радостями и горестями, болью, отчаянием – вся в его
стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была.
Любовь – страдание, любовь – мука преследовала его лирического героя.
Откроем поэму «Облако в штанах», и нас сразу, с первых строк охватывает
тревожное чувство большой и страстной любви:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У нег пожар в сердце.
Эта трагическая любовь не выдумана.

Показ слайда

В 1914 году Маяковский находился в Одессе. Там он с первого взгляда влюбился
в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера.
Влюбился безответно, страдал от этого и уже по дороге в следующий город в
вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы «Облако в штанах».
Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. Но вскоре
наступило прозрение, и он продолжил работу над поэмой, но уже в ином понимании
жизни. Любовная драма перерастает в драму жизни.
Поэма «Облако в штанах» была закончена в июле 1915 года. В это время он
познакомился с Лилией Брик, которой прочитал поэму полностью и попросил
разрешения посвятить эту поэму ей.

Показ слайда.

История любви Владимира Маяковского и Лилии Брик обросла домыслами ещё при
жизни поэта. После его смерти в их запутанных отношениях не под силу было
разобраться даже близким друзьям, которые порой судили влюблённых слишком
строго. Музу «революционного поэта» называли роковой женщиной и даже
обвиняли в трагической гибели Маяковского. Как бы то ни было, но Лилия
действительно занимала особое место. Она определяла его поступки, вдохновляла
на творчество. Самые нежные лирические стихи были написаны под влиянием
чувств к Лиле и посвящены ей.
«Я люблю Лилю. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень
хорошо, но любить я уж могу только на втором месте», - признавался Маяковский.






Показ слайда

Почти половина жизни и творчества Маяковского прошли под знаком любви к
Лилии Брик. Она всегда носила кольцо, подаренное поэтом, с выгравированными
по ободу инициалами ЛЮБ. При вращении буквы сливались в «Люблю» -
бесконечное, как и само чувство Маяковского «Я люблю, люблю, несмотря ни
на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной
или ласкова, моя или чужая. Всё равно люблю. Аминь», - писал поэт.


Поэма «Облако в штанах». Впечатления. Понравившиеся страницы. Чтение наизусть.


Учитель: Чем же так потрясён поэт? Почему его страдания выливаются в крик «Долой
вашу любовь?»

Ответы учащихся.


Учитель: Мы видим, что за личным, интимным стоит большой мир человеческих отношений,
мир, враждебный человеческому чувству, враждебный любви. И этот мир, эта
действительность отняли у поэта любимую, украли любовь. Весь ужас не в том, что
любовь поэта безответна, - любовь вообще невозможна в этом страшном мире,
где всё покупается и продаётся.


Учитель: Маяковский восклицает: «Любить нельзя!» Но не любить он не мог.
Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти его чувства
находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник»

Показ слайда
.
Поэма «Флейта-позвоночник». Обмен впечатлениями, выборочное комментированное чтение
отрывков из поэмы.

Учитель: И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:

Вёрсты улиц взмахами шагов мну,
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
выдумалось ты, проклятая?!
Обращаясь к Богу, поэт взывает:
... слышишь!
убери проклятую ту,
которую сделал моей любовью!








Учитель: О том, что и потом поэт не нашёл в любви праздника, счастья говорят другие
произведения Маяковского 1916 – 1917 года.
в поэме «Человек», звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстаёт в образах,
выражающих лишь страдание:
Гремят на мне
наручники,
любви тысячелетия...
И только
боль моя
острей –
стою,
огнём обвит,
на несгораемом костре
немыслимой любви.



Учитель: В 20-е годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю», «Про это».
Поэма «Люблю» - это лирико-философское размышление о любви, о её сущности
и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь
истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни вёрсты.

Показ слайда

Поэма «Люблю». Обмен впечатлениями, чтение отрывков наизусть.


Учитель: Но в поэме «Про это» лирический герой снова предстаёт перед читателем
мятущимся, мучимым любовью.

Показ слайда

Поэма «Про это». Беседа. Выборочное комментированное чтение.

Учитель: В чём же поэт видит проявление человеческого счастья?
В каких строках поэт выражает своё заветное желание?

Ответы учащихся.

Учитель: Поэма «Про это» заканчивается перенесением действия в будущее – 30 век.
Здесь, по мнению поэта, решится вопрос о сущности любви. Поэтому 30 век
изображается как время торжества истинной любви, когда осуществится
мечта поэта – «Чтоб всей вселенной шла любовь». Наиболее ярко поэт выражает
своё желание в последних строках:
Чтоб жить
не в жертву дома дырам,
Чтоб мог
в родне
отныне
стать;
отец,
по крайней мере, миром,
землёй, по крайней мере, - мать.

Учитель: Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором.
Но то, что в поэме «Про это» её лирический герой несёт в себе реальные черты
автора – несомненно. Об этом говорят многие детали. Любовь поэта была сильна.
Но уже в 1924 году в стихотворении «Юбилейное» в задушевной беседе с Пушкиным
Маяковский с улыбкой сообщает:


Я
теперь
свободен
от любви
и от плакатов.
И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:
Было всякое:
И под окном стояние,
письма,
тряски нервное желе.
Вот
когда
и горевать не в состоянии –
это, Александр Сергеевич
много тяжелей...
... Сердце
рифмами вымучь –
вот
и любви пришёл каюк...
Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В стихотворении «Тамара и
Демон», опубликованной в феврале следующего года, Маяковский с грустью
констатировал: «Любви я заждался, мне 30 лет».

Учитель: Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи
и грейся», - пишет поэт в одном из стихов.

Учитель: Последние два года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств
связаны с именем Татьяны Яковлевой. За полтора с небольшим года до знакомства
с Маяковским Татьяна Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди,
художника А. Яковлева. Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, с выразительными
глазами и яркими светящимися жёлтыми волосами, пловчиха и теннисистка, она
фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих людей своего круга.

Показ слайда

Стихи «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности
любви». Чтение. Анализ.

Учитель: В чём же поэт видит смысл любви, «сущность любви»?

Ответы учащихся.




Учитель: На протяжении всего содержания поэт раскрывает проблему, которая, судя по
заголовку, должна была стать главной в произведении. Маяковский отказывается
рассматривать любовь, как только физиологическое чувство. Для поэта гораздо
важнее чувства, которые рождает в сердце человеческая любовь.

Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.

Мы видим, как великолепно передана радость любви, переполняющая сердце,
не позволяющая бездействовать, рождающая неутомимое желание азартно
и успешно работать. Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она
обеспечивает влюблённым рай, а в том,
что в работу пущен
сердца выстывший мотор.
Этими двумя стихами Маяковский по существу отвечает на вопрос, какой же
должна быть лирика нового типа. Поэт как бы прислушивается к своему сердцу,
в котором вот- вот загудит любовь человеческая, простая.
Таким образом, поэт понимает, что любовь – это отражение всех сторон
человеческой души. В этом и заключается «сущность любви» для Маяковского.



Учитель: Больше месяца длилась их первая встреча. Перед отъездом Маяковский сделал
заказ в парижской оранжерее – специально посылать цветы по адресу любимой
женщины. После отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой несколько лет шли
цветы – цветы Маяковского:
И теперь –
то ли первый снег,
То ли дождь на стекле
полосками –
В дверь стучится к ней человек,
Он с цветами
от Маяковского.












Учитель: Поэт действительно сильно ранен любовью. И рана эта незаживающая,
кровоточащая. Но как бы драматично не складывалась жизнь поэта, читателя
не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает
непобедимость жизни. Поэтому поэт имел все основания говорить:
Если я
чего не написал,
если
чего
не сказал –
Тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.

Учитель: Что же такое любовь в представлении Маяковского?

Ответы учащихся (общий вывод)

Учитель: Таким образом, мы видим, что для поэта любовь – чувство, вселяющее активность,
делающее человека способным на творчество, на подвиг, на геройство, на
деятельность во имя человечества.
Любовь – это жизнь, это – главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и
всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное
отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может
не проявляться во всём. Но если нет «деятельности», я мёртв – говорил Маяковский.

Показ слайда




15