Человек и война в произведениях донских писателей региональный компонент


Человек и война в произведениях донских писателей
(по «Донским рассказам» М.А. Шолохова)
Цели урока:
Образовательные:
изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, рассмотреть раскрытие проблемы Человек и война в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Продкомиссар";
определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов;
формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов.
Развивающая:
развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся.
Воспитательная:
на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов" проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.
Оборудование урока: тексты "Донских рассказов" М.Шолохова,
компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация
Предварительное задание для учащихся: прочитать "Донские рассказы" М.Шолохова, подготовить индивидуальные сообщения.
Ход урока.
Звучит песня Дон-батюшка
1.Вступительное слово учителя.
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие цели вы поставите для этого урока?
Учитель: На сегодняшнем уроке мы на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов" М. А. Шолохова рассмотрим проблему человек и война, проследим трагедию народа в 1918-1920 годах. Главные героями будут простые люди, донские казаки.
Представление гостей.
2. Актуализация знаний.
Казачество - это часть культуры нашей Родины. Образ казака прочно закрепился в русской литературе. Это патриот своего края, всегда готовый к защите Отечества. Он свободно пользуется землей, самодостаточный, с высоким статусом и с православной ментальностью. Ответственность перед Богом и обществом – это идеал казачьей культуры. Недаром Лев Толстой писал: «Будущность России –казачество…». Зарождение казачества на Кавказе началось еще в 18 веке. После восстания декабристов император Николай I понял, что даже на дворянство он уже опереться не может и начал создавать новые опоры –казачье воинское сословие.
1. Характеристика казачества как особого служилого сословия (индивидуальное сообщение)
Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом, слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.
Первое упоминание – 1444 г., однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.
С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.
После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.
2. Образ казака в русской литературе.
В России XIX в. было два больших всплеска интереса общества к истории, в частности к теме казачества, что отразилось в литературе. Они приходятся на первую треть и 50-70-годы XIX века.К середине XIX века в общественном сознании впервые формируется образ казака благодаря высоким оценкам казачьих идеалов со стороны российских писателей-гуманистов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого. 
3. А.С. Пушкин(индивидуальное сообщение)
С казачьим миром был знаком А.С. Пушкин. Поэт блестяще показал развитие казачества: от вольницы до благородного воинства, на которое выпала великая миссия охраны российских рубежей. Поэт в книге «Путешествия в Арзрум» показал картину взаимоотношения в казачьей семье, представил положение женщины-казачки, вынужденной во время долгого отсутствия мужа брать на себя все заботы о доме и хозяйстве.Он сумел воочию увидеть образ казака и его доблесть.Поэт был восхищен удалью и мужеством казаков, их смелостью и выносливостью. Пушкин отмечает и драматизм положения казаков, непрестанно находившихся в военных походах по нескольку лет, что иногда разрушало семью.
Учитель:Тема о вольном казачестве - одна их любимых тем Пушкина. С какой симпатией он описал в «Капитанской дочке» образ казака Емельяна Пугачева, показав его народные черты –природную смекалку, ум, выносливость, удаль, жажду справедливости, щедрость души и одновременно беспощадность! Но не только Пушкин обращается к казачьей тематике, воссоздается образ казака, но и М.Ю. Лермонтов.
4. М.Ю. Лермонтов (индивидуальное сообщение)
Русские писатели всегда черпали в казаках своё вдохновение. Особе место казакам в своём творчестве уделял Лермонтов. Жизнь Михаила Юрьевича тесно связана с казачеством. Много тайн оставил нам поэт и офицер. В одном из боев с чеченцами в октябре 1840 г. был ранен командир казачьей сотни. Командование отрядом конных разведчиков было поручено поручику Лермонтову. И он «умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни. Спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода». Чтобы понравиться таким лихим рубакам и наездникам, как линейцы, необходимо было стать лучшим из них, обладать силой, искусством верховой езды и владения холодным оружием.
При небольшом росте Лермонтов был человеком сильного сложения. Видимо, совершенно очаровал казаков поэт и своим умением держаться в седле.
19 марта 1837 года поэт выехал из Санкт-Петербурга в ссылку на Кавказ. Въезжая на казачью территорию, Лермонтов написал стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Здесь была совсем иная жизнь. Его восхищало зажиточное, вольное, благополучное и добропорядочноe житье казаков. Лермонтов любил все, что связано с казаками: оружие, одежду, язык, традиции, песни... Носил казачью бурку. Казаки тоже уважали поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, знали его творчество.
Учитель: Таким видел мир казаков Лермонтов. Не можем мы ничего не сказать о Гоголе.
5. Н.В. Гоголь(индивидуальное сообщение)
Николай Васильевич Гоголь дал также романтическое изображение казачества хуторского и запорожского, они существуют отдельно и являются экзотикой друг для друга. В повестях «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть», «Тарас Бульба» описывается малороссийское казачество. Мир казачества изображен Гоголем в мифическом и мистическом ключе: в «Вечерах» преобладают песенно-легендарно-сказочные традиции.
Заключительное слово учителя: . Первая мощная волна интереса (в основном в поэзии) к теме казачества прокатилась по России после войны 1812 года, когда вся Европа увидела «бравых» казаков. Таким образом, Отечественная война переменила отношение к казакам в обществе.
Писатели изобразили разное казачество (малороссийское, терское, донское) в разные исторические периоды. Гоголь - у истоков возникновения и на первых этапах существования бравого племени, но и на закате Запорожской Сечи; Толстой - в момент расцвета на службе у русского правительства; а Шолохов - перед лицом гибели всего сословия.Главное, что сближает русских писателей в изображении казачества, - это нравственное мировоззрение казака: кодекс чести, братство, независимость, чувство долга и ответственность.3. Викторина. Повторение изученного материала на уроках истории.
А что вы знаете о жизни, быте и традициях донского казачестве? Ваши знания проверим при помощи викторины
Поселение казаков. 1.городок
Жилище казака. 2. курень
Балкон.3. балясник
Свободное времяпрепровождение девушек.4. посиделки
Кофточка с длинными рукавами и стоечкой. 5. кираса
Верный спутник казака.6.конь
Приспособление для мытья рук.7. рукомойник
Изображение святых. 8. икона
Оружие казака. 9. шашка.
Приспособление для глажения.10.рубель
Главная река11.Дон
Защитник южных рубежей России.12.казак
Сундук, окованный железом.13.скрыня
Оружие казака.14.сабля
Самая нарядная комната.15.горница
Головной убор казака.16.фуражка
4. Работа по новой теме.
1. Звучит песня Игоря Талькова "Есаул".
2. Беседа.
- О чем эта песня?
В каждой ноте этой песни, в каждом слове - размышление о судьбе родины, боль за поруганную честь отечества и человека. Эту песню исполнял Игорь Тальков. Кадры, которые вы видели, из кинофильма по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» (с этим произведением вы будете знакомиться в старших классах).
- Какие события представлены в видеоролике?
Гражданская войны и участие в ней казачества.
- А что такое гражданская война?
Задачи  урока:
выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений;
каким из этого события выходит человек;
чем сегодня нам могут быть интересны рассказы М.Шолохова?
3. Сообщение учителя.
Гражданская война - это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.
Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.
Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.
"Красные" - часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.
"Белые" - буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство.
Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.
Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в "Донских рассказах".
"Донские рассказы" - это литературный дебют М.Шолохова.
4 . Биографическая справка (индивидуальное задание)
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.
Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.
В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.
События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.
Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.
В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.
5. Слово учителя
Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем
заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.
"Приходилось бывать в разных переплетах",- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, "батька" пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.
Итак, "Донские рассказы" - это увиденное, услышанное, пережитое автором. Материал черпает из жизни донского казачества. Рассказы сразу же получили высокую оценку.
УчительДебют был удачным. Автору нет и двадцати. Рассказы короткие, написаны простым, образным, сочным языком. Шолохов использует в рассказах просторечия и диалектные слова, что делает их очень жизненными.
- Чем привлекают "Донские рассказы"? (Стремительно, динамично развивающееся действие.Живая жизнь, стремление увидеть живых, реальных людей).
6. Анализ рассказа "Родинка" (1924г)
- Где происходит действие рассказов?
На Дону. Дон-батюшка... Это не просто российская провинция, а место, где население не было склонно причислять область Войска Донского к России, видя в себе особенный народ с собственной исторической судьбой. Герои-донцы постоянно говорят о казацкой суверенности, однако мы понимаем: за судьбой донского казачества — жизнь всей России.
Рассказ "Родинка" состоит из 6 частей. Почти каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Читая рассказы, мы видим Дон, станицы, хутора, казаков. "Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном". ("Родинка")
В другом рассказе мы видим, как "Дон, пристегнутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью". ("Пастух")
Из степи, бурой, выжженной солнцем, дует горячий ветер. Все это донская земля
Здесь, на берегу Дона, в казачьих станицах, произойдут трагические события.
Рассказ, открывающий сборник, - "Родинка". Его первые строчки вводят нас в мир войны.
Прочитать начало рассказа
Все смешалось, предметы войны лежат рядом с хлебом, ассоциирующимся у каждого человека с жизнью. Читая дальше, мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону.
Война и человек. Каким стал человек - основная проблема рассказа.
- Сколько героев в рассказе? (Николка Кошевой - командир, атаман Кошевой - отец, старик Лукич)
Групповые задания
1. Работа по раскрытию образа Николки (группа 1)
- Что узнаем о Николке из анкеты?
- Почему в анкете не указывает отчество? О чем это говорит?(Вырос без отца.Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына)
- Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем свидетельствует портрет героя.
(": плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая". В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.)
- Каким видим после четырех лет войны? Его моральное состояние?
(Все надоело, устал от жестокости, насилия, "уморился так жить", учиться хочется).
- О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве?
- Итак, Шолохов показывает, что изначально в Николке "зверино-волчье", что надламывает душу, не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.
- Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка?
(Стал сиротой. ": до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля")
- Что можно сказать об убеждениях героя?
(Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к "красным").
- Его примета?
(Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет).
2. Работа по раскрытию образа отца Николки (группа 2)
- А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого?
(1,3 главы. Семь лет не видел родных, ": плен германский, воевал за родину, потом Врангель - добровольческая армия, борьба заРоссию. : турецкая фелюга: затем возвращается на Кубань. Здесь родина, дом, семья.)Такова история отца Николки.
- Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни "по-старому"?
(Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. "Новая жизнь" встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.).
- Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден ": волком уходить по родным полям:". Почему не бывает трезвым? Его душевное состояние?
("Душа зачерствела". Пытается заглушить боль, которая возникает в душе: нет родных, нет семьи ).
- С кем автор сравнивает атамана?
(3 глава. Дважды сравнивает с волком: "Трое суток, как набедившийся волк от овечьей отары, уходит дорогами и целиною бездорожно". И снова "Так и уходит по-волчьи")
- Почему такая ассоциация?
(Очерствение души, одичание подчеркивается сравнением атамана с волком. Что-то есть звериное, жестокое в человеке) .
3. Работа с классом.
- Образ волка появляется в 6 главе. (прочитать)
Здесь волк даже человечнее, чем люди, "взвывающие по-звериному". Он потянул в лог "не спеша". В этом "не спеша" чувствуется сила, покой и правота своей жизни.
- Какую роль в раскрытии душевного состояния атамана играет пейзаж?
( Пейзаж подчеркивает очерствение души, тоску по утраченной жизни."Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной",- пишет Шолохов об атамане).
- Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды. "Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы". Душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну. Зачерствела, т.е. не осталось ничего человеческого.
- У атамана "душа зачерствела", у Николки "лицо злобой перекошено". Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?
- Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?
- Путь насилия: Николка сумел "ликвидировать две банды", а атаман говорит Лукичу: "Мы, дед, коммунистов ликвидируем".
- И на чьей же стороне дед Лукич?
("Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал").
- Лукич никого не предпочитает. Кто же любит грабителей и насильников! Он представитель народа. Народу война не нужна.
- Как заканчивается рассказ?
(Отец и сын встретились во время боя.В ходе боя отец убивает Николая).
Выразительное чтение отрывка из 6 главы.
- В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир его сын?
(Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него.Он понял, что убил собственного сына).
-Почему именно родинку использует автор как символ?(Родинка - родной - род – Родина.Род, Родина - естественное объединяющее начало).
-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана?
("Завыл", "почернел" и т.д.)
- Чёрный цвет не случаен. Он часто встречается в рассказе: "Черная от загара спина", "черная лента крови". В черный цвет окрашен мир людей в отличие от мира природы. Черный - это цвет боли, злости, ненависти.
4. Решение вопросов дискуссионного характера.
- Почему застрелился атаман?
- Автор "убивает" своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а смерть - объединила. Не высказать словами горе отца. Он потерял сына, больше того - убил. И уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные :. Жизнь кончена, незачем жить.
– В чём состоит самый важный конфликт? 
(Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)
– В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? 
(Убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.Христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.)
– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?Показать драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла.
Выводы по рассказу. Что такое гражданская война у Шолохова?
Как война влияет на человека? (вывод формулируют учащиеся.)
Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому сделать вывод. Читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить. И скорбит о нечастном отце.
Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла.
Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.
7. Беседа по тексту рассказа «Продкомиссар»
– Кто сходится в непримиримой схватке в рассказе? (Отец и сын)– Что мы узнаём об отце и сыне?– Чьи жизненные позиции сталкиваются в рассказе? 
(Позиция представителей новой власти – областного продкомиссара, председателя ревтрибунала – абсолютно непримирима, потому что они чужие для казаков, как и казаки для них. Позиция Бодягина-старшего и его односельчан более основательна, так как они отстаивают нажитое своим трудом добро и продразвёрстка для них просто грабёж. Наиболее сложная позиция Бодягина-младшего. Выполняя свой революционный долг, который велит ему расстрелять отца, он не может до конца преодолеть узы кровного родства и, подчиняясь долгу, всё же ощущает предосудительность сделанного им выбора, потому и говорит: «Не серчай, батя…» Однако эта фраза говорит о том, что он воспринимает свой поступок как простительный.)
– Так ли смотрит на это автор? Где мы можем это увидеть? 
(Иначе смотрит на это автор.Вероятно,поэтому рассказ не замыкается на сюжете, посвящённом взаимоотношениям отца и сына, а имеет двухчастную композицию: вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод спасения ребёнка.)
– Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? 
(В судьбе мальчишки он увидел отражение собственной судьбы  («Я – сирота…по миру хожу «), но истинными мотивами поступка становятся жажда искупительной жертвы, проснувшееся в герое чувство родства, что-то вроде отцовского чувства.) 
– Можно ли спасением ребёнка оправдать жестокость? 
(Нет.Жестокость Бодягина остаётся  жестокостью, как и жестокость его врагов, о чём свидетельствует финал рассказа.)
– Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации
5. Подведение итогов урока. 
Гражданская война предстает в "Донских рассказах" М. Шолохова как национальная трагедия, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. В рассказах Шолохова нет победителей и побежденных. Общая массовая деградация - вот следствие братоубийственных войн. Эта проблема актуальна и в наши дни.
6. Домашнее задание.Написать мини-сочинение на тему: «В чем трагизм гражданской войны?»
Самоанализ урока литературы по теме «Человек и война в произведениях донских писателей» (на материале «Донских рассказов» М.А. Шолохова)
При разработке данного урока были учтены реальные учебные возможности, возрастные и психологические особенности восьмиклассников. Урок был направлен на реализацию регионального компонента.
Дата проведения – 2.12. 2015 года
Класс – 8 б класс
Цели урока:
Образовательные:
изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, рассмотреть раскрытие проблемы Человек и война в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Продкомиссар";
определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов;
формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов.
Развивающая:
развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся.
Воспитательная:
на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов" проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приёмы: словесно-репродуктивный, поисковый: рассказ учителя, анализ рассказа, аналитическое чтение, работа с изобразительными средствами, выразительное чтение.
Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, «добывание» знаний путем практических действий, воспроизведение знаний, рефлексия) была рациональна для решения задач.
На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.
На уроке использовались следующие формы работы:
индивидуальная
работа в группах
викторина
проблемное решение задач
обобщение
самооценка
Учащиеся на уроке были активны в меру своих психических и физиологических особенностей. Учитывалось чувство взрослости, являющееся главным отличительным свойством возраста. Учитывался круг интересов, из которых вырастают ценностные ориентации подростка.
Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке применялась музыкальная пауза.Возможности учебного кабинета использованы полностью. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Урок цели достиг: ребята хорошо поняли содержание текста, смогли проанализировать прочитанное, выделить нравственные и психологические проблемы. Основная причина этого – психологическая точность и доброжелательность повествования. Ребята эмоционально рассуждали о нелёгкой судьбе донского казачества в годы Гражданской войны, раскрыли сущность проблемы человек и война. Материал подавался доступно, ребята эмоционально анализировалиэпическое произведение, осмысливали учебный материал, работали самостоятельно с текстом, высказывали своё мнение.
На данном уроке использовались межпредметные связи (что помогает изучению литературы) литература и история, литература и география, литература и музыка. Ребята смотрели кадры из кинофильма «Тихий Дон», слушали песни в о казаках и казачестве в исполненииХора имени Пятницкого и Игоря Талькова, которые тематически были созвучны с проблематикой произведений и помогли проникнуться сочувствием к судьбе героев.
Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развитию обучающихся. Темп урока достаточно был высоким, так как произведения были заранее прочитаны. Ребята хорошо усвоили содержание и смысл «Донских рассказов» М.А. Шолохова. На уроке была смена деятельности: рассказ учителя сменялся индивидуальными сообщениями учащихся, была проведена викторина, беседа по содержанию рассказов сменилась групповой работой, работа с изобразительными средствами, выразительное чтение, просмотр кадров кинофильма, прослушивание песни, составление опорной схемы к уроку, написание мини-сочинения.
Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Ребята активно принимали участие в обсуждении проблемы Человек и война, сопереживали героям. У детей возник интерес к чтению и изучению произведений донских писателей.
Задачи урока реализованы. Урок пошел успешно.