Выступление по теме самообразования Интерактивные методы обучения


Интерактивные формы и методы обучения Актуальность: Переход обучения на новые стандарты требует от педагогов иного подхода к организации обучения, где широко применяются активные и интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, развитию аналитических способностей, формированию ответственного отношения к собственным поступкам, развитию навыков целеполагания и планирования, формированию и развитию эмоциональных контактов в коллективе. В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная (экстрактивная) активная (интраактивная) интерактивная Пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит).Ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков. Активная – ученик выступает «субъектом» обучения. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик – учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Интерактивная – inter (взаимный),  act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся и учителя. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.  «Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех"  ( В.К. Дьяченко) Ключевые процессы при активном и интерактивном методах обучения:- эффективное взаимодействие (интеракция),- обмен информацией (коммуникация),- обеспечение наглядности (визуализация),- мотивация,- мониторинг,- анализ деятельности и оценка результатов,- рефлексия. Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.  Задачи: -формировать интерес к изучаемому предмету; -развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; проявлять индивидуальность ребёнка в учебном процессе.  Классификация интерактивных методов обучения (по Г. С. Хархановой):1. Методы с узким спектром возможностей (решение и составление занимательных заданий, кроссвордов и т.п.). Их целесообразно использовать на первых этапах урока.2. Методы со средним спектром возможностей (соревновательные игры, конкурсы и т.п.). Соревновательные игры можно использовать на уроках во время опроса, закрепления материала, при обобщающем повторении.3. Методы с широким спектром возможностей (дискуссии, диспуты, ролевые игры и т.п.). Применение этой группы методов обеспечивает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу учащихся. Приёмы интерактивного обучения: Игра «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами» Познавательные задачи:- Что бы случилось, если бы?- Что ты имеешь в виду?- Что было бы, если не …  Незаконченное предложение Кластер Верные- неверные высказывания Метод учебных конкретных ситуаций (УКС) Метод проблемного изложения «Мозговой штурм» INSERT- интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления:«V» - уже знал«+» - новое«--» - думал иначе«?» - не понял, есть вопросыОкончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевымЧасть слова без окончания называется основойУ неизменяемых слов нет окончанияОбщая часть однокоренных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем.Приставки и суффиксы служат для образования новых слов. "Фишбоун" (Рыбий скелет) Составление маркировочной таблицы «ЗХУ»(Знаю. Хочу узнать. Узнал.) Синквейн ЭссеГерасим.Герасим.Глухонемой, сильный.Работает, заботится, переживает.Защищает бедных и слабых.Русский мужик! Рефлексия: Хочу спросить… Я сегодня узнал, повторил, закрепил… Вызвало затруднение…Нужно знать… Лист самооценки Маршрутный лист урока русского языка. Тема: Общее понятие о причастии.Цель: Знать, что такое причастие.Уметь отличать причастие от других частей речи.Сформулировать приемы определения причастия.I.Прочитайте слова и словосочетания и назовите признаки прилагательного и глагола: читающий мальчик, бегущая по волнам, унесенные ветром.Признаки прилагательного:______ Признаки глагола:_______Желтый (лист), желтеет (лист), желтеющий (лист) – каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов?Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?Сделайте вывод:_____________________________________________________Почему эта часть речи называется причастием?О промчавшемся лете, за ушедшими днями, проезжающий  поезд, неувядаемой славой, увековечивший свое имя.Что вы можете сказать о данных причастиях?О каких глагольных признаках причастия вы узнали?Определите, каким членом предложения может быть причастие, составьте для этого предложения и сделайте вывод.Как образуются причастия от глаголов?Какие выводы можете сделать теперь?__________________________________________________________II. Задание 1.1. Укажите причастие: (Синий Синеет Синеющий Синеватый Синея)2. Укажите словосочетание “прил. + сущ. ”, где существительное - главное слово (Зимняя дорога Зимующие птицы Замерзшая река Раскрытая книга)3. Укажите словосочетание “прич. + сущ. ”, где существительное - главное слово (Бушующее море Сидящие на дереве Зеркальная поверхность Выполнивший задание).III.Сформулируйте приемы определения причастия:_________________________________________ Вывод: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.Использование интерактивного метода помогает выполнить социальный заказ, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.