Практическая направленность обучения математике.


Практическая направленность обучения математике.
ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум»
Преподаватель математики
Матвеюк Валентина Сергеевна.
Практическая направленность обучения математике – это направленность содержания и методов обучения на решение задач и упражнений, на формирование у обучающихся навыков самостоятельной деятельности математического характера.
Основная проблема, с которой сталкиваются педагоги системы НПО и СПО  - это реализация компетентностного подхода, заявленного в ФГОС, в образовательной практике.
В настоящее время в качестве цели образования определено развитие личности обучающегося, его способностей, формирование самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, которые нашли отражение в действующих нормативных документах.
Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой и чтобы он научился владеть собой, то есть учился становиться хозяином собственной жизни, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению.
Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этоговыигрывает, сами науки развиваютсяпод влиянием её. П. Л. Чебышев.
Основные проблемы развития качества трудовых ресурсов в техникуме: слабая профориентация; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по избранной профессии; отсутствие мотивации в получении профессий; ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении специальных компетенций.
Важное значение в процессе обучения математике имеет понимание обучающимися профессиональной (практической) значимости того или иного учебного материала, ближней или дальнейшей перспективы его использования.
На уроках математики провожу: игры, например, «Я – фермер», « Я – предприниматель».
Практическую работу – это, «Строительство предприятия»
Данные уроки непосредственно связаны с предпринимательством и поэтому даем определение и цели предпринимательства.
Предпринимательство – это вид инициативной самостоятельной экономической деятельности с целью получения прибыли или личного дохода.
Цель предпринимательства:
1.Развитие собственного дела;
2.Обеспечение выживаемости собственного дел в условиях конкуренции.
И акцентирую внимание на слова Аристотеля (4век до нашей эры), что успех во всяком деле зависит от двух условий:
1)правильного установления конечной цели и
2) отыскания соответствующих средств ведущих к этой цели.
И что для достижения эффективной деятельности предприниматель должен обладать рядом профессиональных качеств:
Новаторством
(способность находить решения, новые идеи и варианты эффективного воплощения научных идей, изобретений, открытий, находок),
Силой воли
(способность преодолевать трудности для достижения целей);
Убежденностью в своем деле
(способность верить в свой успех, и что, самостоятельная экономическая деятельность, приведет к получению прибыли или личного дохода)
Мобильностью
(способность улавливать основные тенденции и предвидеть их изменения)
Коммуникабельностью
(способность и скромность человека к общению, налаживанию деловых контактов и связей).

Прежде чем реализовать какую – либо идею (решить задачу), предприниматель должен проанализировать все ее достоинства и недостатки, потом провести необходимые расчеты.
Предлагаю следующие задачи:
Задача1. Сколько дней можно прокормить 20 поросят при ежесуточном расходе на одного поросенка 4 кг. комбикорма? Комбикорм рассыпан на складе в форме конической кучи, которая имеет высоту 2,4м и длину окружности основания 21м. Плотность комбикорма-150 кг/м³.
Задача 2.
Сарай для сена имеет форму прямоугольного параллелепипеда с двухскатной крышей
( в форме пирамиды), размеры которой: длина-40м, ширина -15м и высота -5м. Высота сарая сенохранилища -14м. Сколько двухмесячных телят можно прокормить в течении двух месяцев при ежесуточном кормлении 70кг. сена? Плотность сена -320кг/м³.
Задача 3.
Резервуар для воды состоит из полушария радиуса 1,5м. сколько дней можно поить 30 лошадей (коров) при ежесуточном расходе на одну лошадь 50 литров воды, если плотность воды 10³кг/м³
Задача4. В цистерне цилиндрической формы находится горючее. Диаметр основания 2 метра, высота цистерны 6 метров. На сколько дней хватит горючего для вспашки поля трактором МТЗ – 80, при ежедневном расходе 400кг. Плотность горючего -720кг/м³
Задача 5.
Какое количество (кубометров) дров можно привезти на ЗИЛ-130,
если стандартные размеры кузова: 3,7 х 2,4 х 0,9 м.
Задача 6.
Какое количество кирпича сможет перевезти машина,
имеющая размеры кузова 220смх370смх80см ?Размеры кирпича 25см*12см*8см.
Задача 7.
Какое максимальное количество ( в тоннах) зерна может вмещать
склад, имеющий размеры пола 18м х 80 м,
высота склада 5м,
Плотность зерна 666 кг/куб.м Задача 8.
Сколько сена (в тоннах) вмещает сеновал
размерами 6 х 3 х 4 м, если тюк сена
имеет размеры 0,8 х 0,4 х 0,5м и массу 20 кг
Практическая работа заключается в определении количества строительного материала необходимого на постройку фермы, СТО и гаража;
определение наименьших затрат, необходимых на постройку (выбор строительного материала).
ЗАДАЧА 1-1.
Необходимо построить помещение с одним окном и дверью (причем кирпич покупают с запасом 6% от площади боковой поверхности). Размеры помещения: длина – 6м, ширина -3м, высота -2,5м. Ширина дверного проема равна 3м, а высота- 2м. Размеры окна – 1,5* 1,2м. Определите количество кирпичей, которые нужно купить для постройки стен помещения полностью, от пола до потолка, если известно, что размеры кирпича 30*60см; а также денежную сумму необходимую для покупки кирпича, (один кирпич стоит 140 рублей).
ЗАДАЧА1-2.
Необходимо построить помещение с одним окном и дверью (причем кирпич покупают с запасом 6% от площади боковой поверхности). Размеры помещения: длина – 6м; ширина -3м; высота -2,5м. Ширина дверного проема равна 3м, а высота- 2м. Размеры окна – 1,5* 1,2м. Определите количество кирпичей, которые нужно купить для постройки стен помещения полностью, от пола до потолка, если известно, что размеры кирпича 30*60см; а также денежную сумму необходимую для покупки кирпича, (один кирпич стоит 15 рублей).
ЗАДАЧА2-1.
Необходимо построить помещение с одним окном и двумя дверями (причем кирпич покупают с запасом 6% от площади боковой поверхности). Размеры помещения: длина – 8м, ширина -6,5м, высота -2,5м. Ширина дверного проема равна 2,5м, а высота - 2м, окна - 1,5 * 1,2м Определите количество кирпичей, которые нужно купить для постройки стен помещения полностью, от пола до потолка, если известно, что размеры кирпича 30*60см, а также денежную сумму, необходимую для покупки кирпича,( один кирпич стоит 140 рублей).
ЗАДАЧА 2-2.
Необходимо построить помещение с одним окном и двумя дверями (причем кирпич покупают с запасом 6% от площади боковой поверхности). Размеры помещения: длина – 8м, ширина -6,5м, высота -2,5м. Ширина дверного проема равна 2,5м, а высота - 2м, окна - 1,5 * 1,2м Определите количество кирпичей, которые нужно купить для постройки стен помещения полностью, от пола до потолка, если известно, что размеры кирпича 30*60см, а также денежную сумму, необходимую для покупки кирпича,( один кирпич стоит 15 рублей).
Подобные задачи вырабатывают у обучающихся активную жизненную позицию, способствуют находить решения в самостоятельной деятельности, верить в свой успех, и выяснять, как с помощью имеющихся средств достичь наилучшего результата.
Данный подход позволяет добиваться поставленных мною задач:
создание условий для развития и самореализации обучающихся;
усвоение продуктивных знаний, умений;
развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Литература.
1.Колягин Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике. М.Ш. – 1985.2.Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение. – 1990.3.Образовательные сайты «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок», «Сеть творческих учителей».