Статья Межпредметные связи на уроках истории. История и музыка.


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Использование ИКТ на уроках истории.
Учитель Калоева Т.С. МБОУ СОШ №46. г. Владикавказ
1.Межпредметные связи:
Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся к жизни в высокоразвитом обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни. В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования. Не секрет, что многие педагоги испытывают серьезные затруднения при реализации принципов осуществления межпредметных связей. Тогда педагоги обращаются к методическим рекомендациям, где указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие. Специфика интегрированного урока заключается в том, что его проводят и организуют два или более учителя, либо один учитель, имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам. При подготовке интегрированного урока особенно важно продумать методику его проведения. Часто интегрированному занятию предшествует опережающие домашние задания, которые выполняются либо учениками всего класса, либо отдельными учащимися. Домашнее задание так же имеет свою особенность: оно задается не по одному, а по нескольким предметам сразу. Интегрированный урок, в зависимости от работы и активности учащихся, подразумевает возможность выставление отметок по нескольким учебным дисциплинам. Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – предполагает широкое использование межпредметных связей. Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач . При изучении вопросов культуры современные школьники часто испытывают затруднения в характеристике произведений живописи, архитектурных сооружений. Причин может быть несколько. Отчасти это происходит от того, что не хватает словарного запаса ( мало читают), знания специальных терминов. Другой причиной является элементарное незнание деятелей культуры  и их творений. Если с уроков литературы школьники что-то еще знают о писателях и могут назвать их произведения, то об остальных деятелях науки и искусства у них весьма разрозненные представления. При небольшом количестве часов, отводимых на изучение культуры, стараюсь подходить  к этому вопросу комплексно. В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.     Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.  В интегрированном уроке должна прослеживаться преемственность между его этапами. Интегрированные занятия организованы таким образом, чтобы способствовать реализации дифференцированного подхода к получению информации и знаний обучающихся. При организации интегрированного обучения надо твердо следовать принципу: содержание смежных дисциплин, привлекаемых в качестве добавлений в учебном процессе по данному учебному предмету, не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.
Необходимо отметить, что интеграция предполагает выполнение трех условий:
1) объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;2) в интегрируемых исследуемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
 Только соблюдение всех трех условий допускает возможность интеграции предметов.Необходимо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через нее реализуем все главные задачи интеграции и приходим к успеху или неудаче, если не сумели этого сделать.
В. А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем  несравнимая красота природы и Отечества.
  Интегрированный урок открывает возможности для разных категорий обучающихся, в зависимости от их способностей. Учащимся предлагаются различные методы получения и усвоения знаний: от глубокого, подробного анализа изучаемых процессов до простого пересказа изученной информации. Следовательно, в ходе участия в интегрированном занятии у детей развивается умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких предметов, формируется преемственность знаний, полученных учениками. Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, в отличии от традиционного, наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают применение разных методов обучения и организации познавательной деятельности обучающегося. Интегрированный урок продемонстрирует результативность, если будут реализованы следующие дидактические задачи: -  преподаватели при подготовке урока должны тесно взаимодействовать между собой;
- интегрированное занятие должно быть актуальным, содержать проблему, обязательно подразумевать межпредметные связи; -   в интегрированном уроке должна прослеживаться преемственность между его этапами.
   при применении интеграции обязательно использовать приемы обратной связи;
педагог обязательно организует кураторство над деятельностью учащихся при выполнении интегрированного опережающего домашнего задания;
Цели интегрированных занятий: развитие устойчивого интереса к истории.
Учебно – воспитательные задачи:
А) Обобщение накопленных учащимися знаний по истории, обобщение формирование системы знаний о единстве мира, о месте человека в нем.
Б) формирование умений выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, самостоятельно расширять и углублять полученные знания.
В) развитие практических и творческих умений учащихся.
Г) развитие чувства красоты, эстетического вкуса.
Поставленные цели и задачи реализуются через работу обучаемых с учебниками, дополнительными источниками информации, использование новых педагогических и информационных технологий. На интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях значительное место занимают групповые, индивидуальные самостоятельные работы творческого и поискового характера, оформление докладов и рефератов, составление кроссвордов, викторин, таблиц и рисунков, а так же презентаций, что позволяет ребенку включиться в творческий процесс, проявить свои индивидуальные черты характера. На интегрированных уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств – показ слайдов, выполнение домашних заданий с помощь компьютера, кроме того, в практической работе легко можно избежать рутинности, если научить детей способам самостоятельного получения информации, приобретения и использования знаний с помощью компьютерных технологий.
Интеграция сегодня - самая эффективная форма обучения в школе. Интегрированные уроки проводятся с целью изучения, закрепления, обобщения материала по определенной теме. Интегрированные уроки проводятся практически по всем школьным предметам.
Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ:
Интегрированные уроки побуждают к развитию логики, образного мышления, коммуникативных способностей, развивают творческий потенциал самих учащихся.
форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;
интегрированные уроки снимают утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию внимания, речи памяти школьников;
интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творческой активности учителя, так как является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. В процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Их действие распространяется на интегрированные предметы и содействует формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, развитию познавательных интересов учащихся. Самая эффективная на наш взгляд в настоящее время, форма реализации межпредметных связей – интеграция, которая помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в полном объеме преподнести содержание дисциплин, а так же привлечь детей к предмету.
Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами: История - литература. История – география. История – ИЗО. История – музыка. История -математика, информатика, биология. История – физика. История – химия. Чаще учителя истории используют на своих уроках литературные произведения, т.к. они имеют тесную связь со многими темами Отечественной истории. Имея музыкальное образование, я часто использую музыкальные произведения на уроках истории. Это не должно занимать много времени на уроке. Отбирается именно тот музыкальный материал, который поможет ученикам воспринимать исторические события, изучаемые на уроке, изображенные средствами музыки. Чаще на это уходит от 3 до 5 минут. Но есть произведения, требующие большего времени и эмоциональных затрат ( Симфония №7- Д.Шостаковича, Кантата «Александр Невский, опера «Война и мир»- С. Прокофьева, Увертюра «Эгмонт»- Бетховена, и т.д.)
В этой статье я хочу поделиться опытом работы по использованию на отдельных уроках музыкальных произведений. Конечно, нам не хватает времени на уроках, но использование музыки необходимо, т.к. она не только вносит эмоциональную разрядку, но и помогает учащимся лучше запоминать фамилии композиторов и их произведения, что в свою очередь помогает им во время экзаменов. Например, работа над темой «Декабристы», можно использовать отрывок из оперы Ю.А.Шапорина «Декабристы», в которую включены стихи  Пушкина, Рылеева, Катенина. Это помогает учащимся не только глубже раскрыть сущность дворянского этапа освободительного движения в России, но и решить ряд воспитательных задач. На примере декабристов можно показать проявление многих великолепных человеческих качеств: Храбрость – после Бородинского сражения золотое оружие с надписью «За храбрость» получили будущие декабристы Пестель, Муравьев – Апостол, Раевский, Повало – Швойковский; чувство товарищества – после разгрома восстания Пущин, Лунин, Фонвизин и другие могли спастись, бежать за границу, но они предпочли разделить судьбу своих товарищей по борьбе; изумительный такт по отношению друг к другу – в ссылке никто и никогда не упрекал товарищей за ошибки, совершенные во время восстания; верность своим идеалам – имея богатство, ордена и чины, декабристы нашли в себе силы пожертвовать всем этим ради идей, в которые они верили; гражданственность и патриотизм – желание видеть Родину свободной и процветающей побудило их выступить против крепостничества и самодержавия. А использование информационных технологий позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и обучающимися составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся. Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории  иллюстрации, карты, схемы, фотографии. При изучении темы «Отечественная война» 1812г. также использую не только литературные произведения, но и музыкальные. На уроке учащимся предлагается прослушать два отрывка из оперы С.Прокофьева «Война и мир», в которую Прокофьев положил сцены из романа Л.Н.Толстого. Прокофьев изображает, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном ворвалось в мирную жизнь России, как война всколыхнула весь русский народ, как отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, погнав наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. И в романе, и в опере сцены мира чередуются со сценами войны. Учащиеся слушают арию Кутузова, в которой воплощен один, но зато важнейший, переломный момент, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. На его плечи легла огромная ответственность. Прослушав, учащиеся сами приходят к выводу - арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова» и одновременно « образом войны», хотя и не полным, но очень значительным. Ария состоит из трех частей: первая – спокойная, величественная, исполняется с большой любовью. Вторая часть взволнованная: «Дерзнул коварный враг вступить на нашу землю»… В третьей части мелодия звучит вновь спокойно, уверенно. Он уверен, что враг будет разбит. Главное действующее лицо в сцене, когда звучит вальс, это юная Наташа Ростова. Прокофьев с наибольшей глубиной и силой выразительности дает нам ощутить всю прелесть и красоту спокойного, ничем не тревожимого мира. Поэтому образ Наташи можно назвать «образом мира». Так возникает два важнейших образа – «образ мира – Наташа Ростова и «образ войны» - Кутузов. Учащиеся должны понять как в этих образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа ( мир и война). Так бывает всегда, потому что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью его народа, со всем, чем живет его эпоха. Все это сопровождается показом слайдов.
Изучая тему «Окончание Смутного времени» - предлагаю прослушать арию И. Сусанина «Чуют правду…» и хор «Славься», используя при этом слайды с изображением фрагментов из оперы. Конечно же ребята услышат глубокое волнение, испытываемое Сусаниным в его тяжкий смертный час. В конце оперы звучит хор «Славься», народ празднует победу, славит героев – Минина, Пожарского, Сусанина, народ, которые освободили страну от поляков.
При изучении темы «Внутренняя и внешняя политика Б.Годунова» использую отрывки из оперы «Борис Годунов» - М. Мусоргского. Судьба русского народа больше всего волновала композитора. В одном из писем к своему другу Репину он так писал: «…народ хочется сделать; сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью – мерещится мне он, он один, цельный, большой, неподкрашенный и без сусальности». Русский народ – угнетенный, страдающий,униженный беззаконием и тяготами жизни в Руси, еще не созревший, только порой помышляющий о сопротивлении, вот содержание большей части созданных Мусоргским произведений. Царствование Бориса, занявшего престол после смерти И.Грозного, омрачено молвой о причастности Годунова к насильственной смерти наследника – юного царевича Дмитрия. Трагедия Бориса Годунова – это трагедия царя, окруженного ненавистью и народа, и бояр, и трагедия человека, замученного угрызениями совести - звучит фрагмент из оперы- ( «О, совесть лютая, как тяжко ты караешь…»). Затем учащиеся слушают сцену «Под Кромами» - эта сцена-прообраз будущих крестьянских восстаний, постепенно расшатывающих царскую власть и приведших к отмене крепостного права. Народ – главное действующее лицо в опере. При наличии времени учащиеся с удовольствием слушают «Плач Юродивого»,который предрекает народу новые страшные страдания(«Лейтесь, лейтесь, слезы горькие, скоро враг придет и настанет тьма…)
При изучении темы «Великая Отечественная война», можно использовать огромное количество музыкальных произведений. Но из-за нехватки времени на уроках истории необходимо очень тщательно отбирать музыкальные произведения. Очень сильное эмоциональное воздействие оказывает слушание эпизода нашествия из Симфонии № 7. Д.Шостаковича. Учащиеся узнают, что Шостакович до войны жил в Ленинграде, что свою Симфонию он написал осенью, а в начале зимы 1941г. на партитуре он сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Учащимся следует напомнить о том, как драматично развивались события в начале войны, как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю, обрушились на наш народ, никогда ни с кем не хотевший воевать. Задача этой вступительной беседы – подготовить ребят к восприятию очень серьезной, напряженной музыки. Ребятам интересно узнать, что как только Шостакович закончил Седьмую Симфонию, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолете отправлена в США через Африку, где ее сразу же исполнили лучшие дирижеры мира. 19 июля 1942г. Симфония была исполнена в Нью- Йорке под управлением А.Тосканини, а в газетных отзывах прозвучала уверенность в победе советского народа. Вот цитаты из газет:
- «Какой дьявол может победить народ, способный создавать в такое тяжелое время музыку, подобную этой…»
-«…Симфония дает нам силу духа и надежду, что мир придет…».
-«Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима».
Изучая тему «Предпосылки петровских преобразований» в 7 классе слушаем фрагмент из оперы М.Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве – реке». Прослушав учащиеся отвечают, что изображается не только картина пробуждения русской столицы( в музыке слышна перекличка утренних петухов, с тихим колокольным звоном, зовущим к утреннему богослужению). Мусоргский воплотил в ней главную идею всей оперы: - рассвет над Русью, который обещали воцарение на царский престол Петра I и его обновляющие жизнь реформы.
В небольшой статье невозможно рассказать о всех музыкальных произведениях, которые помогают учителю в реализации учебных программ. И использовать можно не только произведения по военной теме.
В XIXв., когда наблюдался взлет музыкальной культуры создано огромное количество музыкальных произведений рассказывающих средствами музыки о картинах природы, обычаях, традициях, внутреннем мире человека, патриотизме. Возьмем, например, , А.С. Пушкина, который в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, а М.И. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его .Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России XIX века оказало творчество Н.В.Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством»- Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка»- М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички»)- П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. И. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами».На рубеже XIX и XX веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре. Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). создал полную лиризма оперу «Царская невеста». Русская жизнь и русская культура раскрываются перед нами во всем своем богатстве и многообразии, и наша задача состоит в том, чтобы донести это богатство до подрастающего поколения. Художественные произведения не только доставляют радость и эстетическое наслаждение, но и помогают изучать и понять время, в которое они были созданы. Если сделать некоторое обобщение сказанному, то под интеграцией в современной школе понимается одно из направлений активных поисков  новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного взаимодействия с учащимися. К статье прилагаются в отдельной папке те музыкальные произведения, о которых было сказано выше.
Использованная литература:
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19века. М. 1964г.
М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин- История русской культуры. М. 1999г.
Т.В. Ильина-История искусства. М., 1989г.
Н.И.Яковкина - История русской культуры.XIXв. СПб, 2002 г.
Т.С.Гергиева – Русскаякультура и современность., 1999г.
Советская музыкальная культура. М.1981г.
Ж/Л Преподавание истории в школе №5.
Программа по музыке. М. 1990г.
Л..Данилевич – Предисловие к партитуре симфонии Шостаковича. М 1958г.
Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей начальной школы.