Межпредметные связи на уроках истории


В одном мгновенье видеть вечностьОгромный мир – в зерне песка,В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. В. Блейк АктуальностьМежпредметные связи создают единое образовательное пространство.Успешно формируют основные мировоззренческие принципыРаскрывают полноту, многомерность исторического процесса.Более широко открывают возможность построения исторических альтернатив. Методические условия Осознать общую цель осуществления внутри- и межпредметных связей в учебном процессе.Способствовать осознанному применению теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Типы связей способствующих обучениюхронологические связи ─ ретроспективные (предшествующие)перспективные (предваряющие)сопутствующие (синхронные)информационные связи ─ фактические, понятийные, теоретические. Методические приемыОбъяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого учебного предмета. Методические приемыФормирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался преподавателем смежного предмета. Методические приемыОбучение приемам припоминания и самостоятельного применения (актуализации) ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.). Методические приемыИспользование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. Методические приемыСоздание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих умственную деятельность учащихся. Методические приемыПроведение интегрированных уроков (Литература и история. Разделы „Защитники земли русской”. Литература, история и право. Проблема „Порочный круг” (о кровной мести). Методические приемыСистематическое привлечение ранее усвоенных знаний по другим учебным предметам, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, исторической литературы, газет, телевидения, жизненного опыта. Для того, чтобы результаты учебного процесса соответствовали целям и задачам которые ставит учитель, необходимо чтобы урок или мероприятие, конкурс и т.п. были для учеников интересны, привлекательны. Все в мире связано в единое начало;В движенье волн – шекспировский сонет,В симметрии цветка – основы мирозданья,А в пенье птиц – симфония планет. Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино различные факты, им наблюдаемые.