Реферат на темуПроблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе.


Реферат на тему
"Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе."Дунаевой Ольги Викторовны
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………..
1.1 Понятие «проблемная ситуация»………………………………..........
1.2 Приёмы и способы создания проблемных ситуаций на уроке………
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………..
2.1 Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке ………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в стране, в обществе, в системе общего образования и переход к обновленной системе начального образования в рамках ФГОС требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
У современного ученика должны быть сформированы УУД, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В проблемной ситуации, как ее понимает С.Л. Рубинштейн, выделяются три основных признака: неизвестное, противоречие, потребность.
Психолог А.М. Матюшкин отмечает: "Проблемной называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия..." Главным элементом проблемной ситуации А.М. Матюшкин, вслед за С.Л. Рубинштейном, считает неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.
Главнейшей же задачей учителя является – показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
В данной работе я хочу показать, что при использовании определенной методики и соблюдении необходимых условий, проблемные ситуации на уроках способствуют развитию универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель: раскрыть методические основы создания проблемных ситуаций на уроках.
Для достижения поставленной цели необходимым считаю решение следующих задач:
-проанализировать понятие «проблемная ситуация»;
-выявить способы и приёмы создания проблемных ситуаций на уроке;
- рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «проблемная ситуация»
Технология проблемного обучения теоретически обоснована такими видными ученными, как В.Оконь, И.Л.Лернер, М.И.Махмутов, С.А.Рубенштейн. Путем решения нестандартных задач, поиском ответа на проблемный вопрос, использованием проблемных ситуаций на уроках целесообразно развивать мышление школьников. Учебная проблемная ситуация должна вызвать познавательную потребность к решению учебной проблемы, так как познавательная потребность порождает познавательную мотивацию и является началом мыслительного процесса. Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность учащегося, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.
Итак, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.
Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям:
по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, математике и т.п.);
по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);
по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия) и др.
Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению Мирзы Исмаиловича Махмутова, являются общими для всех учебных предметов:
1. Недостаточность прежних знаний обучающихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи.
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях.
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования. Использование указанных классификаций помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций на урок.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различны точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др.)
Создание проблемной ситуации для деятельности ученика – служит стимулом активизации логического мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
1.2 Способы и приёмы создания проблемных ситуаций на уроке
Существует десять способов создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. 8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Способы выбираются учителем на основе знания им условий возникновения различных типов проблемных ситуаций. Формой реализации того или иного способа являются такие дидактические приемы, как постановка проблемного вопроса, демонстрация опыта, применение сочетания слова и наглядности.
Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки учащихся, их мотивационные критерии. В связи с этим, можно сформулировать следующие правила создания проблемных ситуаций: 1) Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение.2) Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Для решения поставленных проблем можно выделить четыре этапа:
1. Мотивационный – ученик должен знать, зачем решать проблему, нужно ли это ему.
2. Определительный – школьник должен понять, какие действия и в каком порядке нужно выполнять.
3. Деятельный – ученик, поняв проблему и пути ее решения, может практически заняться намеченными действиями.
4. Коррекционный – проконтролировав работу учащихся, учитель указывает на ошибки, помогает их преодолеть и внести уточнения. Всю работу учитель должен строить так, чтобы на каждом уроке учащиеся решали какие- то проблемы (устно, письменно или практически).
Главное, чтобы каждый ученик был вовлечен в этот процесс решения. Перед тем, как запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер. Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе: 1) выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме; 2) необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений; 3) надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.
Рассмотрим некоторые приемы, предложенные Мельниковой Е.Л, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования.
С удивлением между двумя (или более) положениями
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Приём 2. Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.
После приема, когда педагог сталкивает разные мнения учащихся, уместно спросить: «Вопрос (задание) был один? А мнений сколько? Почему так получилось?» При использовании приема, когда учащиеся не могут справиться с заданием и осознают абсолютную невозможность его выполнения, педагог стимулирует учащихся следующими фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?»
После приема, когда предлагается задание, не сходное с предыдущим, учащиеся имеют возможность вникнуть в суть возникшего затруднения, если педагог им поможет следующими словами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
Из проблемной ситуации, созданной последним приемом, где учащиеся используют старое знание, можно вывести следующими репликами: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?»
Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладеть длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока ограниченно. Но если ребенок, выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива и для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель продуктивности его мышления.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. В общем виде проблемный урок состоит из 6 этапов:
- подготовительный;
- этап создания проблемной ситуации;
- осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
- выдвижение гипотезы, предложений, обоснование гипотезы;
- доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
- закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока — при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением».
Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением»
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Русский язык, 3 класс. По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах «т» не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова».)
Окружающий мир, 3 класс*.Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения. Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные. Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…? («Грибы», «Что такое грибы».)
Математика, 2 класс. Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? * Сквозные герои — дети или сказочные персонажи — активно используются в учебниках и помогают ученику усваивать учебный материал. Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
При создании проблемных ситуаций учитель должен опираться на общие способы и пути создания проблемной ситуации, но выбор этих способов и путей может варьироваться, изменяться в зависимости от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. При использовании проблемных ситуаций на уроках в традиционной системе обучения у детей младшего школьного возраста можно развивать логическое мышление.Обучая детей поиску путей выхода из проблемных ситуаций, учитель формирует навык самостоятельного творческого подхода к любой трудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя психологические и методические литературные источники, выяснено: проблемная ситуация понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия.
В дидактике определение проблемной ситуации следующее: проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью осуществления этого с помощью имеющихся знаний.
Выяснили, что для учителя проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью школьника, формирования его мыслительных способностей, а для деятельности ученика – служит стимулом активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность учения и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения заметили, что организация такой технологии способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, самостоятельность выбора плана решения), развитие логического мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способность развития познавательной активности.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование на уроках и внеурочных занятиях способов и приемов создания проблемных ситуаций способствует формированию универсальные учебные действия, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учебно-методическое пособие ,Н.П.Клещеногова -Кемерово, МБОУДПО "НМЦ" 2013
2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.2-изд., перераб . И доп. – М.: Просвещение, , 1986.
3. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). - М.: Просвещение, 1978.
4. Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение.- М.: Просвещение, 1991.
5. Кабанов-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1985.
6. Лернер И. Я. Проблемное обучение .- М.: Знание, 1974.
7. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Просвещение, 1977.
8. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
9. Мельникова Е.Л. Проблемно-диагностическое обучение как средство реализации ФГОС. пособие для учителя. М.2013.
10 С.Л. Рубинштейн. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт.
12.Материалы курса .