Урок математики по теме : Урок веселой математики


Урок веселой математики
Оформление:
1. Выставка книг из рубрики «Занимательная математика».
2. Математическая газета «Смотри в корень!» (в серьезной и шутливой форме понятие «корня» в математике, грамматике, биологии, крылатые выражения со словом «корень»).
3. Девиз, под которым проходит урок: «Книга – книгой, а мозгами двигай!» (В. В. Маяковский.)
4. Заранее подготовленная таблица «Веселый счет», оформленная на листе ватмана.
5. На доске записаны следующие слова: «В Париже есть улицы, носящие имена выдающихся математиков. Это улицы Летандра, Реомюра, Паскаля, Бюффона, Карно, Декарта, Лейбница».
6. ТСО: запись математического гимна.
7. На отдельных листах заготовлены 2 ребуса.
8. Карточки (2 экземпляра для каждой команды).
9. Призы для обеих команд.
Ход урока
Ведущий. Добро пожаловать в страну Математику!
В страну логарифмов, простых вычислений,
Корней, возведений и уравнений!
Звучит гимн математике (исполняет группа девочек).
Пусть говорят – мы годы губим,
Что умереть, что умереть нам суждено,
Но математику мы любим
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
Мы любим спорт, мы любим песни,
Мы любим танцы, любим книги и кино.
Без математики мир тесен
Стал бы давно, давным-давно, давным-давно.
И смело можем доказать мы,
Что Лобачевского учение верно,
Что математика понадобилась людям
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
Ведущий. «Процветание и совершенствование математики тесно связаны с благосостоянием государства» (Наполеон). Видимо, от понимания этого обстоятельства в Париже есть улицы, носящие имена выдающихся математиков. Это улицы Летандра, Реомюра, Паскаля, Бюффона, Карно, Декарта, Лейбница.
Домашнее задание на уроке «Веселой математики». Подумайте и укажите, в каких городах нашей великой страны имеются улицы, носящие имена великих математиков.
Ведущий. Математики – кто они? О них рассказывают столько небылиц. Судите сами. Однажды, гуляя, Пифагор подошел к реке. Река тотчас же вышла из берегов и закричала (!): «Да здравствует Пифагор!»
А вот еще один анекдот о математиках.
Анекдот (инсценирован школьниками).
Однажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.
Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
– Не могли бы вы, хотя бы приблизительно, сказать нам, где мы находимся? – спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил:
– Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.
Очередной порыв ветра понес шар дальше в неизвестном направлении.
– Черт бы побрал этих математиков! – раздраженно проговорил Шерлок Холмс.
– А почему вы считаете, что этот человек был математиком? – как всегда удивился Ватсон.
– Ну, во-первых, прежде чем ответить, он подумал, а во-вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.
Ведущий. Сегодняшняя встреча пройдет между двумя командами («Циклоида» и «Синусоида»). Встреча пройдет под девизом «Книга – книгой, а мозгами двигай!» (Вл. Маяковский) и при соответствующем напутствии членов редколлегии в газете «Смотри в корень!».
Представить жюри, состоящее из школьников.
В нашей встрече будут занимательные задачи, задачи на сообразительность, серьезные и… дурацкие вопросы.
Дурацкий вопрос. Большой, зеленый, живет под землей и питается камнями. Кто это? (Большой зеленый камнеед.)
Разминка команд (за правильный ответ – 1 очко).
1. Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как, –
И я – географическая точка. (+, полюс.)
2. Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «я» прикажешь рядом встать,
Я всё – отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь, семья.)
3. Требуется полсотни разделить на половину. Сколько получится?
4. Чему равно произведение всех цифр?
5. Назовите фамилию, имя, отчество русской женщины-математика.
6. Кто автор первого учебника по математике в России?
7. Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне ромба?
8. В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине треугольника?
9. Чем замечателен египетский треугольник?
10. Н. О. К. (а, b) = ab. Найти Н. О. Д. (а, b).
11. Площадь треугольника равна 40 см2. К одной из его сторон проведена медиана. Вычислите площади полученных треугольников.
12. Посчитайте сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

13. Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однозначному числу, а число десятков на 2 меньше этой суммы. Какое это число? (72.)
14. Отгадать 2 ребуса.

II. «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики».
У каждого члена команды по карточке с цифрой. Ведущий читает пример, члены команды «выстраиваются» в правильный ответ. Команда, посчитавшая «в уме» правильно и быстро, получает 2 очка.
1) 142 [196]
2) 27  11 [297]
3) 3-n · 3n+4 [81]
4) 552 [3025]
5) 25 + 15[47]
6) [6]
7) 21  15 = [315]
8) 64 · 2,5 [160]
9) 214 : 25 [512]
10) [96]
III. «Веселый счет». (Для проведения этого конкурса нужен секундомер.)

1. Заранее должна быть приготовлена таблица большого размера.
2. Один человек из каждой команды считает от 1 до 24, называя и одновременно показывая число на таблице.
3. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.
IV. «О! Геометрия!»
Ученик читает наизусть стихотворение.
Геометрия
О Петр, ведь ты построил город
Не для умерших – для живых?Тяжелый дождь бежит за ворот
Окаменевших часовых.
Недвижимы аллеи парков.
Прямы проспекты, как стрела.
Сильней божественных монархов
Здесь геометрия была.
Гуляют каменные финны.
Курятся трубки из бород.
Вот и построили Афины
Средь топей северных болот!
Налево львы. И львы направо.
А у заставы инвалид.
Штык держит вертикально прямо,
Как геометрия велит.
Евгений Винокуров
* * *
Далее идет соревнование команд в форме блицтурнира: вопрос–ответ. Вопрос задается каждому участнику.
Дать определение…
1. Теоремы. 1. Синуса острого угла прямоугольного треугольника.
2. Биссектрисы угла. 2. Косинуса.
3. Медианы треугольника. 3. Тангенса.
4. Параллельных прямых. 4. Касательной.
5. Внешнего угла треугольника. 5. Вписанного угла.
6. Остроугольного треугольника. 6. Тупоугольного треугольника.
7. Параллелограмма. 7. Центрального угла.
8. Трапеции. 8. Правильного многоугольника.
9. Ромба. 9. Окружности, вписанной в многоугольник.
10. Средней линии треугольника. 10. Окружности, описанной около многоугольника.
За каждый правильный и точный ответ – 1 очко.
V. Проанализируй решение задачи.
С какой средней скоростью автомашина проехала путь из одного города в другой, если одну половину пути она ехала со скоростью 40 км/ч, а вторую – со скоростью 60 км/ч?
(км/ч)
Ответ:

VI. Блицтурнир капитанов.
Капитану 1-й команды Капитану 2-й команды
1) К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
Ответ: в 11 раз. 1) Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра?
Ответ: 106.
2) Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович.
Как зовут гражданина?
Ответ: Владимир Николаевич. 2) Деревянный окрашенный куб с ребром 3 см распилили на кубические сантиметры. Сколько среди них кубиков, которые окрашены с трех сторон?
Ответ: они расположены по углам куба: 4 сверху и 4 снизу.
3) В доме 6 этажей одинаковой высоты. Во сколько раз лестница на 6-й этаж длиннее, чем лестница на третий этаж?
Ответ: в 2,5 раза. 3) Половина – треть его. Какое это число?
Ответ: 1,5.
VII. Подведение итогов и награждение.