Педагогический опыт работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков: традиции и инновации

Педагогический опыт работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков: традиции и инновации
Бузенюк А.Н., учитель английского языка. 1кв.категория, Горбунова О.В., учитель математики, 1 кв.категория, Казырицкая Е.В., учитель музыки , 1кв.категория
Россия, Первоуральск, Муниципальное общеобразовательное учреждение школа №15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Teaching experience in the field of the organization of leisure and health improvement of
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Municipal Educational Institution of Secondary school №15
Key words: leisure, health improvement, educational program for children, healthy lifestyle, challenges and solutions
Ключевые слова: отдых, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, задачи и решения
Аннотация: организация внеурочной деятельности, отдыха и оздоровления детей и подростков является одним из важных направлений образовательной политики государства. В нашей школе выстроена оптимальная модель с учетом возможностей образовательного учреждения, социума и потребностей учащихся и родителей. Эта работа осуществляется по нескольким направлениям развития личности.

Организация внеурочной деятельности, отдыха и оздоровления детей и подростков является одним из важных направлений образовательной политики государства. Цель модернизации этой работы в том, чтобы она стала непрерывной системой воспитательного процесса, включая как можно больше детей и подростков в современной школе [4].
В нашей школе работает ряд программ, направленных на оздоровление детей. Одна из таких программ: «Комплексная программа Здоровье на 2015-2020г», целью которой является поиск оптимальных средств и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха. Реализуется проект «Школа гражданина», целью которого является моделирование образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся правовой культуры, законопослушного поведения, в том числе и в качестве будущих избирателей, способных интегрироваться в общественно-политическую и социальную жизнь страны.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
-выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей учащихся к различным видам деятельности;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-развитие инициативы школьника, его творческих способностей;
-организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся[1].
Во внеурочной деятельности задействованы следующие ресурсы школы:
-общешкольные и городские мероприятия в рамках воспитательной работы;
-классное руководство (тематические часы, уроки-презентации, воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры, образовательные экскурсии, часы профориентации, семейные праздники, презентации творческих проектов, социальные акции, тематические праздники);
-дополнительное образование на платной и бесплатной основе;
-учебные курсы.
Взаимодействие с социальными партнерами:
- МКОУ Школа искусств;
- ГАУ ЦСПСиД «Росинка»;
- Первоуральский металлургический колледж;
-Лингвистический центр;
- ДК «Огнеупорщик»;
- спорткомплекс ОАО «Динур».
Внеурочная деятельность реализуется через игровую и познавательную деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-художественное творчество, социально-преобразующую добровольческую и развлекательную деятельность (досуговое общение, спортивно-оздоровительные, туристско-краеведческие мероприятия). Виды и направленность внеурочной деятельности тесно связаны друг с другом.
Остановимся на спортивно-оздоровительном направлении, традиционно оно включает в себя следующие мероприятия:
- спортивные соревнования по лыжам, легкой атлетике, пионерболу и волейболу, дартсу и шахматам;
- весенняя эстафета;
- смотр строя и песни;
- экскурсии, походы;
- День ГО и ЧС;
- военизированная эстафета;
- посещение бассейна;
- проведение бесед по охране здоровья, оформление тематических стендов;
- организация турслетов, Дней здоровья;
- применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
К инновационным мероприятиям относится сдача нормативов ГТО.
В плане социального направления традиционно:
- социальная акция «Витамины на стол» (к Дню пожилого человека»);
- акция «Старой бумаге – новую жизнь»; «Подари книге жизнь»;
- акция «Дай лапу, друг!»;
- акция милосердия «Делаем добро» (сбор кормов для приюта животных, сбор предметов первой необходимости для Дома ребенка);
- акция «С теплом и улыбкой в Новый год!»;
- трудовая акция «БУНТ» (большая уборка нашей территории);
К инновационным мероприятиям относятся:
- создание социальных видеороликов и литературных сказок о здоровье;
- флешмобы «Против зависимостей»;
- часы профориентации;
- сюжетно-ролевые игры.
В плане духовно-нравственного направления к традиционным относятся:
- часы нравственности «Главное быть человеком»;
- уроки доброты;
- уроки мужества к знаменательным датам календаря;
- экскурсии в музеи ОАО «Динур», ФОК «Динур», ЧП ПНТЗ, храмы города Первоуральска и его окрестностей и др.;
- праздничная программа « Золотое сердце учителя»;
- поздравление ветеранов педагогического труда с праздниками;
- праздник, посвященный Дню матери;
- чествование защитников Отечества и участников ВОВ;
- участие в городском конкурсе «Семейные реликвии»;
- реализация проекта по толерантности «Мы разные, но мы вместе»и др.
К инновационным мероприятиям относятся:
- посещение учебного центра ЧП ПНТЗ, ИКЦ (Информационно культурный центр), фонда Строгановых п. Билимбай.
К инновационным формам работы относится участие в социальном проекте «Будь здоров». Девиз Проекта: «Здорово быть здоровым!»
Цель Проекта: формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
Задачи Проекта:
- объединение усилий субъектов органов местного самоуправления в процессе утверждения трезвости как нормы жизни;
- содействие развитию школы как площадки объединения усилий родителей, педагогов общественности по формированию ЗОЖ, трезвенных убеждений и активной гражданской позиции;
- расширение социального партнерства родителей, педагогов и учащихся в процессе формирования среды свободной от негативных зависимостей;
- подготовка добровольцев для деятельности в системе трезвенного просвещения;
- формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.
- создание условий для творческого и физического развития личности подростка;
- привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей;
- создание в Интернет-пространстве условий для общения участников Проекта [3].
Этот проект длится весь год, и участники берут обязательство жить трезво - не курить, не употреблять алкогольные напитки и воздерживаться от других психоактивных веществ (ПАВ). Принимают участие в различных конкурсах: «Перетягивание каната», «Литературный» (сказка о вреде курения), «Конкурс агитбригад» (Я Россиянин, Мы за ЗОЖ, ), «Конкурс видеофильмов» (о вреде курения), «Вперед, юнармейцы!», участвуют в открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России». Кроме этого в течение месяца участники Проекта проводят инициированные мероприятия, направленные на пропаганду ЗОЖ в классе, школе, районе и городе. Эта работа важна не только для формирования у учащихся установки на здоровый и безопасный образ жизни, но и сплочение классного коллектива как единого целого.
В нашей школе выстроена оптимальная модель с учетом возможностей образовательного учреждения, социума и потребностей учащихся и родителей. Она осуществляется по следующим направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное и духовно-нравственное. Используются разнообразные формы внеклассной деятельности: детские творческие объединения, экскурсии, часы общения, олимпиады, интеллектуально-творческие конкурсы, проектная деятельность, общественно-полезные практики, коллективно-творческие дела, спортивные соревнования.
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, социально значимую интеллектуально - творческую деятельность детей, а также взаимодействие с педагогическими работниками школы и родителями учащихся. Каждому педагогу необходимо использовать здоровьесберегающие технологии не только на уроках, но и во внеурочной деятельности для обеспечения возможности учащегося сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Список литературы
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №15 на 2016-2017 учебный год http://школа15-динас.рф/upload/files/docs/plan_vneurochnoy_deyatelnosti_maou_sosh_%E2%84%96_15.PDF
Положение об организации внеурочной деятельности учащихся МАОУ СОШ №15 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проект Будь здоров! [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15