Выступление на тему: Роль моего предмета в будущей жизни ученика

Выступление по теме:
«Роль моего предмета в будущей жизни ученика»

Тема: «Роль моего предмета в будущей жизни ученика» на сегодняшний день очень актуальна. На мой взгляд, это первый шаг навстречу профильному и предпрофильному обучению в школе. В своём выступлении я постараюсь раскрыть теоретические основы предпрофильного и профильного обучения.
Главной задачей школы является формирование у своих учеников качеств, традиционно присущих российским интеллигентам: порядочность и ответственность, великодушие, потребность в творчестве, стремление к свободе, умение понимать и принимать другого, деятельная активность, телесное и душевное здоровье.
Обучение знаниям, умениям и навыкам, формирование базовых компетентностей, воспитание черт характера и качеств личностей, развитие способностей, склонностей и интересов являются обязательными, равноценными и тесно связанными друг с другом сторонами образовательного процесса. Поэтому каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности ученика.
Ученик «образовывается» в школе под влиянием: личностей одного или нескольких любимых учителей, команды учителей, работающих в данном классе, психолого-педагогической среды школы в целом и уклада школьной жизни.
Обратимся к исторической справке:
«Дифференциация обучения имеет немалый опыт. Дореволюционная Россия имела семиклассные учреждения двух видов: классическая гимназия (цель – подготовка в университет) и реальное училище (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специальные учебные заведения).
В 1918 году профилизация старшей школы имела 3 направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
К идее профилизации обращались в 1957, 1966 годах. Так появилось углублённое изучение отдельных предметов и преподавание факультативных курсов по интересам школьников.
В конце 80-х и начале 90-х годов появились новые типы и виды общеобразовательных учреждений: лицеи и гимназии, школы с углублённым изучением отдельных предметов.»
Новое наполнение образования при сохранении его фундаментальности усиливает практическую и жизненную направленность обучения. Примерные профили обучения: физико-математический, естественно-научный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, художественный, универсальный.
Современная школа призвана не только вооружать, обучающегося знаниям, но и формировать у него потребность в самообразовании, создавать условия для отработки специальных умений и навыков, кроме этого воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свой выбор.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.
Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Таким образом, выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, каждая школа, каждый класс, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план – образовательную трассу. При этом следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). Предполагается и сохранение непрофильных (универсальных) старших школ и классов.
Прежде чем организовывать профильные классы в 10-11-х классах, нужно подготовить предпрофильные предметные и межпредметные курсы в 9-ом классе, определившись с тем, какие профили будут предложены образовательным учреждением. Перекличка профиля и предпрофиля в рамках школы обязательна (принцип преемственности).
Предпрофильная подготовка реализуется через организацию ориентационных, предметных и межпредметных курсов.
Ориентационные курсы информируют о мире профессий, учат методам выбора, рассказывают о том, как строить деловую карьеру. Эти курсы краткосрочные (8-16 часов), их могут вести психологи и профориентаторы. Курсы обязательно проводятся в 1-й четверти, в начале профильного обучения, их роль мотивационная.
Элективные предметные и межпредметные курсы помогают сформировать интерес и определиться с профилем. Эти курсы по 36 часов, проводятся они в 1-ом и 2-ом полугодии. Учащимся необходимо сделать выбор этих курсов не менее двух раз в учебном году и определиться с профилем дальнейшего обучения. Оценки за ориентационный и элективный курс в 9-ом классе не выставляются.
Содержание курсов предрпрофильной подготовки включает материал, выходящий за рамки школьной программы, но не являются подготовкой к ЕГЭ. Например: «Химия в быту», «Математическая логика», «Самолётостроение», «Происхождение языков», «Личная экономика», «Бытовая техника и её устройство», «В здоровом теле здоровый дух», «Мир космоса», «Страноведение» и другие. Таким образом, предпрофильная подготовка формирует интерес и положительную мотивацию и помогает сделать в 10-м классе осознанный успешный выбор.
Однако надо помнить, что в 9-ом классе ученик лишь пробует свои возможности, выбор предрпофильного курса не всегда предполагает выбор этого же профиля. Иногда ученик меняет свой выбор – это его право.
Школьный учебный план предпрофильной подготовки обновляется каждый год с учётом новых потребностей учащихся. Содержание учебного плана непрерывно развивается. Процесс профилизации школы требует большой организационной работы в образовательной школе. Важную роль играет информирование всех участников образовательного процесса.