Презентация для психологов на тему: Психолого-педагогическое сопровождение школьников с посттравматическими стрессовыми расстройствами


Психолого-педагогическое сопровождение школьников с постравматическими стрессовыми расстройствами Психологическое сопровождение это целостная система организационных, диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий с обязательным учетом возрастных особенностей учащихся, грамотно спланированная работа со всеми категориями участников учебно-воспитательного процесса Цель психологического сопровождения создание максимально комфортных условий, которые дают возможность в полной мере реализовать способности и наклонности учащегося, сформировать высокую адекватную самооценку и стремление к самореализации Функции психологического сопровождения организационнаяанализ актуальности внедрения психологического сопровождения по определенной проблеме Функции психологического сопровождения диагностическаяопределение индивидуальных особенностей ученика по определенным психодиагностическим методикам, системное отслеживание статуса учащегося и динамики его психического развития Функции психологического сопровождения прогностическаяопределение направлений и необходимых условий для индивидуального развития участников психолого - педагогического процесса на основе диагностики реальных и потенциальных возможностей и проектирования содержания и направлений индивидуального развития учащегося Функции психологического сопровождения коррекционнаясоздание комплексной программы на всех этапах развития ребенка, которая состоит из гибких моделей организации учебно-воспитательного процесса и предусматривает устранение отклонений в психофизическом и индивидуальном развитии и поведении Функции психологического сопровождения развивающаяоказание конкретной помощи, сопровождающейся психологической поддержкой учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой. Разработка и ведение карт индивидуального развития учащихся. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе. Создание условий для самопознания, раскрытия потенциала личности Функции психологического сопровождения профилактическаяоказание помощи учащимся в их личностном развитии. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения с целью своевременного предупреждения отклонений в психофизическом развитии и поведении Функции психологического сопровождения реабилитационнаяоказание психолого-педагогической помощи учащимся, которые находятся в кризисной ситуации, детям групп риска Функции психологического сопровождения аналитическаяанализ и своевременное устранение отклонений в психофизическом развитии и поведении учеников Функции психологического сопровождения консультативнаяоказание помощи учащемуся в осознании его чувств и отношения к возникшей проблеме, точная идентификация проблем, поиск решений или рекомендации о том, как справиться со сложившейся ситуацией Функции психологического сопровождения мотивационнаясоздание условий для формирования у учащихся мотивации к самовоспитанию, саморазвитию и самоактуализации. Привлечение учителей и родителей к процессу сопровождения Функции психологического сопровождения контролирующаяработа экспертной комиссии в составе классных руководителей, учителей-предметников и практического психолога во главе с администрацией ОУ Функции психологического сопровождения просветительскаяповышение психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса Посттравматическое стрессовое расстройство этонепсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека Четыре характеристики травмы произошедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояниеэто состояние обусловлено внешними причинамипережитое разрушает привычный образ жизнипроизошедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять Тревожные симптомы ПТРС у детей ночные кошмарыразвитие энурезанарушение сна и аппетитаоднообразные игры или рисунки со странным повторяющимся сюжетомнеадекватная поведенческая реакция на определенные раздражители (испуг, плач, агрессивные действия) Тревожные симптомы ПТРС у детей неожиданно возникший или возобновившийся страх расставания с мамойотказ от посещения школыснижение успеваемости у детей школьного возрастапостоянные жалобы учителей на приступы агрессии у ребенка Тревожные симптомы ПТРС у детей повышенная тревожность, вздрагивание при воздействии сильных раздражителей (громкий звук, свет и т.п.), пугливостьпотеря интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствиежалобы на боли в области сердца или в эпигастрии, неожиданно появившиеся приступы головной боли Тревожные симптомы ПТРС у детей вялость, слабость, сонливость, избегание общения со сверстниками и малознакомыми людьмиснижение способности к концентрации внимания Классификация заболеваний, вызванных стрессом продолжительность симптомов менее 1 месяца острый стресс. Симптомы кажутся результатом действия стрессовых факторов, но их проявления являются временными. Риск возникновения ПТС определяется реакцией ребенка на конкретный стрессовый фактор Классификация заболеваний, вызванных стрессом от 1 до 3 месяцев. Острый ПТСинтенсивное терапевтическое вмешательство на этом этапе является жизненно необходимым для уменьшения риска перехода ПТС в хроническую форму и ассоциированные расстройства Классификация заболеваний, вызванных стрессом от 3 месяцев и дольше. Хронический ПТСтерапевтическое вмешательство является долгосрочным. Возрастает вероятность возникновения ассоциированных расстройств. Выздоровления и восстановления требуют лечения ПТС и ассоциированных расстройств, а также преодоление косвенных последствий таких расстройств, прерывания школьных занятий, социальной изоляции и др Методы и методики выявления ПТРС наблюдениепроективные методы исследования личностистандартизированные личностные опросникиопросники диагносцирующие выраженность патопсихологической симптоматикиопросники, диагностирующие психическое состояние личности (депрессивность, тревожность, агрессия) Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками Основные типы личности учащихся гармоничный I подтипаотличаются высоким уровнем интеллекта, отсутствием тревожности, общительностью, уверенностью в себе, сдержанностью, доминантностью, добросовестностью, осторожностью, социальной смелостью, высоким самоконтролем, расслабленностью. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно считать доминантность. В определенных жизненных ситуациях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение Основные типы личности учащихся гармоничный II подтипахарактерные черты гармоничных школьников II подтипа, социальная смелость, открытость, уверенность в себе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. В неприятной ситуации гармоничные социально смелые дети могут использовать свой внутренний ресурс — «поговорить и обсудить». Это основано на их умении легко вступать в социальные контакты и непринужденно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями Основные типы личности учащихся чувствительный типдети этого типа чувствительны, открыты, сдержанны, добросовестны, расслаблены, уверены в себе, обладают высоким самоконтролем, послушны и осторожны. Сочетание чувствительности, добросовестности, осторожности и послушания — определяющее в структуре их личности. Чувствительный ребенок ощущает себя в безопасности, если не испытывает чувства вины. Это является определяющим в его поведении Основные типы личности учащихся тревожный типкроме высокой тревожности детей этого типа отличают чувствительность, социальная робость, послушание, хороший самоконтроль, добросовестность, осторожность и напряженность. Это может быть следствием их социальной робости и эмоциональной неустойчивости Основные типы личности учащихся доминирующий типхарактерные личностные свойства ребенка этого типа — напряженность, тревожность, доминантность, недобросовестность, низкий самоконтроль, возбудимость, высокий уровень интеллекта, склонность к риску. Напряженность, возбудимость и низкий самоконтроль не позволяют этим школьникам в трудных ситуациях произвольно расслабляться и оставаться спокойными. Снизить уровень внутреннего дискомфорта им частично удается посредством активного использования аффективных способов разрядки с агрессией, направленной вовне (стратегии «бью, ломаю, швыряю», «воплю, кричу», «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «говорю сам с собой») Основные типы личности учащихся интровертированный типдетей этого типа отличают замкнутость, неуверенность в себе, возбудимость, недобросовестность, робость, тревожность, низкий самоконтроль и очень высокий уровень внутренней напряженности. У всех ребят интровертированного типа контроль за окружающей действительностью снижен в силу замкнутости и социальной робости. Их можно рассматривать как "группу риска" возможной психической и социальной дезадаптации, которая, в связи с этим, нуждается в постоянном психологическом сопровождении Основные типы личности учащихся инфантильный типдетей такого типа характеризуют замкнутость, низкий уровень интеллекта, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, напряженность. Выделяют два подтипа инфантильных детей: моторно-расторможенные (легко возбудимые) и апатичные (сдержанные, чувствительные с высокой тревожностью). Инфантильные моторно-расторможенные дети направляют агрессию на людей (которые, возможно, их унижали). Апатичных детей (II подтип), помимо общих для инфантильного типа свойств личности, характеризуют сдержанность, чувствительность и высокая тревожность Посттравматический стресс это расстройство, связанное с синдромом тревожности, что определяется как выборочная обработка негативной информации или угрожающих аспектов стимула Посттравматический стресс характерным признаком расстройств, вызванных тревожностью, является то, что эмоционально-нейтральная информация воспринимается и обрабатывается как негативная, а неоднозначная информация обрабатывается как угрожающая. Процессы обработки информации усваиваются ребенком в ходе практического опыта; они имеют практическое значение для устранения симптомов тревожности Посттравматический стресс исследования по когнитивной психологии рекомендуют такой метод профилактики и лечения как реинтерпретация внешних и внутренних стимулов таким образом, чтобы они воспринимались как неугрожающие Социальные и эмоциональные способности являются основными показателями психического и эмоционального здоровья ребенка. Надлежащее развитие этих способностей является важной составляющей процесса реабилитации. Формируя и развивая способность к эмоциональной саморегуляции, ребенок учится справляться с пережитыми травматическими ситуациями, а также лучше приспосабливаться к новым обстоятельствам Эмоциональная саморегуляция узнавание и выражение эмоцийиспользовать слова и выражения, обозначающие эмоциональные состоянияидентифицировать ситуации, когда ребенок испытывает определенную эмоциюидентифицировать ситуации, когда другие люди испытывают определенную эмоциюузнавать эмоции, ассоциирующиеся с определенным контекстом особенно связанным с ПТРС Эмоциональная саморегуляция узнавание и выражение эмоцийузнавать эмоции по выражению лица человекапередавать эмоциональную информацию невербальными средствамивыявлять ситуации, когда эмоциональное состояние и его внешнее проявление отличаются убедительно доносить вербальные и невербальные эмоциональные сообщения Эмоциональная саморегуляция узнавание и выражение эмоцийпроявлять понимание и симпатию к другим лицамвыражать сложные эмоции (стыд, вина, гордость)во время социального взаимодействия учитывать особенности каждого, кто принимает в нем участие Эмоциональная саморегуляция понимание эмоцийвыражать сложные эмоции (стыд, вина, гордость)во время социального взаимодействия учитывать особенности каждого, кто принимает в нем участие Эмоциональная саморегуляция эмоциональное регулированиеформулировать вербально стратегии саморегуляции Обучающая психодиагностика форма работы предполагает объединение ситуации тестирования, психологического просвещения и группового консультирования. Преимущественно речь идет о подростках и юношах Обучающая психодиагностика группы методикметодики, ориентированные на изучение личностных особенностей методики, ориентированные на отношения с другими людьмипрофориентационные методики и изучение способностей Обучающая психодиагностика материал используетсядля заполнения психолого-педагогических карт учащихся. Полученные данные рассматриваются как информационная основа обычного цикла работы с учениками для организации развивающей работы. Заполнение методики и обработка результатов, естественно, актуализирует потребность подростков и юношей в психологических знаниях Обучающая психодиагностика материал используетсяобсуждаются вопросы, связанные с психологическими требованиями тех или иных профессий, возможностями саморазвития учащихся в том или ином направлениидля организации индивидуального консультирования учащихся