Профессиональное выгорание педагогов. Скорая помощь


Профессиональное выгорание педагоговАвтор-составительпедагог-психолог СОШ с. Алкино-2Маршинская Светлана Тимофеевна Изучение влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека началось с развитием промышленного производства. Изначально эти вопросы освещались в рамках практической медицины и представляли собой исследования соматических профессиональных заболеваний, позднее приобретя гигиенический аспект. Благодаря этим исследованиям были сформированы санитарно-гигиенические требования к условиям труда, разработаны первые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваемости и производственного травматизма. «Синдром профессионального сгорания» проявляется в следующем:- эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности. Краха;- нежелание работать, потеря квалификации, смена профессии. Усталость, подмена продуктивной работы формальным исполнением своих обязанностей;- сомнения в необходимости и полезности своей специальности для общества: «Это никому не нужно, и все усилия бесполезны». В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения».Впервые этот термин предложил Х. Дж. Фройденберг (1974) для писания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов помогающих профессий, к которым относятся педагоги.  Выделяют 3 ключевых признака синдрома выгорания:* Предельное истощение;* Отстраненность от клиентов, (пациентов, учеников) и от работы;*Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СПВФизические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия, язвы, нарывы, сердечные болезни. Эмоциональные симптомы: Недостаток эмоций - эмоциональная холодность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущение фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, истерики, душевные страдания, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации – своей и других. Люди становятся безликими , как манекены, преобладает чувство одиночества. Поведенческие симптомы: продолжительность рабочей недели 45 часов, появление во время рабочего дня усталости и желания прерваться, отдохнуть, безразличие к еде- стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (травмы, падения, аварии, и т. д.), импульсивно-эмоциональное поведение. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе – предпочтение отдается стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение цинизма или безразличия к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимание других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, коллег, друзей. К методам преодоления СПВ относятся:- Технология психологической помощи психологам. В первую очередь выясняются мотивы выбора профессии и личная значимость выбранной профессии.- Восстановление или создание соответствующего уровня коммуникации лицам, подвергнувшимся СПВ. Он предусматривает ослабления синдрома посредством устранения главной причины выгорания – нарушение коммуникативных составляющих в межличностных отношениях. Профилактические программы в целом предусматривают три мероприятия – информирование, эмоциональную поддержку, повышение значимости профессии педагога: * Информирование – о том, как общедоступными методами оказать самопомощь для сохранения работоспособности и здоровья. В результате достигается переоценка суждений и убеждений относительно себя, других людей и мира с целью их реалистичности и рациональности. * Эмоциональная поддержка - осуществляется через общение в рамках круглых столов, психологических практикумов для организации досуга и здорового образа жизни, улучшение психологического климата в коллективе как мощного ресурса профилактики профессионального выгорания, снижающие тревогу, напряжение и даже агрессивные проявления.* Повышение значимости профессии – мероприятия по организационно-управленческому обеспечению деятельности: структурирование работы, оптимизация рабочего места, индивидуальные консультации сотрудников, система объективной оценки результатов, поощрения, награждения и стимулирования. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.Естественные способы регуляции организма 1. Научитесь чему-то новомуЭтот способ лечит не только печаль, но и эмоциональное выгорание. Научиться новому или заняться чем-то творческим – вот что нужно сделать. Только и всего. Процесс исцеления начнется немедленно, освежая вашу голову, и, кроме того, проснется позабытое воображение.Участок мозга, который вы эксплуатировали слишком часто, отдохнет, пока будет работать другой, пребывавший практически в бездействии. Только не записывайтесь на курсы по вашей специальности. Для радикального восстановления надо заняться чем-то как можно более далеким от теперешней деятельности: если вы имеете дело со словом, начните учиться живописи или истории архитектуры.Если работаете в небольшом ограниченном пространстве, займитесь альпинизмом или дельтапланеризмом. Вашей наградой станет возможность увидеть мир абсолютно свежим взглядом.10 шагов самопомощи при выгорании 2.Читайте автобиографииПриключенческие романы неэффективны. Постарайтесь найти автобиографии известных людей, которые занимались совершенно не тем, чем вы. Великие люди бывают отличными рассказчиками и в итоге всегда говорят о главном: как жить. Кроме того, вам нужен контраст с собственной жизнью.Тот, кто несется на полной скорости, часто изолирован от остальных. Читая качественную автобиографию, вы приобретаете качественного собеседника. А он очень нужен.Напишите автобиографиюСделайте 10 коротких зарисовок, описывающих моменты из раннего детства. Может, все мы обязаны рассказать людям, которые придут после, о своей жизни.Если вы готовы поверить, что ваша история нужна, рассказать ее будет легко. Но, конечно, больше всего пользы от этого получите вы сами. 3. определение краткосрочных и долгосрочных целей4. использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);5. овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь);6. профессиональное развитие и самосовершенствование;7. уход от ненужной конкуренции;8. поддержание хорошей физической формы;9. правило хорошего отдыха, а также сохранения здоровья, правильный сон;10. эмоциональное общение. Избирательность в эмоциональных контактах. овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь); поддержание хорошей физической формы; правила хорошего отдыха, а также сохранения здоровья, правильный сон; эмоциональное общения. Избирательность в эмоциональных контактах. Спасибо за внимание!Хорошего вам самочувствия!