Доклад на тему Синдром эмоционального выгорания учителя.

Синдром эмоционального выгорания у учителей.
В жизни современного человека особое место принадлежит чрезмерным эмоциональным стрессовым ситуациям. Для нашего времени характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений, тогда как биологические процессы меняются медленно. Последствия психического перенапряжения могут быть тяжёлыми как в физическом, так и в психологическом отношениях. Исследованиями в области психологической экологии было показано, что у некоторых людей стиль общения во время привычной работы меняется как при стрессе. При анализе работы этих людей была выявлена особая форма «болезней стресса» – «болезнь общения». Её назвали «выгорание».
 
В начале 70-х годов ХХ века американский психолог Х.Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «burnout» – «психическое выгорание» в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей таких профессий. Проведённые в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются учителя, медработники, артисты, журналисты, психологи, юристы, политики, менеджеры, работники сферы обслуживания.
 
Феномен выгорания является острым кризисным состоянием. Он свойственен людям, которые постоянно сталкиваются с негативными переживаниями других людей и оказываются в большей или меньшей степени личностно вовлечёнными в них. Феномен выгорания характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы. Причинами его возникновения являются внутриличностный конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация. Психологическую сущность феномена «выгорания» составляют:
психическая и физическая усталость;
ощущение беспомощности и несостоятельности;
нежелание идти на работу;
раздражительность и агрессивность во время беседы, стремление быстрей завершить её;
ощущение малой значимости решаемых проблем;
перенос отрицательных эмоций на окружающих;
стремление уйти и реализовать себя в другой области.
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной.
 
Можно выделить три типа выгорания:
1 – происходит «притухание» эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Ослабевают чувства к близким людям, любимая пища становится грубой и пресной.
2 – наблюдается возникновение конфликтов с людьми. Сначала они скрытые, но потом происходит «взрыв» и человек выплёскивает из себя озлобленность. При этом жертвой становится ни в чём не повинный человек.
3 – это наиболее опасный тип выгорания для общества. Происходит утрата представлений о ценностях жизни, у человека наблюдается состояние, в котором «на всё наплевать». Для него мир безразличен.
 
Согласно концепции М.Буриша (1994) в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз.
1) Предупреждающая фаза:
а) Чрезмерное участие:
– чрезмерная активность, чувство незаменимости;
– отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований;
– ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
– чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.
2) Снижение уровня собственного участия:
а) По отношению к сотрудникам, ученикам:
– потеря положительного настроя коллег;
– переход от помощи к надзору;
– приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
– доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам;
– проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к другим окружающим:
– отсутствие эмпатии, безразличие, цинизм.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
– нежелание выполнять свои обязанности;
– искусственное продление перерывов в своей работе, опоздание, уход с работы раньше времени;
– акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости своей работой.
г) Возрастание требований:
– потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
– чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.
3) Эмоциональные реакции:
а) Депрессия:
– постоянное чувство вины, снижение самооценки;
– безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.
б) Агрессия:
– защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в общих неудачах;
– отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
– подозрительность и конфликты с окружающими.
4) Фаза деструктивного поведения:
а) Сфера интеллекта:
– снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий;
– ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
– отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям.
в) Эмоционально-социальная сфера:
– безразличие, избегание неформальных контактов;
– отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
– избегание тем, связанных с работой;
– самодостаточность, одиночество, скука.
5) Психосоматические реакции:
– снижение иммунитета;
– неспособность к релаксации в свободное время;
– бессонница, сексуальные расстройства;
– повышенное давление, тахикардия, головные боли;
– боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
– зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6) Фаза разочарования:
– отрицательная жизненная установка;
– чувство беспомощности и бессмысленности в жизни;
– экзистенциальное отчаяние.
Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определённую тенденцию – сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главным смыслом в жизни человека.
 
По мнению М.Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создаёт угрозу для личностного развития представителей социальных профессий.
 
После того, как феномен эмоционального выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Выделяют 3 фактора, играющих существенную роль в «эмоциональном выгорании» – личностный, ролевой и организационный.
 
В.В.Бойко утверждает, что эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранное психотравмирующее воздействие.
 
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Выгорание – отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время может возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами.
Целью данной работы явилось определение уровня эмоционального выгорания в коллективах медсестёр, врачей и учителей.
Объект исследования
Объектами исследования были:
коллектив медсестёр нейрохирургического отделения
коллектив врачей
коллектив учителей
Методы исследования
Определение уровня эмоционального выгорания проводились по методике В.В.Бойко. Эмоциональное выгорание состоит из 3-х фаз:
«Напряжение» – симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённость собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия»;
«Резистенция» – симптомы: «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций»;
«Истощение» – симптомы: «психосоматическое и психовегетативное нарушение», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстранённость», «деперсонализация».
Предложенная методика даёт подробную картину синдрома эмоционального выгорания, позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания, степень формирования каждой фазы, признаки и аспекты поведения самой личности, подлежащие коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба специалисту, его профессиональной деятельности и партнёрам.
 
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. При показателях 9 и менее баллов симптом не сложился; при 10-15 баллах – складывающийся симптом; при 16 баллах и более – симптом сложился.
 
Показатели сформированности фаз синдрома выгорания следующие: 36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37-60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
 
Анализируя количественные показатели, подсчитанные для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать соответствующую характеристику личности и наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Результаты исследования
 
В таблице 1 представлены сводные данные формирования каждого симптома, характерного для фаз эмоционального выгорания у медсестёр, врачей и учителей, принявших участие в исследовании.
 
Таблица 1 Формирование симптомов фаз эмоционального выгорания у специалистов
Фазы, симптомы
Формирование симптомов фаз эмоционального выгорания


Медсёстры n = 20
Врачи n = 20
Учителя n = 36


Сложился %
Складывается %
Сложился %
Складывается %
Сложился %
Складывается %

Напряжение
 – переживание психотравмирующих обстоятельств
70,0
15,0
50,0
20,0
52,8
19,4

– неудовлетворённость собой
25,0
30,0
10,0
35,0
8,3
27,8

– загнанность в клетку
30,0
40,0
45,0
15,0
8,3
19,4

– тревога и депрессия
25,0
20,0
45,0
20,0
16,7
58,3

Резистенция
– неадекватное эмоциональное избирательное реагирование
65,0
25,0
70,0
15,0
63,9
27,8

– редукция профессиональных обязанностей
45,0
40,0
65,0
20,0
58,3
22,2

– эмоционально-нравственная дезориентация
50,0
25,0
20,0
45,0
16,7
44,4

– расширение сферы экономии эмоций
55,0
20,0
25,0
25,0
36,1
27,8

Истощение
 – эмоциональный дефицит
30,0
45,0
35,0
35,0
0
27,8

– эмоциональная отстранённость
40,0
35,0
35,0
10,0
8,4
19,4

– деперсонализация
55,0
15,0
35,0
15,0
11,1
30,6

– психосоматические и психовегетативные нарушения
45,0
25,0
20,0
35,0
30,6
27,

 
Согласно результатам исследования ведущими симптомами, определяющими формирование синдрома эмоционального выгорания, являются:
у медсестёр нейрохирургического отделения переживание психотравмирующих обстоятельств 70%;
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 65%;
расширение сферы экономии эмоций 55%;
деперсонализация 55%;
эмоционально-нравственная дезориентация 50%;
у врачей
· неадекватное избирательно-эмоциональное реагирование 70%;
редукция профессиональных обязанностей 65%;
переживания психотравмирующих обстоятельств 50%;
у учителей неадекватное избирательно-эмоциональное реагирование 63,9%;
редукция профессиональных обязанностей 58,3%;
переживание психотравмирующих обстоятельств 52,8%.
Как видно, для всех трёх групп специалистов общими симптомами, которые в значительной степени обуславливают формирование синдрома эмоционального выгорания, являются переживание психотравмирующих обстоятельств и неадекватное избирательно-эмоциональное реагирование. Они определяли формирование соответствующих фаз выгорания у 50%-70% специалистов.
Сводные данные о полностью сформировавшихся и находящихся на стадии формирования фазах эмоционального выгорания у специалистов, участвовавших в исследовании, представлены в таблице 2.
 
Таблица 2. Формирование фаз эмоционального выгорания у специалистов
Фазы эмоционального выгорания
Формирование фаз эмоционального выгорания


Медсёстры n = 20
Врачи n = 20
Учителя n = 36


Сформировалась %
В стадии формирования %
Сформировалась %
В стадии формирования %
Сформировалась %
В стадии формирования %

Напряжение
40,0
55,0
40,0
35,0
16,7
38,9

Резистенция
70,0
25,0
60,0
20,0
52,8
36,1

Истощение
55,0
25,0
20,0
40,0
11,1
25,0

 
Как видно из данных этой таблицы у подавляющего большинства специалистов (52,8%–70,0%) из трёх фаз эмоционального выгорания полностью сформировалась фаза Резистенция, симптомами которой являются: «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоционально-нравственная дезориентация» и «расширение сферы экономии эмоций».
В ходе исследования было отмечено, что степень эмоционального выгорания у медсестёр, врачей и учителей не зависит от стажа их работы по специальности.
Профессиональная деятельность медицинских работников и учителей связана с большим числом острых и хронических стрессов и психо-эмоциональным напряжением. Работа с пациентами и учащимися требует не только высокого профессионального уровня, но и высоких моральных качеств, обеспечивающих положительный контакт между врачом и пациентом, учителем и учеником.

Специалисты отмечают, что синдром выгорания может быстро распространяться в коллективе среди сотрудников. Люди, подверженные выгоранию становятся циниками, негативистами и пессимистами и, взаимодействуя на работе с коллегами, которые находятся под воздействием такого же стресса, могут быстро превратить их в «выгорающих». Эмоциональное выгорание коварный процесс, так как человек, подверженный этому синдрому, часто плохо осознаёт его симптомы. Он не видит себя со стороны и не понимает что происходит. Поэтому он нуждается не в обвинении и конфронтации, а в поддержке.
 
В связи с этим признаки профессионального выгорания, выявленные у медсестёр, врачей и учителей указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья.
 
С целью поддержания нормального психологического состояния специалистов, и нормального психологического климата в самом коллективе рекомендуется использование комплекса специальных методик, позволяющих предупреждать и корректировать стрессовые состояния.
Методы коррекции стрессовых состояний
Сохранение и укрепление психического (и соматического) здоровья возможно при овладении современным человеком методами и приёмами предупреждения болезненных стрессовых состояний.
Способы снижения неблагоприятных влияний экстремальных ситуаций многочисленны. Условно их можно сгруппировать следующим образом.
Медицина поведения: концепция поисковой активности, приёмы психологической защиты, особенности общения в экстремальных условиях.
Двигательная активность при стрессе.
Психотренинг и психоанализ.
Массаж, самоантицеллюлитный массаж, воздействие на биологически активные точки (БАТ).
Медикаментозная коррекция стрессовых состояний.
Первый способ – медицина поведения.
Основной фактор, влияющий на здоровье – характер поведения, наличие или отсутствие поисковой активности. Высокая поисковая активность играет важную биологическую роль, повышает устойчивость организма к вредным воздействиям.
 
Перечисленные ниже приёмы психологической защиты в значительной степени расширяют границы поисковой активности, смягчая, устраняя и даже предупреждая состояние эмоционального напряжения.
1. Перенос. Этот приём позволяет человеку отвлечься от неприятных обстоятельств путём создания состояния отрешённости, мысленного переноса неприятного душевного состояния, например, на посторонние предметы.
2. Переключение. Рекомендуется думать о чём-нибудь приятном (о любимом человеке, хобби).
3. Изменение масштаба событий. Необходимо попытаться взглянуть на собственные переживания из отдалённого будущего со стороны, тогда интенсивность переживаний уменьшится.
4. Накопление радостей. Известно, что положительные эмоции – мощный антистрессовый фактор.
5. Мобилизация юмора. Смех – отличное противодействие стрессу.
6. Отчуждение. Мысленное представление неприятной ситуации и мысленное затушёвывание этого образа снижает эффект его отрицательного влияния.
7. Интеллектуальная переработка. Надо постараться в плохом найти нечто полезное для себя («нет худа без добра»).
8. Клин клином. Необходимо учиться не избегать травмирующих ситуаций, а наоборот «ускорять» их, не оттягивая неизбежный разговор.
9. Разумный эгоизм. Нельзя забывать о себе. Не допускайте отсутствие резервного варианта, длительного воздействия умеренного по силе стрессора – решайте конфликт, делайте шаг навстречу при ссоре и т.д. Не принижайте себя, своего достоинства.
10. Разрядка. Разрядкой может быть физическая работа, любимое занятие. Возможность выговориться и рассказать кому-либо о своих переживаниях уменьшают их.
11. Интуиция. Имеет значение в предотвращении стресса. Не игнорируйте предчувствия, а используйте их для подготовки к возможным стрессирующим воздействиям. Предвидя их, вы сможете избежать или встретить неприятность приёмами психической защиты.
12. Мысленный барьер. Мысленно очерчивайте психологический барьер, о который разбиваются все травмирующие воздействия.
Второй способ – двигательная активность при стрессе.
 
Как известно, экстремальные ситуации включают генетически сформированную программу защитного двигательного реагирования (отдёргивание руки от горячего, бегство при опасности и т.д.). Необходимость двигательной разрядки следует также из физиологии стресса.
Выделяемые в кровь при стрессе кортикоиды – адреналин и норадреналин – являются гормонами, повышающими работоспособность и энергичность организма. Быстрое снижение концентрации кортикоидов происходит при движении, физической активности. Если же движение отсутствует, то повышенная концентрация кортикоидов в крови повышает тревожность и усиливает неблагоприятное воздействие стрессоров на организм. Это особенно важно при психоэмоциональном стрессе. Хорошую разгрузку дают танцы, плавание, бег.
Третий способ – основы психотренинга и психоанализа при стрессе.
Людей уже давно интересовала проблема преднамеренного управления своими телесными процессами, воздействия на функции организма с помощью психофизиологических влияний (самовнушения, вызывания определённых мысленных образов). Оказывается, такое вмешательство может быть действенным, если словесное внушение облечь в особую форму, способную вызвать яркое представление.
Другой путь управления отдельными функциями организма (дыханием, частотой сердечных сокращений т.д.) заключается в произвольном изменении тонуса мышечной системы.
Наконец, третий путь воздействия на непроизвольные функции нашего тела связан с торможением коры головного мозга, которое достигается преднамеренным расслаблением мышц, сосредоточением внимания на ощущениях тепла, тяжести в теле, покоя и отдыха. Такое состояние можно сравнить с самогипнозом, во время которого усиливаются процессы внушения и воображения.
Четвёртый способ – антицеллюлитный массаж и самоантицеллюлитный массаж.
Массаж является незаменимым средством при нервном перенапряжении и стрессовых состояниях. С помощью антицеллюлитный массажа легко снимаются мышечные зажимы с наиболее уязвимых при нервном напряжении мест – лица, шеи, плеч и рук.
Основные приёмы антицеллюлитный массажа (самоантицеллюлитный массажа) включают: поглаживание, выжимание, разминание, вибрацию, похлопывание.
Воздействие на биологически активные точки (БАТ) – один из древнейших, известных в истории медицины лечебных методов, которые эффективны и сегодня при лечении ряда заболеваний и патологических состояний. Так, общепризнанно положительное действие точечного антицеллюлитный массажа при аллергических заболеваниях, болевых синдромах, болезнях нервной системы, функциональных заболеваниях внутренних органов, а также при нервно-эмоциональных напряжениях. Точечный антицеллюлитный массаж имеет в своей основе рефлекторные физиологические механизмы.
В настоящее время широко используются иглорефлексотерапия, прижигание. Однако в домашних условиях наиболее приемлем пальцевой метод: акупрессура, обоснованная древнекитайской философией и медициной, и шиацу, получившая своё обоснование в древней Японии.
Пятый способ – медикаментозная коррекция стрессовых состояний.
Лекарственные препараты, используемые при коррекции стрессовых состояний, можно подразделить на три группы:
1) обладающие общеукрепляющим и адаптогенным действием: витамины и поливитаминные препараты, кофе и его препараты, биогенные стимуляторы (алоэ, ФИБС и пр.). Однако наибольшим эффектом обладают адаптогенные препараты из лекарственных растений (женьшень, китайский лимонник и пр.);
2) обладающие успокаивающим и снотворным средством (транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные препараты и препараты из лекарственных растений – овёс, валериана и пр.);
3) устраняющие вторичные факторы болезни: сердцебиение, нарушение пищеварения и пр. (такие препараты подбираются индивидуально, в зависимости от степени поражения того или иного органа или функциональной системы).



Литература
Ахмерова С.Г., Горбушина С.Н., Горбунова В.Ю., Валиахметов Ф.Ф. Психофизическое благополучие и методы коррекции стрессовых состояний. – Уфа, 1999.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб, 2005.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб, 2005.
Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М., 2005.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал, 2002, Т. 23, № 3.

‡ђ Заголовок 115