Родительское собрание для практических психологов и классных руководителей на тему Трудный подросток


Родительское собрание на тему « Трудный подросток» Вот он сидит перед нами, взглянитеСжался пружиной, отчаялся он.С миром оборваны тонкие нитиСловно стена без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили... Поздно учли..Нет!!! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли. С.Давидович Риски, которым подвержен любой несовершеннолетний Плохое здоровьеПроблемы в семьеСоциальная незащищенностьНеблагоприятное влияние «улицы»Неясность будущего Причины школьной неуспеваемости Несовершенство методов преподаванияОтсутствие позитивного контакта с педагогомОтсутствие учебно-познавательной мотивацииОдаренность в какой-либо областиНесформированность мыслительных процессов, задержка психического развития Основные причины асоциального поведения детей отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семьепопустительское отношение родителей к воспитанию детей жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школепсихогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств) индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков Педагогически – запущенные дети здоровые, потенциально – полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.Следствием этого нарушения являются недостатки, проблемы, отклонения в деятельности, поведении. дети с нарушениями в сфере общения дети с отставанием своего развития от собственных возможностей дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные) Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) Социально -запущенные дети - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках. Дети из неполных семей, курящие дети Циники, вожаки, нарушающие порядок и правило по убеждению Аффективные дети Неустойчивые дети, не имеющие твердых моральных убеждений Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента: В общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков Пути решения проблемы «трудного» подростка Диалог – совместное принятие решенияУчет интересов ребёнкаПривлечение родителей к решению проблемыКонсультации специалистаТолерантность учителей – предметниковСоздание положительного психологического климата вокруг ученикаВоспитание успехом Организация труда учащегося на уроке и во внеурочное время. На чём строится поведение учеников: 1-й закон: ученики выбирают определённое поведение в определённых ситуациях, но при условии , что оно не является отклонением от нормы 2 –й закон: Любое поведение ученика должно быть подчинено общей цели – чувствовать себя приобщённым к школьной жизни. 1. Ощущать свою состоятель- ность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность) 2. Строить и поддерживать Приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность) 3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности) 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но за этим нарушением стоит одна из четырёх целей: Привлечение внимания: ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя они всё время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя. Месть :Для некоторых учеников главной целью присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Желание иметь власть:Важно быть главными. Часто демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» Избегание неудачи:Боятся повторить ситуацию поражения, неудачи, что предпочитаю вообще ничего не делать. Стратегия и тактика взрослого в ситуации конфронтации: Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках ( поведении), а не на личности ребёнка. Мы должны быть твёрдыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его : « то, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе» .Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши дети могут вести себя как следует. Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Контролируйте свои отрицательные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение , мы уже не можем мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим детям, тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ребёнка вести себя плохо, даём ему очевидное оправдание. Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Мы ошибаемся , когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:повышаем голос;произносим фразу типа: «взрослый здесь пока я»;оставляю последнее слово за собой;начинаем кричать;используем уничижительные , оскорбительные, унижающие выражения. Правило 4. Обсудите поступок позже. Поговорить о некрасивом поведении ребёнка или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки.В тот момент когда, вы оба - и взрослый , и ребёнок – возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Наибольшая польза от этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем эмоциям брать вверх над разумом, то и дети позволяют себе это. Выводы:Создание адекватных условий для развития ребенка в семье и образовательном учреждении.Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, находящегося в зоне риска.Комплексный подход к решению проблем ребенка. Как предотвратить развитие девиантного поведения Укрепление физического и психического здоровья Обучение жизненно важным умениям и навыкам Воспитание нравственно-волевых качеств Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым! (Оскар Уайльд)