Круглый стол для педагогов-психологов


Круглый стол по теме «Гуманистическая парадигма воспитания и обучения»
Цель: актуализация гуманистических принципов организации учебно-воспитательного процесса с позиции психолого-педагогического сопровождения. Задачи: • рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса; проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и школы;• наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива школы с контингентом родителей учеников;• использовать полученные теоретические знания на практике.Категория участников: педагоги-психологи.Форма проведения: «круглый стол».Продолжительность работы: 60 минут.Методы работы: - метод работы в группах;- метод групповой дискуссии.Принципы работы: - принцип активности;- принцип партнерского общения;- принцип концентрации присутствия;- принцип обратной связи.Используемый материал:- чистые листы ватмана;- маркеры или фломастеры;- интерактивная доска, презентация.Структура мероприятия:1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Обмен мнениями»; работа в малых группах, тренинг); 4. Подведение итогов, рефлексия.5. Ритуал прощания.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Беседа пассажиров в общественном транспорте:
- Ну и молодежь пошла: никто места не уступит, вид только делают, что не видят и не слышат, ни уважения, ни культуры. А вырядились-то как! Вот в наше время…
- Неправда, молодежь у нас хорошая, образованная, много знающая. Не то, что мы когда-то. Время сейчас другое, молодежь с ним в ногу идет.
- И ничего - то в нынешних молодых хорошего: ни к чему не приучены, все делают из - под палки, без желания. Выгоду себе ищут. А школьники-то каковы! Грубят, не слушают взрослых! Избалованы. Чего им только не хватает? Куда родители смотрят?
Я своих давно вырастила, выучила, перед людьми не стыдно. А эти? Разгильдяи, хулиганы!
- Все вы и правы и не правы: молодежь у нас разная…Многое зависит от …
Вопрос педагогам:
- Как вы думаете, от чего? Попробуйте определить тему сегодняшнего нашего разговора.
Введение. Итак, тема сегодняшнего разговора – «воспитание». То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: «Гуманистическая парадигма воспитания и обучения».
- Что такое «парадигма»?
- Как надо понимать словосочетание «гуманистическая парадигма»?
Теоретическая часть. Доклад 1.
«Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса»
Психологическая служба школы – это «скорая помощь», которая помогает психологически преодолеть негативное воздействие различных факторов на развитие, становление и самореализацию личности.
Деятельность психологической службы школы направлена, в первую очередь, на формирование такой психологической культуры школы, которая способствует раскрытию способностей каждого ученика, формированию полноценной личности, способной стать полноправным гражданином страны. Для этого психологическая служба должна работать в зоне ближайшего развития не только ребенка и учителя, но и учреждения, системы образования в целом. Основные ее принципы – развитие и гуманизация. Она создает оптимальные психологические условия для развития каждого субъекта и очеловеченной системы образования в целом.
Приоритетными задачами деятельности психологов образования являются:
- активное распространение гуманистических ценностей в образовании;
- повышение уровня психологической культуры педагогов;
- ориентация своей профессиональной деятельности на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;
- реализация главной цели психологической службы образования - психическое здоровье обучаемых и обучающих;
- развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса – их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;
- создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;
- ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей;
- переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса;
- разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы, ориентированных на специфику социокультурных и психолого-педагогических условий;
- разработка инвариантной (федеральной) и вариативной (региональной, школьной) частей планирования деятельности;
- выработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи;
- активное участие в экспертизе всех педагогических инноваций в системе образования, оценке психологической эффективности и безопасности педагогических экспериментов, а также их психологическом обеспечении.
Условиями для реализации поставленных задач являются:
- дальнейшее повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно высшую школу;
- инструментальное обеспечение профессиональной деятельности психолога;
- создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;
- сотрудничество и преемственность в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;
- объединение в единой структуре психологической службы специалистов «помогающих» профессий в целях комплексной поддержки развивающейся личности;
- координация усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессиональной изоляции и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;
- развитие личностного потенциала самого психолога.
Таким образом, психологическая служба школы способствует формированию психологической культуры образовательного учреждения, здоровой нравственной атмосферы в школьном коллективе, подготовке педагогов к общению с учащимися, развитию личностного потенциала, как педагогов, так и учащихся.
Практическая часть. Эвристическая работа в группах
Информация к размышлению:  известный педагог и писатель Симон Львович Соловейчик описал три самых привычных модели воспитания,  назвав их условно «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник». Названия яркие и точно отражают суть каждой модели.
4.1. Формирование  представления о методе
– Отталкиваясь от названия метода и опираясь на зрительный  и предметный ряд, представленный на доске,  определите суть метода, укажите его отличительные особенности. Подумайте о его плюсах и минусах. (Учащиеся в группах  в течение 10 минут обсуждения  приходят к определенному мнению).
– Верна ли данная модель воспитания? – Можно ли ее считать единственно правильной?  – Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?
– К чему может привести желание получать «пряники» и избегать «кнута»? (Ко лжи, изворотливости, к мысли о возможности обмануть справедливость и представить любую ситуацию с выгодой для себя).
5. Оценочный комментарий учителя
1) Модель «Уличное движение», по С.Л.Соловейчику, основана на мнении, что для воспитания человека достаточно научить его выполнению определенного ряда правил, как в дорожном движении.  Эти правила будут регламентировать все поступки человека, знающего, что можно и что нельзя. Как и правила дорожного движения, они разрешают, запрещают или предупреждают определенные действия. Строгое соблюдение свода правил – гарантия  качественного воспитания.Мы пришли к выводу, что это не всегда дает ожидаемый положительный результат.
2) Модель «Сад – огород» основана на убеждении, что с ребенком можно обходиться, как с грядкой, выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом, прививая ему лучшие качества. При этом можно создать максимально комфортные условия для ребенка, оберегая его от трудностей и проблем.Мы решили, что такая модель дает однобокое воспитание, даже обратный результат.
3) Модель «Кнут и пряник» предполагает следующее: за добрый поступок наградить, за дурной –  пожурить,  поругать,  наказать. Воспитание – это цепь поощрений и наказаний.Хорошо, если и то, и то заслужено, а если нет? Как это формирует личность?
 6. Обобщение проведённой работы при обсуждении
– Какую из моделей воспитания можно считать универсальной?С. Л. Соловейчик считает, что ни одна из этих 3-х типичных воспитательных моделей не может быть единственной и правильной. В педагогике существует множество моделей, методов и приемов воспитания личности.  Каждая в разумной мере может быть применима, при этом  не отвергая положительного влияния и других.
 7. Расширение темы
– Семья – основной субъект воспитания. Именно в семье есть возможность применить все перечисленные выше типичные  воспитательные методы. В семье закладываются основные трудовые, нравственные, гражданские навыки. «Все, что есть в нашем ребенке,  возникает как результат двух встречных движений – изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка» (С.Л.Соловейчик).  А кто или что еще может влиять на процесс воспитания?  Назовите  другие  субъекты  воспитания, кратко скажите об их роли. (Обсуждение  в группах  в течение 5 минут. Подготовка ответа. Выступления учащихся). Называются субъекты: семья, школа, сверстники,  улица, общество в целом,  книги,  дополнительное образование (хобби),  музыка, ТВ, СМИ, интернет (социальные сети)…8. Обобщение проведённой работы при обсуждении
– На воспитание личности  (и положительное, и отрицательное)  влияют очень многие субъекты и факторы. Недостаточно руководствоваться только привычными моделями,  описанными педагогом С.Л. Соловейчиком  и рассмотренными нами сегодня.
В последние десятилетия активного реформирования системы образования в нашей стране наблюдается все большее стремление взять курс к полюсу гуманистического образования.Однако на сегодняшний день не всем педагогам удалось найти верный курс. Школьная реальность такова, что о правах учащихся мы вспоминаем редко, а чаще и настойчивее говорим об обязанностях, правилах поведения.- Какими принципами руководствуйтесь вы при организации учебно-воспитательного процесса?
Заключительная часть (рефлексия)
Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.
Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.
Психологу более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от “педалирования” его возможностей и способностей от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от чрезмерных притязаний родителей и смещенной каузальной атрибуции педагогов - одна из главных задач психолога.
Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях:
недооценка воспитательных возможностей современной семьи
недооценка ее кризисного состояния, вызванного сменой семейных устоев.
Задача психолога заключается, прежде всего, в том, чтобы повлиять на изменение установок педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль домашней академии”, а родителям - функции главных воспитателей.
1.  Что такое гуманизация, гуманность, гуманный?
2.  Как надо понимать слова "гуманизация педагогического процесса в дошкольных учреждениях"?
3.  Известны, в основном, два типа (или модели) общения взрослого и  ребенка: учебно-дисциплинарная    и личностно-ориентированная. В чем их различия? Какая, на Ваш взгляд, более прогрессивная?
4.  Вы за какую модель? Почему?
5.  Что нужно для этого изменить    в себе, в коллективе? Ваши предложения в адрес администрации?
6.  Кто что  конкретно делает в дошкольном учреждении по гуманизации педагогического процесса? Какие трудности,
успехи?
7.  Каковы  должны  быть формы организации  жизни ребенка и условия его развития в современной трактовке?
8.  Личность может воспитать только личность. Попытайтесь доказать это.
 
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.
Термин “парадигма” (от греческого paradigma – пример, образец) означает строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих наиболее существенные черты действительности. Второе его значение используется для характеристики общепризнанных научных достижений, дающих сообществу специалистов модель постановки проблем и их решений в течение определенного периода времени. Именно в подобном смысле он употребляется в педагогической теории для обозначения концептуальных моделей образования.
Гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования рассматривает и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Его главной целью выступает при этом персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, создание условий для развития и саморазвития обучаемого, предоставление ему свободы выбора для возможности максимальной реализации своих природных потенциалов и для самореализации. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании.
Филиал АО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»
Круглый стол
(в рамках курса повышения квалификации)
на тему: Гуманистическая парадигма воспитания и обучения
Подготовили и провели:
Смагулова Б.К – педагог-психолог
Енбекской СШ Аккольский р-н
Руководитель: Басболатова А.Р.
старший преподаватель
Г. Кокшетау - 2015