кросскультурное эссе Ода лягушке


1Всероссийский
творческий конкурс
«Талантоха – 10»
Номинация
«Творческие работы и методические разработки»\
Ода лягушке
(кросскультурное эссе)
Автор работы:
Серёдкина Галина Николаевна,
педагог-психолог,
МОУ Тельминской СОШ
высшая квалификационная категория
2014 год
-670560-198120
Я то лягушкой ,то царевной
Глядела из – под чёлки гневно
И миру говорила: »Мучь!» -
Мне просто не вручили ключ
От ровной жизни равномерной.
(Т.Бек)
-2705102540«Результаты интересных психологических исследований показывают, что каждый из нас живёт в соответствии со своей личной легендой .Нас можно сравнить с актёрами , каждый из которых играет свою определённую роль в драме жизни, постоянно помня о сценарии. Проведённые в связи с этим многочисленные исследования показали, что наши личные МИФЫ настолько похожи на мифы Древней Греции, что им можно давать те же названия. Встречаются и «Аполлоны», те, что считают себя поэтами и пророками. Эти личные легенды помогают формировать человеку свою жизнь, потому что благодаря им он чётче осознаёт своё предназначение и свои цели в жизни». Весьма тонкое наблюдение Р..Моуди, которое он оставил в своей книге–бестселлере «Жизнь до жизни. Жизнь после жизни»
Действительно, из цепи «экология - культура – социализация – личность - поведение» невозможно изъять ни одного звена. Экология и история – главные факторы, формирующие культуру, влияющие на поведение членов культуры и тем самым создающие способы социализации детей и взрослых в данной культуре.
Гигантским Нарциссом, углублённым в самосозерцание, окрестил мир кто-то из философов. Человек же создан природой, чтобы с его помощью увидеть себя, восхититься собой.
«Человек – это природа, природа – человек. Смерти не существует» (М.Сарьян).
Несомненно, чувство прекрасного связано с видением того общего, что есть и в природе, и в человеке: симметрия, бесконечная сложность, всеобщая ритмика ,захватывающая дух и воображение симфония цвета ,звуков и запахов… Именно это общее и позволяет переносить человеческие качества на внешний мир, приумножаясь особым чувством единения человека со всем сущим, то есть, по Сарьяну, человек самоосознаёт себя как часть прекрасного целого. В силу природы человеческого мышления рождается особая интеллектуальная эмоция – чувство гармоничности целого. Это, наверное, и есть цель духовного очеловечивания: стремление к особому эмоциональному наслаждению, к поэзии.
Любая частица природы – некий изначальный сюжет, который может стать предметом художественного и поэтического осмысления:
Какая – то лягушка (всё равно)
Свистит под небом черновлажнымЗаботливо, настойчиво, давно…
А вдруг она о самом важном?
(З.Гиппиус).
О чём – «самом важном»?
374904069850О том, что эта раскоряка – лупоглазка, крошечная, мокрая и жалкая – тоже арабеска природы, причудливая и неповторимая? Всмотримся в неё душевным зрением, с помощью волшебного поэтического невода вслед за Василием Песковым залюбуемся: «существо походило на точёный драгоценный камушек цвета яшмы и малахита».
Справочники бесстрастно констатируют, что лягушки - семейство бесхвостых земноводных, широко распространённых по всему свету (более 2500 видов). Самых крупных употребляют в пищу. Классические лабораторные особи.
На другом полюсе – почётное место в искусстве народов мира, архетипический женкий образ, особенно милый и притягательный в российской ментальности. Царская корона у кого?
571570485В конце прошлого века шахтёр из Доминиканской республики (африканский континент) наткнулся в забое на обломок янтаря с заключённой внутри лягушкой. Янтарный саркофаг сразу стал достоянием и украшением частной американской коллекции. Специалисты по земноводным выдали личный «паспорт» янтарной царевне - от 35 до 40 миллионов лет. Это древнейший образец ископаемой лягушки.
Заглянем в толщу тысячелетий: там наша героиня, ни много ни мало – повелительница мировых вод!
В австралийских, китайских, североамериканских преданиях и мифах и сказках , несмотря на их географическую удалённость, встречается единый сюжет: гигантская лягушка выпивает всю воду на земле, и когда наступает водный апокалипсис, некий герой, сумевший рассмешить «угрозу» жизни, возрождает природу. Событие это – из начальных времён сотворения мира. Изображения распорядительницы и подательницы земного благоденствия почитались священными. У народов Центральной Америки лягушка являлась одним из 12 зодиакальных знаков, а в Древнем Китае её многочисленные статуи украшали императорские дворцы сынов Неба.
Со временем ранг её, как божества, обязывал не только заботиться об урожае, но и курировать демографическую отрасль - заведовать приплодом, даровать многочисленное крепкое потомство.
-5143596520В славянском миру лягушке отводилось особо почётное место, будь то глиняная игрушка или вышивка. На женской одежде, убрусах, постельных принадлежностях непременно вышивались искусными руками изображения квакушки, как непременный атрибут земледельческих свадебных обрядов Рождение - сакральное событие в каждой семье ,и роженица – лягушка в русской вышивке - всегда крупным планом, часто с куклой во рту.
Сильна была вера в долголетие лягушки, живущей якобы тысячу лет и едва ли не владеющей секретом бессмертия.
В центре мифологической картины мира на ритуальном тибетском ложе, символизирующем Вселенную – цвета огня распластанная лягушка, подпирающая головой как сводом, мировые воды.
408241545720В одной из буддийских легенд божество Манджушри, трансформировавшись в исполинских размеров лягушку, утвердило на своём чреве им же созданную землю. Схожие предания проникли с током времён к народам Южной Сибири. Творцом земли изображена лягушка у забайкальских эвенков - именно она вынесла лапками тонущую в водных хлябях землю и, убитая злым божеством из лука, осталась лежать на спине. С тех незапамятных времён держит она в объятьях землю, окружённую со всех сторон водой .Костюм любого эвенкийского шамана и тысячу зим назад, и сегодня украшает подвеска с изображением лягушки – символа самой земли.
Удивительна идентичность модели устройства мира египтян и …эвенков: четыре стороны света обозначены живыми подпорками-лягушками, этакими зелёными атлантами от природы.
В египетском миропорядке лягушка была могущественным атрибутом богини Херит, помогавшей Изиде воскресить Озириса.
Согласно Е.Блаватской, почерпнувшей свои сакральные знания во время путешествия в индостанские земли, лягушка связана с идеей творения и воскрешения не только в силу своей земноводности, но и по причине ухода – прихода созданий (фаз, характерных для всех лунных созданий). Сразу приходит на ум есенинскоеЗолотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
4381577470 Были времена, когда божества - лягушки сопровождали египетские мумии в последний путь и помещались в гробницах. Ранние христиане включили лягушек в свою символическую религиозную систему. В центре живописного полотна «Искушение святого Антония» Иеронима Босха изображена лягушка с головой старца на деревянном блюде. Лягушку, как символ высшей ступени эволюции, держит в руках негритянка .У всего сущего есть антитеза.У пчелы – оса, у лягушки – жаба. Г.Юнг сопровождает это положение тем, что лягушка в своей анатомии более, чем любое холоднокровное создание предвосхищает человека.
Поэзия не раз говорила и говорит о серьёзном с примесью юмора, вводя в стихотворную ткань категорию эстетики – комическое
Разве не фантастика-
Сказал церковный служка,-
Что из головастика
Произошла лягушка?
(Я.Козловский).
Проведя холодное время года в оцепенении под толщей опавших листьев в кротовых тоннелях, мышиных норках, в углублениях под древесными корнями, прибывают лягушки на главное торжество жизни. Спешат они на малую родину,к месту рождения, ибо привязана лягушка к своему родному очагу. Недаром и пословица русская утверждает: «В своей водице и лягушка – певица». Великому знатоку природы и её тайн Василию Пескову знакомый лесник так перевёл смысл весенних лягушачьих концертов: «Уррод! Уррод! – Сама какова! Сама какова! – Бре-ке-ке!!!»
Теофиль Готье с изящной иронией подметил: «Тянут лягушки свои пасторали и аплодируют сами себе».
В унисон со своим минорным настроением Александр Кондратьев, поэт Серебряного века, услышал
Как томных старых клавесин стон мелодично монотонный,
520065238125Звучит их хор неугомонный из влажной зелени трясин.
Современник Гиппиус и Кондратьева, великий пересмешник Саша Чёрный озорничает вместе с квакушками, подхватив их задорный клич
Мы лягушки – кваксы,
Ночь чернее ваксы:
Шелестит трава.
Ква!
Развевайте пасти,-
Больше, больше страсти!
Громче! Раз и два!
Ква!
Ностальгирует Иван Бунин в эмигрантском далеке: «В чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки». (рассказ «Кавказ»).
-22860146050 Лягушачьи фестивали длятся три недели при мощной поддержке соловьёв – в пору цветения сирени, томления юных сердец и разгар студенческих сессий. У немцев до сих пор бытует поверье: в каждом без исключения пруду есть древняя лягушка – хормейстер. И ведь подтверждают учёные – натуралисты, что водяная братва действительно составляет и дуэты, и трио, причем каждая артистка поёт строго в своём диапазоне!.
380619011430Но ушей у лягушек нет. Замена им – барабанные перепонки на голове. Во время концертной деятельности можно увидеть у некоторых особей по бокам головы два надувшихся пузыря – это воздушные метки – резонаторы.
Анекдот из репертуара Ю.Никулина: «Весна. Правительственная дача. От лягушачьего хора у хозяйки разыгралась мигрень. Она умоляет мужа прекратить это несанкционированное безобразие. Он выходит, бросает в пруд камешек. Тишина. «Милый, как тебе это удалось?» - «Я попал дирижёру по темечку».
Парафразом анекдота звучат в продолжение темы строки стихотворения Владимира Максимова «Над прудом»
Хористки томные в пруду,
Особенно в начале лета,
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедлишь у пруда шаги…
Как песня лунная напевна!
…Не бей лягушек, береги
А вдруг одна из них – царевна?

6057901835785Одним из главных обрядов наших пращуров были русалии - ритуальные пляски с молениями о дожде. Длинные рукава одежд танцующих дев символизировали крылатость божества и льющуюся воду .Одна из самых знаковых, знакомых и любимых русских сказок о царевне – лягушке, по версии академика Рыбакова, «сложившаяся, возможно, в вятической (или кривической) земле по соседству с финноугорским населением, даёт нам красочный образ женщины, танцующей ритуальный танец с распущенными рукавами; каждый взмах руки рождал озёра, птиц и деревья. «Наблюдая появление из студёнистой икры головастика, похожего на ожившую запятую, и превращение его в лягушку, с любовью и восхищением перед чудом природы создал русский человек сказание о волшебных превращениях лягухи в деву – царевну.
38347654335780-133354445 Сказка повсеместно известная, но сюжет довольно редкий, когда в центре сказки самовыворачивание, полное обновление своего естества, выход из плена без образной оболочки. Кстати ,в древних мифах пёстрые животные символизировали звёздную сферу и имели два лика – облика, один – отталкивающий, без образный, подземный, тёмный (без образа, потому и без образный), другой – прекрасный, светлый, блистающий. Царевич, взявший по воле случая (или по велению судьбы – Доли) в жёны подземную владычицу, не может миновать в своих странствиях подземное Кощеево царство. Сбросишь лягушачью шкурку характера, бросишь вызов судьбе -прорвёшься к небу и звёздам, заполнишь подземное царство долгожданным светом. Неведомо, наверное, многим, что лягушки, подобно змеям и ракам, «переодеваются». Линька происходит четыре раза в году. Сбросив старую одежонку, лягушка всякий раз съедает поношенное платье – не пропадать же добру!
Сказка о царевне – лягушке построена на контрасте масок: в смертном безобразном коконе должен герой принять свою избранницу и спасать её в пределах её же прежнего владения. Выбор свершился. Вся и всех оставив, идёт царевич за своей судьбой и в это время происходит чудо второго рождения – изнанка через смерть и обретение истинного образа. Самое важное в сказке – процесс снятия маски .Он растянут во времени и в финале завершается воскресением, потому что «вглядываясь в звёздный лик мифологической Вселенной, мы угадываем в нём человеческое лицо» (К.Кедров).
Не каждому дарована сердечная зоркость ,не у всех «иглою Любви прокололи артерию Духа, и капля упала, и сердцем её нарекли» (Руми). Очеловечивая природу, порой отказывает человек себе подобному в уважении, любви, душевности
Как за печкой поёт сверчок,
Сказку сказывать ты умеешь:
«Спи, Иванушка – дурачок,
Утро вечера мудренее»
Засыпал богатырским сном,
А царевна – в рядно, и – к печи,
Чтобы в клети и за столом,
Чтобы милый не бил челом,
Не трудил богатырские плечи.
И уже нет румяных щёк,
Под глазами круги темнеют…
Спит Иванушка – дурачок,
Утро вечера мудренее.
А потом, собравшись на пир,
Или утром, не встав с подушек,
В руки зеркало: « Я – богатырь!
А она? Она – из лягушек».
(Н.Кухаренко).

Здесь уже не контраст масок, а торжествующее «Эго» героя, убеждённого: место царевны - в низшем царстве, и быть ей лишь служанкой. Как себя чувствует Душа и храм её – тело?
Виилма Лууле, уникальный доктор, в одной из своих книг «В согласии с собой» объясняет:
«Со временем, если печальную ситуацию не исправлять, она начинает восприниматься человеком как оскорбление, и он полнеет в талии. Приходится постоянно втягивать живот и выпячивать грудь, чтобы фигурой не походить на лягушку.
Лягушка же являет собой энергию обиженности. Будучи земноводным, она спасается от наземных опасностей, прыгая в воду. Если ей что-то не нравится в воде, возвращается на землю.
Если человек раздувается от обид, он уподобляется лягушке и потому живёт и ведёт себя так, как лягушка. Он всегда недоволен тем, что имеет или тем, где находится. Его девиз6 «хорошо там, где меня нет».
457771552070 Вернёмся, собственно, к нашей героине. Она всегда такая мокренькая, и всё потому, что её тело обильно смочено слизью. Эта субстанция является и хранилищем воды, и индивидуальной химчисткой, уничтожающей микробов. Вот почему сметливый крестьянский люд селил с давних времён лягушек в колодцы и кринки: вода свежая, не затхлая, и молоко не киснет. Сегодня наукой добыт из лягушачьей слизи высокоэффективный антибиотик.
Не царевной, а служанкой приходится быть лягушке – зеленушке в мире людей. Какое-то время она использовалась как электроизмерительный прибор. А сколько побывало под микроскопом – имя им легион!
Благодарные учёные воздвигли болотной труженице два памятника – в Париже и Токио. Между тем науке и до сих пор есть нужда в лягушке. Опыты на ней показали, что кожа задаёт определённую программу своим нервам. И в постижении тайн природы и мироздания наука неостановима. Предостережением звучит не только учёным «Атомная сказка» Ю.Кузнецова:
Эту сказку счастливую слышал
3683635170180Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Убийственно страшна такая улыбка познанья, адресованная природе и человеку…
Лягушка – живой ларец с тайнами. Одна из них – лечебная.
Странный, но эффективный способ лечения ангины издавна использовали и на Востоке, и у нас, в России Знахарь подносил к лицу больного крупную лягушку и просил дышать прямо на неё. Сердцебиение лягушки учащалось и, сделав пару прыжков, она умирала; больной же полностью излечивался.
Покров некоторых видов лягушек обладает способностью выделять ядовитые вещества. Туземцы Южной Америки смазывают свои смертоносные стрелы лягушачьим ядом.
Феноменальна прыжковая способность лягушек – голенастый кенгуру «отдыхает». Кстати, Марк Твен начал свой путь в литературе репортажем о соревнованиях по прыжкам лягушек, которые до сих пор проводятся в Калифорнии. Высшее достижение – 6 м 11 см. Из других тайн: пять сердец(!), мощный, сравнимый с шумом электрички голос (110 дцб).
И эту живую тайну, занимающую почётное место в древних мифах, венчанную сказочной короной, человек – гурман определил в кулинарию. Знатоки утверждают, что съедобны абсолютно все лягушки. Особенно неравнодушны к ним французы, законодатели европейской и в целом мировой кухни. В год французское население употребляет до 800 млн квакушек, но неместных, а импортных – из Индонезии, Бангладеш и, конечно, из России.
Во многих странах успешный бизнес осуществляют фирмы, специализирующиеся на разведении лягушек, в Иране есть завод, выпускающий лягушачьи консервы.
Откроем книгу Н.Кончаловской «Волшебство и трудолюбие», где она убедительно пишет о том, что лягушка – суть гастрономическое чудо»… супруги умели готовить самые изысканные чудеса французской кухни .Так, однажды они угостили меня знаменитыми лягушачьими лапками, которые продавались в магазинах, аккуратно уложенные в коробки по 50 штук .Это были только задние окорочка зелёных древесных лягушек .Приготовление этого блюда было чрезвычайно сложным: каждую ножку следовало опалить над газовой плитой дочерна, чтобы кожица отошла
От мяса в виде чёрных шкурок, затем розовые окорочка обваливали в яйце и сухарях и бросали в кипящее оливковое масло, где они через несколько минут подрумянивались и подавались на стол на блюде, И, хотя копоти, дыма и газа было предостаточно, всё же я признаюсь :ничего вкуснее этих крошечных окорочков, похожих на цыплячьи лапки, я не едала».
Много раз бестрепетно заказывала Л.Громковская «вкуснейшие пельмени гёдза, прежде чем узнала, что самый нежный фарш готовят из лягушачьих лапок» (о чём мы узнаем из её книги «101 взгляд на Японию».Сколько же, зелёных прелестниц, вывезено во Францию из российских прудов и болот!
История одной такой депортированной лягушки привиделась поэту А.Вознесенскому.
Внутри рефрижератора не пошалишь.
Наши лягушки поехали в Париж.
Будет обжираловка на Пале Рояль.
Водитель, врежь, пожалуйста, Эллу Фицджеральд.
Превратив в компьютеры, их вернёт Париж.
У наших лягушек мировой престиж.
Мимо – Зап. Германия…
В хрустальной мерзлоте
Снятся им комарики без ДДТ.
Снится, как их в кринки клали ,в молоко,
Как сто второй икринке без мамы тяжело!
Крали Заонежья наблюдают сны,
Как миллионерши ,заморожены.
Кровь ,когда-то жидкая, стынет у нуля.
Спят на пороге жизни комочки хрусталя.
Что же у таможни глаза на лбу?
Царевна размороженная качается в гробу.
Бриллианты сбросит, попудрясь лишь.
Потягиваясь, спросит: «Уже Париж?»
Превратиться в льдинку, превратиться в сон
И услышать: «Дышит!» из иных времён.
В озере присниться или на реке,
Нефтяному принцу отказать в руке.
Почему не верим? Подо что заём?
Ну, а вдруг, царевен продаём?

… Как в волшебном зеркале меняет лики и маски наша героиня – от безобразного до звёздного, но непременно, даже в мгновенья неприглядности своей, остаётся ненаглядной под воздействием иглы Духа – Любви. Свидетельства любви поэтической особенно остро ощущаются в детстве. О невзрачной лягушонке сочинила Ксюша Черноиванова стихотворение, ставшее позже популярной дворовой песней. Сюжет незатейлив. Исполнения трёх желаний посулила младшая сестра Золотой рыбки – лягушка, городскому пацану - мешок золота (первое желание), власть в родном городе(второе).
386334049530Но не в этом суть…
В сердце та же грусть.
Ровно через год
К берегу идёт:
«Здравствуй, милая лягушка!
Сердце оживи -
Вместо золота и власти
Я хочу любви!»
В тот же миг оборотилась водяная замарашка прекрасной девой….
Проходят столетия, но негасимо желание человека одушевлять природу, видеть всё её волшебство и славить её заповедность.
4130040187325А солнечные лучи начинаются с солнца
И на лугах оканчиваются травой.
Счастливейшие из лучей, коснувшись озёр,
Принимают образ болотных лягушек,
Животных нежных и хрупких,
И до того безобразных видом своим,
Что вызывают в мыслях живущих
Ломкое благоговение.
А лягушки и не догадываются,
Что они родня солнцу,
И только глубоко веруют зорям,
Зорям утренним и вечерним…
(К.Некрасова)
Чьи бы глаза не смотрели на живое малахитовое чудо: русского, эвенка или француза, нерушима заповедь: «Человек – это природа, природа – это человек».