Исследовательская статья «Исследование и проектирование в современном образовании».


Исследовательская статья
«Исследование и проектирование в современном образовании».
Подготовила: Кайгородова Елена Фёдоровна,
руководитель НОУ « Юный исследователь»,
учитель начальных классов
Содержание.
I.Введение
II.Основная часть.§1. Что такое исследование?
§2.Что такое проект?
§3. Проект и исследование: сходство и различие.
III. НОУ « Юный исследователь» в моей школе.
IV. Заключение
V. Список использованной литературы.VI. Приложение.
Введение
В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. В педагогической практике среди учителей часто можно услышать «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», «исследовательский метод обучения» и «метод проектов» как синонимы, хотя между ними имеется существенная разница. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Понимание их истинного смысла, а также выяснение сходства и различий представляется принципиально важной задачей прежде всего с точки зрения образовательной практики. В этой связи необходимо уточнение содержания понятий «проект» и «исследование», в том числе в контексте их преломления в образовательном пространстве.
Актуальность исследования состоит в том, что ФГОС как новая парадигма образования предполагает переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной. Проектно-исследовательская деятельность школьников как одно их ключевых направлений реализации ФГОС предусматривает высокопрофессиональное педагогическое участие, где учитель – не столько предметник, сколько – педагог, мастер, консультант. Исследовательская деятельность учащихся, выстроенная как самостоятельный творческий поиск, исключает пассивную роль ученика, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью. Как отметил К.Роджерс: «Школа должна превратиться из супермаркета где раздают « замороженные идеи», в место где модно искать и самостоятельно находить новые знания».Проектные идеи, исследовательские замыслы могут быть реализованы только деятельностным путем.
Цель исследования: уточнение содержания понятий «проект» и «исследование».
Задачи:
Определить основные черты проектной и исследовательской деятельности
Выявить сходство и значительные различия проектной и исследовательской деятельности.
Показать некоторые приемы организации исследовательской и проектной деятельности.
Продемонстрировать приемы, направленные на формирование мотивации к исследовательской и проектной деятельности на этапе выбора, формирования и формулирования темы.
Объект исследования: деятельность: исследовательская и проектная.
Предмет исследования: создание исследовательских и проектных работ.
Гипотеза: Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решениеми предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:Постановку проблемы
Изучение теории
Подбор методик исследования и практическое овладение ими
Сбор собственного материала, его анализ и обобщение
Научные комментарии, вывод.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата Непременным условием проектной деятельности является наличие
Заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности;
Этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана и организация деятельности по реализации проекта)
Реализация проекта
Рефлексия результата.
Оба определения показывают, что у исследования и проектов есть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих разных педагогических технологий.
Методы исследования.
Анализ научной литературы.
Анализ интернет – ресурсов.
Анкетирование.
Анализ полученных результатов исследования.
Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано в профессиональной деятельности педагога.
Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций педагогам по работе с исследованиями и проектами, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в проектной и исследовательской деятельности школьников.
Основная часть.
В настоящее время в образовании чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребёнка. Выражается это в повышенном внимании к исследовательским методам обучения.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Образование выступает важнейшим средством самореализации человека как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы, обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Происходящие в наше время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формированию у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В решении данной проблемы участвуют как семья так и школа.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, распознать способности ребенка и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Задача школы – поддерживать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо применять исследовательские и проектные методы обучения. Среди учителей методического объединения учителей начальной школы я провела анкетирование (приложение 1) и выявила следующее:

Как отмечает А.И.Савенков, « проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи»[1]. Вместе с тем в основе метода проектов, и методов исследований лежат:
Развитие познавательных умений и навыков учащихся
Умение ориентироваться в информационном пространстве
Умение самостоятельно конструировать свои знания
Умение критически мыслить
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения
Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
Самостоятельную деятельность ученика
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
Использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Что такое исследование?
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в бучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил (приложение 2, таблица 1).
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
изучение теоретических источников;
наблюдение;
поисковый эксперимент;
описательный;
анкетирование;
интервьюирование.
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Что такое проект?
Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов сейчас вновь актуален. При этом проектом часто называют любую самостоятельную деятельность ученика, скажем реферат, доклад, учебные исследования, и т.д.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания. Для учителя проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Классификация проектов:
а) По целям и задачам.
Практико-ориентированный проект.
Ц е л и: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т. п.
б) По предметно-содержательной области.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
в) По характеру контактов между участниками: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
г) По продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
Существуют определённые этапы работы над проектом ( приложение 2, таблица 2)
Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Сходство и различие между понятиями -
«проект» - «исследовательская работа»
Иногда проектную или исследовательскую деятельность рассматривают как синонимы. Так ли это на самом деле? Исследование и проектирование – принципиально разные виды деятельности. Каковы черты проектной и исследовательской деятельности?
К общим характеристикам относятся:
- общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
- структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
анализ актуальности данных работ,
целеполагание, формулировка задач, которые следует решить,
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,
планирование, определение последовательности и сроков этапов работ,
собственно проведение проектных работ или научного исследования,
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов работ в пригодном для использования виде;
- проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.
Существуют и значительные различия
проектной и исследовательской деятельности:
1.Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.
2.Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. 3.Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
4.Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может  привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.
5.Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…Проект  направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.
6.В исследовании не может быть разных видов деятельности – это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр – рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Статья может быть написана в жанре, например, – репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.
Все выше изложанные компоненты исследовательской и проектной деятельности представлены в таблице (приложение 2, таблица 3).
Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ. Для того, чтобы выявить какую деятельность предпочитают педагоги я провела опрос (приложение1). Результаты получились следующие:

Существенные различия обнаруживаются и при определении понятий «исследовательская деятельность учащихся» и «проектная деятельность учащихся».В Концепции развития исследовательской деятельности учащихся (Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф.) под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Предлагаю сопоставить проектную и исследовательскую деятельности
Проект Научное исследование
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.
Формулировка замысла проекта:
предварительное описание продукта проектных работ, его соответствие условиям будущего использования. Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы
Формулировка целей
на выполнение замысла проекта (очень конкретно) на решение научной проблемы (большая степень свободы)
Интерпретация целей на языке задач
получение конкретного продукта проектных работ разностороннее научное исследование объекта изучения
Выбор методологического инструментария
В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д. Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности
Проведение проектных или исследовательских работ
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности. Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.
Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию. Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.
Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях. Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.
Практическое использование полученного продукта. Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.
После такого сопоставления наглядно видно, что проект и исследование РАЗНЫЕ педагогические технологии, они состоят из разных этапов, разных продуктов деятельности и т.д.
«Исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает, к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него и других людей полезны и приятны».
В отличие от исследования проект и проектирование всегда ориентированы на практику. В процессе реализации проекта человек не просто ищет нечто новое, но решает реальную, вставшую перед ним проблему. И хотя разработка проекта - процесс творческий, теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми схемами действий, последовательно выполняя серию четко определенных, алгоритмизированных шагов (т. е. на репродуктивном уровне). Не случайно А. И. Савенков считает, что проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование - путь воспитания истинных творцов: «В отличие от проектирования исследование - всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это - не более чем побочный эффект».
Сущность исследовательского метода обучения определяется А. И. Савенковым как «путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения».Исследовательскую деятельность автор рассматривает как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. 
Проектная деятельность учащихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Таким образом, несмотря на существующие различия в подходах к определению содержания понятий «исследование» и «проектирование», совершенно очевидны высокие развивающие возможности исследовательской и проектной деятельности в работе с учащимися, связанные со стимулированием их интереса, развитием познавательных навыков и мышления, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве. В процессе проектной деятельности зачастую приходится прибегать к исследованиям. В качестве одного из основных требований к использованию метода проектов в школе Е. С. Полат называет наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, использования исследовательских методов. Говоря о типологии проектов, автор отмечает, что исследовательская деятельность может быть доминирующей в проекте, и выделяет такой тип проекта как «исследовательский проект».
Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации. На уроках технологии мои учащиеся охотно работают над созданием своих творческих проектов. На уроках литературного чтения, окружающего мира мои ученики создают информационные проекты, мини – проекты. Проектная деятельность безусловно отличается от исследовательской. Если исследование – это процесс поиска неизвестного, поиск новых знаний, то проектирование – создание какого – либо заранее планируемого объекта.
III.Работа НОУ « Юный исследователь»
Исследовательской работой мы занимаемся уже не первый год. Мною наработана определённая методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которую привожу ниже и рекомендую для широкого использования. Существуют различные приемы, направленные на формирование мотивации к исследовательской деятельности на этапе выбора, формирования и формулирования темы.
Прием «Зацепляющий крючок». Приоткрытие завесы будущего исследования: информационные образы, острая проблематика, общественная значимость темы, интересный пример, артефакт – и многое другое может стать стимулом выбора направления и темы исследования.
Прием педагогической интриги. Юным исследователям даётся тайное задание, необходимо подумать и найти свой ответ.
Прием катастрофизации (В продолжение предыдущего примера). Исследователям даётся предположение проблемы, которую необходимо разрешить. Руководитель расставляет «зацепляющие крючки» тематики будущих исследований, чтобы увести учащихся от стереотипов, повторений и расширять спектр исследования.
Обычно в исследовательской работе:1/4 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;1/4 времени затрачивается на сбор материала;2/4 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
В роли единомышленников обязательно выступают родители. На родительском собрании я учила родителей, как надо обсуждать с учащимися тему, как правильно помогать, отбирать материал, ориентироваться в потоке информации. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями.
Работа над исследовательскими проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности. В практике работы со своими юными исследователями я использую индивидуальные и коллективные игры. Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и мини самостоятельного исследования. Это способствует развитию у учащихся развитию умений находить что исследовать? как исследовать? и т.д. Для того чтобы “подтолкнуть” учащихся к правильному выбору своего исследования необходимо попросить ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);экспериментальной; изобретательской; теоретической.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем и включаем его выступление на одном из уроков, на научно – практической конференции « Паруса в Науку». При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы:
Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. Правильно организованная педагогическая деятельность приносит и свои плоды – дипломы и грамоты конкурсов исследовательских работ различных уровней. Создание атмосферы творческого научного поиска способствует развитию познавательных интересов учащихся, формирование успешности. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка. Она стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении и реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, а так же ведет ребенка по ступенькам роста личности от исследования к исследованию. Исследовательская деятельность обеспечивает развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли.
Заключение
«Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.
Выводы:
Исследовательская деятельность школьника - деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом; есть основные этапы, характерные для исследования в научной сфере. Главный результат исследовательской деятельности– интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура.
Проектная деятельность, проект учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение конкретного общего результата деятельности. Непременное условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Главная ее ценность - свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, чтобы проект был реальным, но исследование здесь выполняет чисто обслуживающие функции.
Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести самолёт, а изготовил телевизор…
Проект  направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.
В исследовании не может быть разных видов деятельности – это строго научный жанр. В проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.
Итак, в упрощенной форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения. Исследовательская деятельность - в отличие от проектной - более свободная и гибкая. А. И. Савенков считает, что в идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Для одаренного ученика решение задачи не является завершением работы: это начало будущей, новой работы. И если проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, то исследование строится принципиально иначе, допуская бесконечное движение вглубь проблемы. Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. В методическом плане важно понимать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы и т. д. В отличие от этого исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не стесняемой какими-либо внешними установками.
В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. Несмотря на существующие различия в подходах к определению содержания понятий «исследование» и «проектирование», совершенно очевидны высокие развивающие возможности исследовательской и проектной деятельности в работе с учащимися, связанные со стимулированием их интереса, развитием познавательных навыков и мышления, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве. Оценивая личностно развивающий потенциал исследования и проектирования, следует подчеркнуть, что и проектная деятельность, и исследовательская деятельность учащихся достаточно актуальны для инновационной образовательной практики.
В течение этого времени мы делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

Список литературы.
1.«Начальная школа», методическая газета №5, 2008, с.11
2.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В, Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С.24-33.
3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006.. С. 230.
4. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С. 18-38.
5. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика /Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. С. 81-82.
6.Рубинштейн М. М. Исследовательский метод в преподавании // Мир. 1926. № С. 35-41.
7. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании //Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22-32.
8. Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 42-51.9. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-24.
10.Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. С. 127.
11.Панченко Н.Л. Исследовательская деятельность школьников – «камни преткновения»: мнение эксперта. Опубликовано в журнале: исследовательская работа школьников / 1’2011г.
12. А.И.Савенков Исследовательское обучение школьников //Практика образования №1, 2011, с.19-22, №2, 2011г., с. 24 -27
15. Проекты и исследования // статья в газете « Начальная школа» № 5, 2008, с.10-13
Приложение 1.
1.Анкета для учителей.
а)Для Вас, проектная и исследовательская деятельность это:
Слова – синонимы
Разные понятия
б) Наиболее предпочтительным в собственной педагогической практике считаете
Проектную деятельность
Исследовательскую деятельность
Приложение 2,таблица1Как выбрать тему исследования Ответь на вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Какими могут быть темы:
фантастические
эмпирические
теоретические
2. Цель и задачи исследования Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.
3.Гипотеза исследования Предположим Допустим Возможно Что, если
4.Организация исследования Подумать самостоятельно Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?
Просмотреть книги по теме
Запиши важную информацию, которую узнал из книг
Спросить у других людей Запиши интересную информацию, полученную от других людей
Просмотреть телематериалыЗапиши то необычное, что узнал из фильмов
Использовать Интернет Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера
Провести наблюдение Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы
Провести эксперимент Запиши план и результаты эксперимента
5. Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание;
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Ранжировать основные идеи по важности.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути изучения.
8. Подготовить текст доклада.
9. Сделать схемы, чертежи, макеты
Приложение 2,таблица 2.
1. Поисковый
– моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
– анализ имеющейся информации;
– определение и анализ проблемы – анализ имеющейся информации;
– определение потребности в информации;
– сбор и изучение информации
2. Аналитический
– постановка цели проекта;
– определение задач проекта;
– определение способа разрешения проблемы;
– анализ рисков;
– составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ – анализ ресурсов;
– планирование продукта;
– анализ имеющейся информации;
– определение потребности в информации;
– сбор и изучение информации
3. Практический
– выполнение плана работ – текущий контроль
4. Презентационный
– предварительная оценка продукта;
– планирование презентации и подготовка презентационных материалов – презентация продукта
5. Контрольный
– анализ результатов выполнения проекта – оценка продукта;
– оценка продвижения
Приложение 2, таблица 3.
Исследование Проектирование
Исследование – бескорыстный поиск истины Под проектированием понимается решение определенной четко сформулированной задачи
Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него и для других людей полезны и приятны Проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен идти
Задача исследователя – искать истину, какой бы она не была Иногда реализация проекта требует проведения исследований, но на репродуктивном уровне
Исследователи изучают объекты и предметы Проектировщики ставят перед собой прикладные цели