Методическая разработка Исследовательское проектирование в школе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ МИХАИЛА АВЕРИНА ГОРОДА ВАЛДАЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Методическая разработка
ПАТРИОТИЗМ КАК ОСОЗНАНИЕ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОЙ
«Исследовательское проектирование»



Автор : Потагина Т.К., учитель русского языка и литературы







 Патриотизм понятие неохватное. Любовь к Родине может проявляться в различных формах, в различных действиях. Это чувство развивается в человеке с детских лет параллельно с осознанием собственной ответственности за судьбу родной земли. Духовному становлению подростка, юноши будущего защитника Отечества призвана служить школа.
Исследовательский проект «Патриотизм как осознание долга перед Родиной» реально разрабатывать и реализовывать совместными усилиями членов школьного молодежного объединения патриотической направленности. В нашем опыте это объединение «Пост№1».
Силами участников объединения «Пост№1» были собраны материалы о школе, о ее директорах, учителях, и её выпускниках, имеющих отношение к войне, военным событиям двадцатого века. Материалы оформлены в виде презентаций, сообщений, голосовых и видеозаписей, которые передаются на хранение в школьный музей Боевой Славы.
Проект представляет собой, во-первых, анализ и обобщение собранной информации (поисковые материалы участников объединения «Пост№1» ) об участниках военных событий XX века педагогах и выпускниках школы № 1г.Валдая Новгородской области. Это школа с семидесятилетней историей, поэтому примеров достойного служения Отечеству в ее прошлом достаточно много.
Во-вторых, в проекте исследуется информация анкет выпускников школы, которые уже служили в армии. Анкетируемые отвечали на вопросы о патриотическом воспитании в школе и о службе в армии. Анкеты были размещены на сайте vkontakte в группе «Школа №1 им.М.Аверина г.Валдая» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Организация анкетирования не вызвала трудностей, так как аналогичная форма работы была апробирована нами в прошлом году, когда проводилось исследование «Имидж школы глазами ее выпускников». Анкеты заполнялись добровольно; степень открытости, объема информации зависела от выбора анкетируемого.
На 11 вопрос анкеты (Как вы относитесь к службе в армии?) было предложено ответить и учащимся выпускных 9-х и 11-х классов. Их ответы (анонимные) были переведены в электронный вид и размещены также на сайте vkontakte в группе «Школа №1 им.М.Аверина».
В проекте исследования сопоставлены мнения тех, кто уже отслужил в армии, с точкой зрения учеников. Спонтанно между участниками анкетирования и опроса завязался диалог.
Все посетители интернет-группы имели (-ют) возможность познакомиться с высказываниями о службе в армии, сделать свои выводы, анализируя субъективную информацию разных людей.
По материалам открытого исследования была проведена дискуссия среди учащихся 9-х, 11-х классов с приглашением работников военкомата, родителей, выпускников школы, представителей районной газеты «Валдай».
Открытая обратная связь между выпускниками и школой, тематически очерченная, направленная на воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, - результативная форма работы. Ее итоги проанализированы в исследовательском проекте «Патриотизм как осознание долга перед Родиной».