ДокладОсобенности формирования УУД на первой ступени обучения


Флеер Светлана Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ Краснозерской СОШ № 1.
Особенности формирования УУД на первой ступени обучения
Многие ученые, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слышать, говорить, сопереживать. Научиться учить себя – вот та задача, в решение которой школе сегодня замены нет. Потому что специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают, а умение учиться становится сегодня всё более востребованным.
Приоритетная цель школьного образования: 1. развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,2. проектировать пути их реализации,3. контролировать и оценивать свои достижения.
Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
Что же такое универсальные учебные действия?
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком значении – это совокупность способов действия ученика, обеспечивающих усвоение новых знаний и формирование умений. Как достичь эту цель?
Перед учителем теперь ставится 2 задачи:
1.Формирование универсальных учебных действий
2.Формирование мотивации к учению.
Исходя из этого, планируя свой урок, мы планируем на нём формировать:
Личностные: Положительное отношение к учению; учебно-познавательный интерес; готовность преодолевать трудности; эстетическое чувство; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия; способность к организации сам. учеб. деятельности; умение слушать и слышать собеседника.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы.
Познавательные: осознавать познавательную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
Коммуникативные– выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; работать в паре и группе ; вступать в учебное сотрудничество с учителем. А успешным был наш урок или нет, можно судить, исходя по полученным результатам.
Вот некоторые этапы из уроков ,формы организации и какие УУД мы формируем и на каком этапе.
Начало урока – личностные действия. Создаём мотивацию к совершению учебной деятельности. Ведь какое настроение и эмоциональное состояние ребёнка мы создадим в начале урока, такой результат можно получить и по завершению урока. Можно проводить рефлексию в начале урока, изобразив смайликом своё настроение .Можно начать урок строчками стихотворений. Стихотворения тоже позволяют детям эмоционально настроиться на урок, на получение новых знаний.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели ,спинки прямо
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок письма.
Актуализация опорных знаний и их закрепление(ребусы, кроссворды, головоломки, работа со скороговорками, игры на устном счёте ,различные игры «Подбери пару», «Угадай слово», игра «ЗАГАДОЧНЫЕ МЕШОЧКИ»(игра проводиться в парах или группах – слова даны в вперемешку (слова которые отвечают на вопросы кто?, что? что делает? какая?) и их нужно разложить в свои мешочки- формируются личностные, регулятивные и коммуникативные, познавательные.
Самоопределение к деятельности- дети самостоятельно определяют тему урока, и приходят к решению, чем будут заниматься на уроке.(дерево предсказаний, фронтальная работа, создание проблемы), – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Работа по теме урока(чтение по ролям, чтение с остановками, сообщения детей или учителя, фронтальная работа, самостоятельная, работа в парах, группах, использование презентаций)- личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Итог урока( итоговые вопросы) – формируются коммуникативные действия. Итог урока позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.Я часто на своих уроках с детьми использую приём- игру : «Забавные человечки» Человечек –плюсик: я запомнил, я знаю. Человечек – минус: я не запомнил , я не понял. А уже с помощью наводящих вопросов, можно узнать у детей, что именно они поняли, а что было не понятно. С теми детьми, которые не поняли новый материал можно продолжить работу на следующем уроке, или индивидуально.
Рефлексия (смайлики) – регулятивные. Рефлексию можно использовать на любом этапе урока.
Стараемся проводить свои уроки в форме урока «высший пилотаж» -урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Формируются все УУД, когда дети работают самостоятельно над сообщениями, проектами. Сейчас дети работают над ними уже с интересом, увлечением, проявляя свою индивидуальность. Тем более, что материал надо не просто приготовить, а уметь его и защищать перед всем классом, без помощи учителя.
Рефлексия- На уроке работают смайлики. И пользуемся рефлексией мы на любом этапе урока. Красный- у меня всё правильно, нет исправлений, буквы похожи на образец и т.д.Жёлтый- есть ошибки, не все буквы получались, исправлял и т.д.Синий- много ошибок, много исправлений, грязь, своей работой не доволен.
И самое главное, необходимое ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА !
1.Создать атмосферу успеха.
2. Помогать ребёнку учиться легко
3. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
4. Не скупиться на поощрения и похвалу
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег