Урок литературы «Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Тема: «Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Цели (урока литературы): закрепить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Грибоедова; показать значимость комедии «Горе от ума» в истории русской литературы на материале воспоминаний современников и литературно-критических статей.

Ход урока.

Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела
неописуемое действие и вдруг поставила его с первыми
нашими поэтами.
А. С. Пушкин
Именем А.С. Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством "Горе от ума", блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.
Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился, и погиб поэт при загадочных обстоятельствах.
Лекция с элементами беседы.
1. Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной, родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете. В 1810 году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук.
Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба полка находились в резерве. (На мониторе компьютера учащиеся видят портрет Грибоедова в гусарской форме).
В 1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками (английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой (любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли 2 вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.


В 1817 году Грибоедов участвует в дуэли "четверых" в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и "праздной рассеянностью". Ему предложили отправиться на дипломатическую службу в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию. Он выбрал Персию.
Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. "Секретарь бродячей миссии" - так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел "Горе от ума".
А теперь поговорим об истории создания "Горе от ума".
(Учащиеся рассказывают об истории создания "Горе от ума" по предварительной домашней подготовке.)
Комедия была завершена осенью 1834 года.
Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде "списков". Успех был потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет" (из письма С.И. Бегичеву).
Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание "Горе от ума" вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было "Горе уму". Затем автор меняет его, ибо настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.
Грибоедов был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие пожелания и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в "политическую ссылку".
В 1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе. Но он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.
30 января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком не равны. Все русское посольство - 37 человек - было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение 3 дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство по настоянию жены Грибоедова потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха - огромный бриллиант. "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело" , - заявил русский император.
 Убийство дипломата великой державы грозило серьезными осложнениями, и в Петербург была направлена особая делегация, которую возглавлял принц Хосрев-мирза.
Среди даров были не только алмаз <Шах>, но и два кашмирских ковра, жемчужное ожерелье, двадцать старинных манускриптов, сабли и прочие драгоценные вещи, по мнению персидского шаха, должны были смягчить сердце русского царя. В ответ на витиеватую речь Хорев-мирзы российский император будто бы сказал только семь слов>: <Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие>.


Задание: Составьте сложное предложение из данных слов, определите его вид.
1 часть: Произведение, обессмертило, это, автор, имя.
2 часть: Роль, так как, комедия, очень, значительна, «Горе от ума», литература, в, русская, история.
(Ответ: Это произведение обессмертило имя автора, так как роль комедии «Горе от ума» очень значительна в истории русской литературы. И. А. Гончаров.)

- Каков вид данного предложения? Почему предложения такого типа мы называем сложноподчиненными? Какие слова помогают определить место придаточного предложения по отношению к главному? (союзы, союзные слова)

История создания комедии «Горе от ума».

Сообщение о вещем сне Грибоедова

Сон Грибоедова

В 1820 году в далеком Тивризе Грибоедову приснился Петербург, дом князя А. А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя – Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.
Во сне Грибоедов увидел себя рядом с князем, услышал его голос. Шаховский допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом, как когда-то, переходит в наступление:
- Дайте мне обещание, что напишете.
- Что же вам угодно?
- Сами знаете.
- Когда же должно быть готово?
- Через год непременно. Обязываюсь.
- Через год, клятву дайте
Пробудившись, Грибоедов поклянется: «Во сне дано, наяву исполнится».
И он сдержал слово, правда, с некоторым опозданием: не через год, а через четыре. В 1924 году он привез в Петербург «Горе от ума» и прочитал Шаховскому.


Сообщение о процессе работы над комедией.

1. В. К. Кюхельбекер вспоминал: «Грибоедов писал «Горе от ума» при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано».
Раз Грибоедов сказал Вильгельму, смущаясь:
- В собрание идти рано, хочешь, почитаю тебе из своей новой комедии. Моя комедия – «Горе от ума», комедия характерная. Герой у меня наш, от меня немного, от тебя побольше. Вообрази, он возвращается, как ты теперь, из чужих краев, ему изменили, ну, с кем бы, ну, вообрази Похвиснева Аккуратный, услужливый и вместе дрянь преестественная – вот так
Но не в этом дело. Характеры – вот что главное. Портреты входят в состав комедии и трагедии. Я столкну героя с противоположными характерами, я целую галерею портретов выведу, пусть на театре живет.
Он начал читать.
Вильгельм сидел как прикованный. Щеки его горели Грибоедов читал спокойно и уверенно, легким жестом сопровождая стихи.
Когда говорил Чацкий, голос Грибоедова становился глуше и напряженнее, он декламировал Чацкого и читал остальных.
-Как? – спросил он.
Вильгельм бросился его обнимать, растроганный, с растерянным взглядом.
Грибоедов был доволен. Он подошел к фортепиано и начал что-то наигрывать. Потом снял очки и вытер глаза.

2.Грибоедов, закончив комедию в 1824 году, приложил немало стараний, чтобы ее напечатать, но это ему не удалось. Не добился он и разрешения для постановки «Горе от ума» на сцене: цензура посчитала комедию Грибоедова политически опасной и запретила ее. При жизни автора в альманахе «Русская талия» в 1824 году появились небольшие отрывки из комедии, да и то в сильно измененном виде. Но это не помешало широкой ее известности. Комедия расходилась в списках, ее читали, обсуждали, списывали текст под диктовку. Количество рукописных копий во много раз превышало самые большие тиражи тогдашних печатных изданий.
Лишь в 1831 году, уже после гибели Грибоедова, комедия была разрешена к печати, хотя тоже с изъятием из текста тех мест, которые признали в цензуре особо «неблагонадежными». В этом же году комедия была поставлена на сценах Петербурга и Москвы. Только в 1862 году царское правительство разрешило, наконец, издать комедию Грибоедова полностью.


3. «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной культуры и не утратила своей общественной, нравственной и художественной силы. Это произведение обессмертило имя автора. Она затрагивала важнейшие вопросы современности: о крепостном праве, о просвещении и воспитании, о гражданском долге и службе, о национальной культуре, о рабском подражании всему иностранному.
Содержание пьесы тесно связано с исторической действительностью. Как пишет А. И. Герцен в статье «Новая фаза в русской литературе» «образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра 1, накануне восстания на Исаакиевской площади; это – декабрист».
Комедия произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее – вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, декабрист А. А. Бестужев и В. Ф. Одоевский. Гоголь поставил имя автора «Горя от ума» рядом с именами Пушкина и Лермонтова, высоко оценил художественную и историческую значимость типов комедии.

V.Самостоятельная работа

1.Задания. Прочитайте отрывки. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Комедия затрагивала важнейшие вопросы современности о крепостном праве о просвещении и воспитании о гражданском долге и службе о национальной культуре о рабском подражании всему иностранному.

2 . Задания. Исправьте речевые и пунктуационные недочеты. Составьте из приведенных предложений одно сложноподчиненное, постройте его схему.

Писатели – декабристы и их единомышленники писали. «Горе от ума» - классическое произведение. «Горе от ума» - это живая картина московских нравов. Чацкий является человеком, истинно любящим родину. Комедия написана живым русским языком, близким к народной речи.


3 . Перестройте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения, постройте их схемы.

«О стихах не говорю; половина должны войти в пословицу», - с уверенностью говорил А. С. Пушкин.


VIII. Домашнее задание:
выписать в тетрадь цитатную характеристику Чацкого.

























Самостоятельная работа

1.. Задания. Прочитайте отрывки. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Комедия затрагивала важнейшие вопросы современности о крепостном праве о просвещении и воспитании о гражданском долге и службе о национальной культуре о рабском подражании всему иностранному.

2 . Задания. Исправьте речевые и пунктуационные недочеты. Составьте из приведенных предложений одно сложноподчиненное, постройте его схему.

Писатели – декабристы и их единомышленники писали. «Горе от ума» - классическое произведение. «Горе от ума» - это живая картина московских нравов. Чацкий является человеком, истинно любящим родину. Комедия написана живым русским языком, близким к народной речи.


3 . Перестройте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения, постройте их схемы.

«О стихах не говорю; половина должны войти в пословицу», - с уверенностью говорил А. С. Пушкин.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самостоятельная работа

1.Прочитайте отрывки. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Комедия затрагивала важнейшие вопросы современности о крепостном праве о просвещении и воспитании о гражданском долге и службе о национальной культуре о рабском подражании всему иностранному.

2 . Исправьте речевые и пунктуационные недочеты. Составьте из приведенных предложений одно сложноподчиненное, постройте его схему.

Писатели – декабристы и их единомышленники писали. «Горе от ума» - классическое произведение. «Горе от ума» - это живая картина московских нравов. Чацкий является человеком, истинно любящим родину. Комедия написана живым русским языком, близким к народной речи.


3 . Перестройте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения, постройте их схемы.

«О стихах не говорю; половина должны войти в пословицу», - с уверенностью говорил А. С. Пушкин.







ђ Заголовок 115