Даулет Мыктыбаев – знаток казахских легенд.


Урок № 8 Срок проведения: Класс: 4ТЕМА УРОКА: Даулет Мыктыбаев – знаток казахских легенд.
ПОДТЕМА: Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателем через легенду.
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить понятие древняя музыка, легенда пришедшая к нам из глубины веков и рассказывающие о людях, живших очень давно. Познакомить с творчеством Даулета МыктыбаеваТИП УРОКА: Погружение в тему
ЗАДАЧИ:
Воспитательная:
1.Воспитывать уважение к культуре казахского народа и интерес к прошлому.
2.Вызвать эмоциональный отклик.
Образовательная:
1.Послушать и обсудить произведения Даулета Мыктыбаева.
2.Учить находить связи нашей жизни и жизни людей, живших в давние времена.
3.Учить находить те ценности, что нам оставили после себя прошлые цивилизации.
Обучающая:
1.Дать понятие о том, что ценности из древности как бы «идут» нам навстречу из прошлого
2.Продолжить обучение нотной грамоте, пение сольфеджио по записи.
3.Разучивание 2 куплета песни «Созвездие талантов».
Оборудование:
1.фонохрестоматия Диск «Даулет Мыктыбаев»
2.фортепиано.
3. ПК
Методы музыкального обучения:
1.наблюдения за музыкой.
2.музыкальной импровизации.
3.эмоциональной драматургии.
4. забегание вперёд.
5.сравнения.
6.обобщения.
7.метод различного исполнения песни /солист, группа, хор/
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА Музыкальный материал:
1.«Звуки музыки» - разбор и исполнение по свойствам муз.звука2. Песня «Созвездие талантов» – разучивание, исполнение.
3. «Музыка и легенды из глубины веков» - беседа.
4. Кюи Ыхыласа в исполнение Даулета Мыктыбаева - слушанье
Художественный материал:
1.Легенда о КоркытеЭТАПЫ УРОКА:
1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.
2.Исполнение попевк «Звуки музыки», работа по исполнению.
3.Объяснение новой темы.
4.Слушанье кюев Ыхыласа в исполнении Даулета Мыктыбаева.
5.Беседа о них, что хотел нам рассказать композитор.
6.Обобщение.
7.Домашнее задание.
ЗНАНИЯ:
1.Знать музыкальные жанры, пришедшие из глубины веков, в чём их ценность.
УМЕНИЯ:
1.Применять ранее полученные знания при анализировании и разборе произведений.
2.Уметь связать произведения древности с нашей жизнью.
НАВЫКИ:
1.Высказывать вслух свои впечатления о музыке.
2.Навыки пения по свойствам муз.звука, музыкальной грамоты.
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к понравившемуся музыкальному произведению.
P.S. При объяснении новой темы использовать знания детей о наскальных рисунках, древних постройках, старинных вещах. Что нам дают эти вещи? Почему люди их реставрируют, хранят, выставляют в музеях, хранят их, как семейные реликвии.
Дополнительный материал к уроку.
Происхождение кобыза связывают с именем легендарного Коркыта – первого музыканта и покровителя шаманов. Как гласит легенда, Коркыт в 20 лет увидел сон, в котором какие-то люди сказали ему, что он проживет 40 лет. И тогда он решил искать бессмертия. Оседлав свою верблюдицу Желмая, он отправляется в путь. Куда бы ни приезжал Коркыт, всюду встречал людей в белых одеяниях, рывших для него могилу. Тогда Коркыт возвращается в "центр земли" – к реке Сыр-Дарье. Здесь он приносит в жертву свою верблюдицу, изготавливает инструмент, верхней декой которой служит шкура Желмая, стелет на поверхность воды ковер, и, сидя на нем, играет на кобызе "песню жизни". Пока Коркыт играет, смерть не смеет к нему подступиться. Но однажды, изнуренный Коркыт на миг засыпает, и смерть в образе змеи, настигает его – Кайрак-жылан жалит Коркыта и он умирает. Легенда дошла до нас с кюем "Коркыт", воспевающим великую силу музыки, способной победить смерть.Кобыз – инструмент удивительной формы и необыкновенно выразительный по богатству тембра. Одни сравнивают его с птицей: "Звуки оного, когда по струнам из лошадиных волос смычком из оных же волос сделанных поведешь, подобен лебединому крику, как и самый инструмент вид лебедя имеет" (П.Паллас). Другие, в звуках кобыза слышали человеческий голос (Б.Сарыбаев), "печальный и плачевный" (И.Гмелин). Каждая из 2-х струн и смычок состоит из 40 длинных конских волос. Высота звука регулируется касанием кончика ногтя или подушечками пальцев струн "на весу", над корпусом инструмента (игра флажолетами). Отсюда своеобразие звучания, богатого обертонами.Трудная судьба выпала на долю этого инструмента. Кобыз можно назвать своеобразным носителем этнической истории казахов, представленной эпосом и инструментальной музыкой. Но и это не оградило его от гонений. Ведь изначально это был инструмент шаманов (баксы). Именно это обстоятельство стало удобным поводом, чтобы изгнать его из нового строящегося цивилизованного мира "как пережиток темного прошлого" и "осудить его на исчезновение" (А.Затаевич). И как следствие, в начале ХХ века для этого инструмента перестали сочинять новые кюи. Далее стали прерываться семейные традиции игры на кобызе – "от отца к сыну". Последним легендарным классиком кобызовой музыки был Ыхлас Дукенов, родившийся еще в середине 19 века. Много было попыток воссоздать забытую культуру, но лишь немногим удалось прорваться "сквозь время". Среди таких музыкантов Жаппас Каламбаев (1909-1970) и Даулет Мыктыбаев (1904-1976). Именно им мы сегодня обязаны сохранению традиции игры на инструменте и музыкального кобызового наследия. Это "с их рук" были записаны бесценные творения прошлого, они первыми шагнули на концертную эстраду, первыми стали учителями по классу кыл-кобыза, открывшегося в Алматинской консерватории в 1968 году. Главная трудность, с которой сегодня сталкиваются исполнители – недостаток репертуара. На тернистом пути выживания кобыза были серьезные потери. О некоторых кюях мы знаем только по дошедшим легендам, сопутствовавшим исполнению кюев. Ведь традиция предполагала пересказ его сюжета либо перед исполнением кюя – "кюй и легенда", либо вставками в кюй – "кюй с легендой", "кюй в легенде", "кюй-легенда" (А.Мухамбетова). Восполнение репертуара – это также заслуга Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева. Они первыми стали делать переложения казахских народных песен и домбровой музыки для кобыза, значительно пополнивших репертуар исполнителей.К сожалению, в имеющихся фондах мало записей в исполнении выдающихся кобызистов Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева. Некоторые из них низкого качества. Но настоящий диск все же охватил наиболее значительные жанры музыки для кыл-кобыза. Это– традиционный жанр кюя, представленный произведениями прародителя кобызовой музыки Коркыта " Қоныр " (13), народными кюями " Аққу " и " Қасқыр ", кюями выдающегося Ыхласа.