План открытого урока по русской литературе «Тема Родины в поэзии С.А.Есенина»


План открытого урока по русской литературе
«Тема Родины в поэзии С.А.Есенина»

Учитель старших классов
Сефербекова З.А.
МБОУ СОШ №3
Стаж работы 20 лет
2015 год
г. Каспийск
"Мой край задумчивый и нежный..."
Образ Родины в поэзии С. А. Есенина
Цели : 1. Раскрыть истоки творчества Есенина
2.Проследить за эволюцией образа Родины лирике Есенина в разные этапы его творчества
3. Расширить и углубить знания учащихся о поэзии С.А. Есенина
4.Развитие навыков анализа стихотворений
5.Пробудить в учащихся патриотические чувства
Оборудование: портрет С. Есенина, компьютер, сборники
Стихотворений , презентация, аппликация
Ход урока : I. Вступительное слово учителя :
-Какие знаменательные даты отмечает наша страна в 2015 году?
- 2015год объявлен правительством России Годом литературы.
2015году вам, выпускникам 11кл, предстоит сдать экзамен по
литературе, в 2015году мы отмечаем юбилей великого русского поэта
С. Есенина. Сегодня мы постараемся внести свой вклад в праздновании Года
литературы, что поможет нам подготовиться к экзамену . Мы постараемся
коснуться творчества великого поэта.
С творчеством Есенина мы с вами знакомимся уже с младших классов. Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это наиболее читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное восхождение его в литературу. Максим Горький писал: "Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения "печали полей" любви, ко всему живому в мире и милосердия , которое более всего иного заслужено человеком".
О Есенине можно говорить бесконечно. Но мы с вами сегодня поговорим о том, как Есенин изображает Родину в своем творчестве.
Итак, тема нашего урока: " Чувство Родины в творчестве Есенина". Но прежде чем мы коснемся творчества С. Есенина , я бы хотела услышать от вас, как вы понимаете значение слова Родина? Для этого я вам предлагаю написать мини – сочинение «Родина - это …»
II.Чтение и анализ сочинений .

III.Словарная работа:
Родина- 1 Отечество, родная страна. 2 Место рождения, происхождения. Разные художники по- разному изображали родной край (Просмотр слайдов с изображениями картин русских художников)
"О чем бы я не говорил, ни писал, о чем бы не думал, образ Родина всегда перед моими глазами," - писал поэт.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( Определить истоки творчества Есенина , раскрыть значение образа России в творчестве .)
4Итак, ребята, мы неоднократно с вами убеждались в том, что литература тесно связана с историей, эпохой. Нам простоит с вами ответить на вопросы викторины"20 век- история и люди". На вопросы вы должны ответить "верно - неверно".
IV. Викторина.
1. Верно ли, что революция сыграла огромную роль в жизни русской литературы?(Верно)
2. Верно ли, что все поэты и писатели приняли власть большевиков?(Неверно)
3. Верно ли, что первый съезд советских писателей состоялся в 1934 году?(Верно)
4. Верно ли, что вся литературная элита покинула Россию после революции 1917 года? (Неверно)
5. Верно ли, что штурм Зимнего дворца был в 1916 году? (Неверно)(25 октября 1917 г)
6. Верно ли ,что литература рубежа 19 _20 веков получила название Серебряный век ?(Верно)
7. Верно ли, что гражданская война проходила с 1918-1921?(Неверно)(1918 _1922)
8. Верно ли, что выход России из Первой Мировой войны был в 1918 году? (Верно)(Брестский мир.3 марта)
9Верно ли .что общее название всех направлений в изобразительном искусстве первой половины 20 века модернизм ? (Верно)
10Верно ли ,что основное выразительное средство иманжинистов -метафора? (Верно )
11Верно ли ,что Есенин входил в группу новокрестьянских поэтов ?(Верно ) (Просмотр таблицы)
4 Подведение итогов викторины .5. Учитель: - Поэтов называют художниками. Поэт рисует словом , а художник красками передает красоту мира. Русские художники тоже передавали свою любовь к родному краю в картинах. Рассмотрим некоторые из них (1 Левитан «У озера» , 2 Репин «Бурлаки на Волге» , 3 Шишкин «Утро в сосновом лесу», 4 Айвазовский «Ялта»)
- Что объединяет все эти картины ? (Чувство любви к Родине)
6Учитель: - Любовь Есенина к Родине бесспорна. Судьба Есенина была тесно связана с судьбой страны. Давайте с вами вспомним биографию поэта ( Презентация «Биография Есенина»)
7 Время Есенина –время крутых поворотов в истории страны. Это не могло не отразиться на творчестве поэта .Нам предстоит это доказать ,опираясь на творчество поэта.
( Анализ стихотворений С.Есенина)
I.Чтение учителем стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная… " (1914г)
С.р. Риза -церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
-Какую Русь изображает поэт?(Деревенскую, крестьянскую) -Можно ли назвать стихотворение клятвой на верность родине?
Учитель: Есенину довелось побывать во многих странах. Стихотворение было написано в 1914г.К этому моменту Есенин уже жил в Москве, стал достаточно известным. Тем не менее ,он прощая России грязь, разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян любил свою родину такой, какая она есть.

Учитель : 2- Есенинская лирика уникальна тем ,что в ней нет отдельных разделов ,посвященных теме Родины. Эта тема звучит в каждом его стихотворении . Я вам предлагаю прочитать стихотворение Есенина"Береза".Оно было написано поэтом в возрасте 18 лет ,когда Есенин только покинул родителей ,дом ,деревню Константиново.
Может, вы спросите ,причем стихотворение «Береза» и тема Родины ? Я вам отвечу словами самого Есенина : «Моя лирика жива одной любовью ,любовью к родине .Чувство Родины-основное в моем творчестве»
II.(Чтение учащимися стихотворение «Береза»)
Учитель- Почему , на ваш взгляд ,Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы?(Береза-символ духовной чистоты для поэта)
-Как меняется настроения лирического героя?(I-ч поэт восхищается природой, описывает березу ,как горделивую русскую девушку,II-ч чувство грусти и тоски)
III.Чтения стихотворения «Край любимый ! Сердцу снятся …»
Учитель- На какие две условные части композиционно можно разделить это стихотворение?(1-ч дорогой сердцу пейзаж поэта,2-ч философское размышление поэта о проходящем земном счастье)
-Какие слова из этого стихотворения оказались пророческими?(«Я пришел на эту землю ,чтоб скорей её покинуть»)
IV.Выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом»
-Какой эпитет применяет Есенин, описывая Родину?( голубая Русь)
-С чем себя сравнивает поэт? Почему? (Со старым кленом .Душа поэта прошла большие переживания ,разочарования)
Учитель- В 1923 году ,объездив всю Европу и Северную Америку . Есенин возвращается домой .Поэт чувствует одиночество и разочарование .Он расстается с Айседорой Дункан.
V.Поэт пишет стихотворение «Дорогая ,сядем рядом…»
Учитель-Это стихотворение является образцом любовной лирики поэта ,который мечтал о спокойных и чистых отношениях с женщиной. Но и здесь чувство любви к женщине смешано с чувством любви к родине ,к родным просторам. Несмотря на бурную жизнь ,погоню за коммунистическими идеями ,завидную знаменитость , поэт чувствует себя хорошо только наедине с природой ,близь родных полей и рек.
Учитель- Итак ,ребята, у вас накопились желтые листья в ходе нашего урока. Я вам предлагаю подойти к доске и закрепить их к стволам.
-Что вам напоминает получившееся? ( Осенний пейзаж , золотую рощу.)
-Конечно -же ,мы не можем обойтись сегодня без знаменитого стихотворения «Отговорила роща – золотая…»Предлагаю вам её прослушать в исполнении известной Российской певицы Надежды Кадышевой .Для этого все должны расслабиться ,сосредоточиться на музыке и попытаться мысленно оказаться в золотой роще.(Песня «Отговорила роща золотая….»)
8.Учитель: - Развивается ли тема Родины в творчестве Есенина?
- что объединяет стихотворения , написанные в разные периоды жизни? Какое чувство осталось незыблемой в поэзии Есенина?
9. Учитель : - Томик стихотворений Есенина когда-то попался мне в руки. Его стихи меня поразили. Мне хотелось ему подражать. Я пыталась писать стихи. Может быть, оны были не так хороши, как стихи великого поэта, но одно из них я вам прочитаю.
Есенинская Родина- прекрасная страна, Где под окном береза белая видна ,
Где рощи золотые поникли у озер
И куст рябины красной горит , будто костер!
Она нас покорила , она нас увлекла –
Есенинская Родина – прекрасная страна.
10. Итоги урока .(Рефлексия )
-Ребята ,мы завершаем урок . Продолжите фразы :
1 Меня удивило…..
2 Я узнал ,что ….
3 Мне захотелось ….
4 Я попробую…
5 Было трудно…
6 Я смог…
7 Я приобрел…
8 Я понял ,что…
Учитель : Ребята ,я надеюсь ,что эта наша беседа ,совместная работа оставит в ваших сердцах след. Она поможет вам не только сдать успешно экзамен по литературе ,но и поможет вам понять то, какое знамение в жизни каждого из нас имеет слово Родина ,поможет и осмыслить значение того кусочка земли , где вы выросли .Любите свою Родину, цените её , как ценил Есенин!
Я вам желаю быть истинными патриотами нашего маленького Дагестана с большим многонациональным сердцем.