С. Есенин «Песнь о собаке». Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина.


Урок литературы в 7 классе
Учитель: Григорьева С.Н.
Тема: С. Есенин «Песнь о собаке». Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина.
Цель: обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики; углубить творческие способности учащихся, развивать образное видение, совершенствовать навыки анализа художественного произведения; воспитывать у ребят чувство сопереживания, милосердия и любви «ко всему живому на земле».
Оборудование: портрет С.Есенина; фотографии и иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством С.Есенина «Песнь о собаке»; компьютер.
Ход урока
Повторение.
Чтение наизусть стихотворений «Белая береза», «Поет зима, аукает», «Спит ковыль. Равнина дорогая».
(На экране слайды с изображением зимнего пейзажа, берез).
Беседа.
Знакомы ли вам эти стихи?
Кто их автор? (На экране портрет С.Есенина).
О чем эти стихи?
О чем же нам сегодня предстоит поговорить на уроке? Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Новая тема:
Итак, у нас в гостях Сергей Александрович Есенин.
Ученик рассказывает о С.Есенине. (На экране изображение С.Константиново).
Слово учителя:
Тема Родины, России - главная в его творчестве. Нередко черты Родины проступают в таких конкретных образах, как береза, клён, липа. В этом проявляется вся глубинная связь Есенина с родной природой. Ведь, для русских, как и для других народов, огромную роль в жизни играют лес, деревья.
Многие свои произведения Есенин называл песнями. Например, «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «Песнь о великом походе», «Песня», а о себе говорил: «Буду петь», «Мое степное пенье», «Засосал меня песенный плен».
В семье Есенина все любили песни, и хорошо их пели дед, отец и мать. Любил петь под гитару и сам поэт. Песня была для Есенина воплощением высоких народных чувств и нравственных идеалов.
Не случайно немало стихов Есенина положено на музыку. К его творчеству обращались многие русские композиторы, которые написали музыку ко многим стихотворениям Есенина.
В своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Есенин, как бы подводя жизненные итоги, говорит:
…И на этой земле угрюмой.
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
Действительно, поэт с неизменной любовью и нежностью рассказывал в своих стихах «о братьях меньших». И сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Песнь о собаке». (Звучит фонограмма «Песнь о собаке»)
- М. Горький особенно любил это стихотворение. (Из воспоминаний М.Горького.)
4.Словарная работа:
Ржаной - от слова рожь- злак из которого пекут хлеб
Закут- хлев для мелкого ската, а также чулан, кладовая в избе.
Высь - высоко над землей, в вышине.
Подачка- кусок еды, брошенный животному.
Анализ стихотворения:
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какова основная мысль стихотворения? Как автор показывает свое отношение к происходящему?
- Какие картины изобразил Есенин в стихотворении? (Счастье матери).
- Случайно ли поэт взял число 7?
- Как Есенин изображает счастье, любовь собаки?
- Как изображает автор хозяина? (эпитет - хмурый, глагол - поклал)
- Найдите строчки, где говорится о том, как хозяин утопил щенков. Как вы их понимаете? Что хотел передать автор в этих строках? (Поэт, говоря, казалось бы, самыми простыми словами, умеет передать глубокие мысли о нераздельности всего живого на земле. В этих строчках как- будто сама природа долго-долго оплакивает щенков; автор передает чувство жалости, сострадания.)- Как автор передает горе собаки? (Метафора - покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег).
- Случайно ли у хозяина нет имени, а у собаки клички?
- Что противопоставил Есенин в стихотворении? (Противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности её хозяина).
- Что, по- вашему, означает эпитет «хмурый»? (Хозяин - злой человек, ему чужды человеческие чувства, и топить щенят для него привычное дело. А может, это слово говорит нам о том, что хозяину неприятно все это, и хмурый от того, что ощущает жестокость, бесчеловечность своего поступка?)- Найдите в стихотворении такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно. («В синюю высь звонко глядела она скуля»). Все сдвинуто: не звонко скулила, а наоборот. Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?
-Найдите в тексте односоставное предложение. («Когда бросят ей камень в смех». Есенин хотел сказать, что, видимо, так бывало не раз и не один человек так поступал) .- Итак, о чем же говорит поэт читателю? О чем заставляет задуматься? Сделайте вывод.
Вывод: Трагедия собаки – матери становится близкой человеческому сердцу. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным.
Есенин учит нас милосердию.
Закрепление: 1.Выразительное чтение стихотворения учащимся.
2.Слово учителя: Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле? Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью»
(Слайд)
Есенин, дай на счастье нежность мне.
К березкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему живому на земле,
Что мы с тобой так бесконечно любим.
Е.Евтушенко
Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворение, нарисовать иллюстрацию