«Ранняя лирика Анны Ахматовой»

МБОУ «СОШ № 96»
г. Барнаул
предмет: литература
класс: 11
учитель: Пушкарева Елена Геннадьевна




Тема урока: «Ранняя лирика Анны Ахматовой»



































Ранняя лирика Анны Ахматовой

Цели:
обучающая: дать представление о личности поэта, обозначить своеобразие ранней лирики, показав специфику поэтических образов и мотивов;
развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал;
воспитывающая: пробудить интерес к лирическим стихотворениям.
Оборудование: выставка книг А.А.Ахматовой, портреты и фотографии поэта.
Тип урока: урок изучения нового материала



Ход урока

1. Организационный момент
2.Объявление темы, цели урока
3.Изучение нового материала

1. Слово учителя

- А. А. Ахматова (Горенко) родилась в 1889 году. А.Ахматова прожила долгую творческую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Но на этом уроке мы будем говорить только о раннем творчестве поэта. А.Ахматова была талантливым, красивым, величественным, цельным и скромным человеком. Вот как она пишет о себе в воспоминаниях.
2. Комментированное чтение фрагментов краткой биографии А.Ахматовой «Коротко о себе» и стихотворений из сборника «ВЕЧЕР» ( «Первое возвращение», «В Царском Селе»),

* Первая учебная ситуация
- С кем неразрывно связаны воспоминания А.Ахматовой о Царском Селе?
- Раскройте смысл наиболее понравившихся фраз
- В чём своеобразие стихотворений?
- Выпишите из стихотворений эпитеты, сравнения, метафоры
Слово учителя
- А вот как вспоминают А. Ахматову её современники:
близкая подруга В.С.Срезневская
« Совсем маленькой девочкой она писала стихи. И отец в шутку называл её поэтом.
Непокорная и чересчур свободолюбивая, она в семье была очень любима, но не пользовалась большим доверием. Все считали, что она может наделать много хлопот: уйти на долгое время из дома, не сказав никому ни слова, или уплыть далеко-далеко в море, вскарабкаться на крышу – поговорить с луной»
«Аня писала стихи, очень много читала дозволенных и недозволенных книг и очень изменилась внутренне и внешне. Она очень выросла, стала стройной, с прелестной хрупкой фигурой, с черными, очень длинными и густыми волосами, прямыми, как водоросли
Аня свои самые ранние стихи, к сожалению, не сохранила. Могу сообщить одну, и довольно существенную, черту в её творчестве: предчувствие своей судьбы»
поэт, переводчик В.А.Пяст:
«На первых же осенних собраниях Академии стала появляться очень стройная, очень юная женщина в темном наряде Нам она была известна в качестве «жены Гумилёва». «Комплиментщик» Вячеслав Иванов заставил её однажды выступить «в неофициальной части программы» заседания Академии. Я помню стихи, которые читала Анна Ахматова, - то есть помню, что среди них было:
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла
Это стихотворение и все другие, читанные Ахматовой в тот вечер, были в скором времени напечатаны. Между тем, как слышно было, она вообще только начала писать стихи. Дело в том , что Анна Ахматова сразу, выросши, выросла поэтессой и с первых шагов стала в ряды наиболее признанных, определившихся русских поэтов»

Её творчество получило высокую оценку у В.Иванова и М.Кузмина. Простым, незаметным вещам А.Ахматова умела придать особую значимость, значительность. Поэт мало говорит о душевном состоянии своих героев, но точно найденная метафора, звонкий слог, лёгкий ритм, простая лексика передают и предельное напряжение, и необыкновенную глубину ахматовских стихов.
- Читаем и комментируем стихотворение из сборника «ВЕЧЕР»(1912) «Песня последней встречи»,подготовленное дома. Отмечаем точность и тонкость передачи переживаний лирической героини, глубину и содержательность стихотворений при небольшом их объёме, простоту слога, умение обрисовать характер одним жестом, интонацией, репликой:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки передаётся этой невольной неправильностью.
* Вторая учебная ситуация
- Какие интонации преобладают в стихотворении?
- О чём говорит его название?
- Отметьте особенности поэтического языка

.Эйхенбаум сравнил ранние стихи А.Ахматовой с «большим романом». Действительно, там есть герои Она и Он, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. И неизменно- неразделённость чувства, разлука, «невстреча». В лирике А.Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной, гордой. Содержание жизни героини- любовь, все её оттенки- от предчувствия любви до «страсти, раскалённой добела».

Второй сборник А.Ахматовой «ЧЁТКИ»(1914) ещё больше укрепил успех её поэзии. Читаем и комментируем стихотворение «Вечером» из этого сборника.
* Третья учебная ситуация
- Каким настроением пронизано стихотворение?
- Отметьте особенности поэтического языка.
- В сборнике «ЧЁТКИ» «роман» развивается, часто переплетаясь с урбанистической темой. Героем лирики А.Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый». Для акмеистов северная столица не только тема, но и стилеобразующее начало: строгость Петербурга, его «классичность» требовали и соответствующей поэтики.
Углубляется мотив непонимания, отчуждённости:
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине- нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обострённого чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придаёт стихам необычайную художественную и психологическую убедительность. Приметы Петербурга здесь- знак разлуки.
В стихотворении, посвящённом А. Блоку,- рассказ о встрече с ним в петербургской квартире:
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Образы героев и города неразрывно слиты, затянуты бережной дымкой восторженного и почтительного воспоминания.
3. Сообщение- доклад учащегося «Портреты А.Ахматовой».


4. - Война 1914 года прямо и косвенно отозвалась во многих стихотворениях Анны Андреевны (мотивы мужа- воина, битвы, разлуки). Уже в «Чётках», а особенно в третьем сборнике «БЕЛАЯ СТАЯ»(1917), меняется манера поэтессы. «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой»,- писал О. Мандельштам: мотивы отрешённости, смирения, отказа от мира, торжественно-замедленная речь, классичность, всё чаще имя Господне:
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.
Подготавливается переход к поздней лирике, включённой в широкий исторический контекст, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, её назначения. В стихотворении «Уединение»(1914) появляется образ героини, близкой пророку М.Лермонтова:
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен

Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, а спокойно и мужественно принимает возложенную на неё миссию. Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и последний луч солнца, и ветер северного моря. Возникает образ Музы, созданный с помощью синекдохи (Справка: синекдоха- частный случай метонимии, когда часть обозначает целое):

А недописанную мной страницу-
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
В стихотворениях 1915 года тема предназначения поэта углубляется, восходит к пушкинской традиции:
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу - зренье
Или актёру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это значит сами-
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Именно с пушкинской традицией связана свойственная А.Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

Подведение итогов урока

1. Беседа
* Каковы особенности поэтики ахматовских стихотворений?
* Считаете ли вы, что ранняя лирика А.Ахматовой – новеллы о любви и жизни?

2. Слово учителя
- Сегодня вы познакомились с ранней лирикой А.А.Ахматовой, с её горькими и светлыми, всегда острыми стихами-афоризмами с предельно сжатыми сюжетами о любви, и со стихами, открытыми во внешний мир – «царскосельскими», насыщенными тихим и задумчивым лиризмом, и с «петербургскими», в которых ситуация может превращаться в символическое признание-изречение о «вечной» связи с городом:
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда
Поздняя А.Ахматова во многом – другая, и вам предстоит скорая встреча.







.

Домашнее задание.

1. Письменная работа « Что я открыл (а) сегодня в стихотворениях А.Ахматовой? В себе? В окружающих?»
2. Выучить стихотворение из ранних сборников.










15