Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур светской этики» по теме: «Ценность рода и семьи» (по модулю «Основы светской этики»)





Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур
светской этики»

по теме: «Ценность рода и семьи»

(по модулю «Основы светской этики»)














Выполнила: Заплатина
Марина Александровна
Цель урока: сформировать у обучающихся осознанное понимание слова «семья», через знакомство с семейными традициями.
Задачи:

1. Раскрыть понятие «семья», «род», «семейные традиции».
Закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках.
2. Способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
3. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру, формировать у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Универсальные учебные действия:
познавательные
1. Смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации.
2. Делать выводы на основе анализа объектов.
3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
.
регулятивные
1. Целеполагание, планирование.
2. Принимать и сохранять учебную задачу.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные
1.Умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения
2. Оформлять свои мысли в устной форме.

личностные
1. Смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Основные понятия урока: семья, род, семейные традиции.
СОТ: технология использования игровых методов, коллективная система обучения, технология исследовательской деятельности, технология проблемного обучения.



Ход урока
1. Организационный момент
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

2. Определение темы урока.
Ребята, посмотрите, перед вами лежит кроссворд, давайте его отгадаем и узнаем тему нашего урока. (Приложение 1)
Какое главное слово получилось?
(семья)
Как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке?
(о семье, о традициях семьи и т.д.)
Сегодня тема нашего урока «Ценность рода и семьи». Мы будем говорить о семье, семейных традициях.
Ребята, а как вы понимаете это слово «семья»? На своих листочках нарисуйте или напишите, что возникло в вашем воображении, когда вы услышали это слово.
(обучающиеся рисуют или пишут, как они понимают, что такое «семья»)
Давайте, посмотрим и послушаем, что у вас получилось.
(дети высказывают своё мнение)
Теперь откройте словари, которые у вас на столах и, работая в паре, посмотрите, какое определение у слова «семья».
(обучающиеся работают со словарями)
Какое определение вы нашли?
(Семья – это 1)группа живущих вместе близких родственников; 2) объединение людей, сплоченных общими интересами.)

3. Постановка проблемы урока. Работа с учебником.
Ребята, давайте прочитаем текст на странице 42 и определим проблему урока.
(обучающиеся читают текст)
Сравните мнение ребят о семейных традициях: в чем они противоречат друг другу? Какой можно задать вопрос?
(дети сравнивают мнения и свои варианты с вариантами авторов)
На этот вопрос в течение урока мы и должны с вами дать ответ.
Можете сразу дать ответ на этот вопрос «Почему надо уважать семейные традиции?»
(чтобы никого не обидеть, сделать родным приятное и т.д.)

4. Физминутка
Сейчас, если я буду называть родственников, вы будете приседать, а если кого-нибудь другого подпрыгивать вверх.
(бабушка, одноклассник, тётя, дядя, коллега, сотрудник школы, брат, учитель)

5. Изучение нового материала.
Сейчас мы будем в роли исследователей. У вас у каждого на парте лежит человечек разных цветов, возьмите любого в руки. Кто взял красного, это первая команда, зеленого – 2, а синего - 3 команда.
Теперь сядьте за столы по командам. Сейчас свою команду разделите ещё по подгруппам: 1- художники, 2 – докладчики.
(обучающиеся садятся по правилам и выполняют все задания учителя)
А сейчас слушаем задание.
Первая группа работает на странице 43. Готовит доклад по теме «Как появилась семья?», подкрепляя его рисунками по этой теме.
Вторая группа работает на странице 44. Готовит доклад по теме «Зачем семье нужны традиции?». Вам необходимо также нарисовать примеры семейных традиций.
Третья группа работает на странице 45. Ваша задача изучить схему и определить, что дает человеку его семья и покажите это с помощью рисунков.
Поднимите руку, кому не понятно задание.
На выполнение работы вам дается 20 минут, затем будем заслушивать ваши доклады.
(обучающиеся работают группами по заданию)
Давайте будем проверять.
(обучающиеся выступают со своими докладами и рисунками к ним)
Хорошо, а сейчас, будем работать все вместе, коллективно. Перед вами лежат разрезанные пословицы про семью, давайте их соберём.
(В гостях хорошо, а дома лучше. В своём доме и стены помогают. Вся семья вместе, так и душа на месте. Куда мать, туда и дитя.)

6. Итог урока. Рефлексия.
Сделайте вывод, по проблеме, которую мы поставили в начале урока.
(дети высказывают своё мнение)
Давайте прочитаем вывод на странице 46.
Завершить наш урок я хочу стихотворением.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Ребята, а сейчас, если вам понравился урок прикрепите на доску, красного человечка, если нет – синего.

7. Домашнее задание.
Подготовить один из предложенных проектов, темы проектов представлены на стр. 47.










Приложение 1.



с
е
с
т
р
е
н
к
а



д
е
д







м
а
м
у









ь







т
ё
т
я






























1. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя старшая... (сестренка)

2. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)

3. Ты трудилась, ты устала
И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить
Утром в окна не светить:
Не вставай так рано,
Не буди ты... (маму)

4. Мамы старшая сестра
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)


 

15