Рабочая программа по предмету ОРКСЭ, 4 класс, обеспечена учебным пособием «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, авторы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ОРКСЭ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета разработана на основе программы «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс» (2013, составитель И.В. Метлик) и обеспечена учебным пособием «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, авторы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной (под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014).
Программа «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» – это программа формирования знаний обучающихся, установок, личностных ориентиров и норм их поведения, направленная на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
1 февраля 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены и изменения в Базисный учебный план, согласно которым на изучение ОРКСЭ и соответственно Основ православной культуры по выбору семьи школьника в 4 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Введение в исламскую духовную традицию. Введение в буддийскую духовную традицию. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:
Янушкявичене О.Л. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Янушкявичене, О.Л. Рабочая тетрадь к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной, под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / О.Л. Янушкявичене, Т.В. Комарова, Е.Ф. Теплова, Ю.С. Васечко; под ред. И.В. Метлика – М.: «Русское слово-учебник», 2014
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- МФУ (принтер, сканер и копир);
- телевизор;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культурыПоиск презентаций по тематике православной культуры (по ключевым словам). http://www.myshared.ru/category/1/Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре. http://svetoch-opk.ru/Курс занятий. http://vologda-eparhia.ru/category/методические-материалыОсновы православной культуры. Издательский дом «1 сентября». http://vos.1september.ru/12 уроков Православия. http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.htmlПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно ФК ГОС (2004 г.) в результате изучения «Основ православной культуры» в рамках ОРКСЭ ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия православной культуры;
историю возникновения православной культуры;
особенности и основные традиции православного христианства;
описание основных содержательных составляющих Библии как Священного Писания Церкви, православных храмов, праздников и святынь;
уметь:
описывать изученные феномены, явления православной культуры;
устанавливать взаимосвязь между православной религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, российского общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной нравственной культуры, традиции;
строить отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Согласно ФГОС начального общего образования (раздел II) «Требованиям к освоению основной образовательной программы начального общего образования» предметные, метапредметные и личностные результаты изучения Основ православной культуры в рамках ОРКСЭ должны отражать:
предметные результаты:
1) готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
2) знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;
7) осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;
метапредметные результаты:
1) овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры;
личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;
8) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В течение учебного года рекомендуется провести три диагностических работы.
Стартовая диагностика в начале учебного года в форме анкетирования с целью выявления исходных знаний учащихся по предмету и исходного отношения к учебному предмету.
Диагностика в конце первого полугодия в форме анкетирования с целью выявления уровня полученных знаний учащихся по изученной тематике; отношения к урокам по ОПК (психологическая комфортность работы на уроках, отношение к учебе, учебному предмету, проблемы); ориентации в интересах учащихся для планирования подготовки проектных работ.
Итоговая диагностика в конце учебного года в форме анкетирования с целью выявления отношения к учебному предмету; защита и оценивание творческих работ учащихся.
В целом комплексная система оценивания результатов образования учащихся по «Основам православной культуры» с учетом специфики содержания предмета духовно-нравственной воспитательной направленности и новизны предметной области по религиозным культурам и светской этике, а также имеющегося педагогического опыта может включать оценивание:
посещаемости учащимся уроков (в %);
активности учащегося на уроках;
качества ведения учебной тетради, папки с заданиями, рисунками, другими творческими работами (портфолио);
выполнения домашних заданий, текущих тестов, самостоятельных работ к отдельным урокам;
подготовки сообщений к урокам инициативно и по заданию учителя;
участия во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях;
участия в подготовке итоговых творческих проектов;
участия в школьных и других конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по «Основам православной культуры», Общероссийской олимпиаде школьников по «Основам православной культуры».
Использование отметочной системы (текущие отметки по пятибалльной шкале и итоговая отметка) может использоваться по выбору учителя и образовательного учреждения, если это представляется целесообразным, но желательно в дополнение к указанной выше оценке результатов образования.
Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний обучающимися. Подходы к оцениванию представлены следующим образом:
контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
самоконтроль;
фронтальная проверка знаний;
творческий отчет.
Одними из способов оценивания являются: наблюдение, анкетирование, тестирование, участие во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях; в конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по Основам православной культуры, Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры; активность в подготовке творческих проектов, творческий отчет, пополнение портфолио.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ ОРКСЭ

урока п/п
Дата Тема урока Кол-ство часов Содержание урока
(уроков) Планируемые результаты Вид контроля
План Факт Предметные Метапредметные и личностные (УУД) 1 Введение в предмет 1 Введение в предмет (содержание, время изучения, особенности организации образовательного процесса). Особенности изучения религиозной культуры, традиции в школе. Участие родителей, семьи. Содержание курса, учебника. Условные обозначения в учебнике. Особенности оценивания знаний по курсу. Культура, православная культура. Крещение Руси. Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России. Знать/понимать: место предмета в учебном плане, его общее содержание, способы учебной работы по курсу, оценивания знаний, участие родителей, семьи в учебном процессе, общее понятие культуры, православной культуры, о Крещении Руси, роль православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов в России.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между православной культурой и национальной культурой русского народа, других народов России.
Знать/понимать: общее понятие о религии, религиозной культуре, о православии как «восточном христианстве», равноправие граждан разной религиозной принадлежности, гражданское историческое и культурное единство общества, народов России.
Уметь: строить отношения с представителями разных культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных норм и ценностей.
Знать/понимать: понятия религиозной веры, любви как сущности Бога в православной христианской традиции, православную культуру как результат «встречи» человека с Богом, религиозные основы православной культуры.
Уметь: излагать свое мнение по поводу значимости нравственных начал в религии, соотносить понимание Бога в православной традиции с нравственными качествами любви, добра.
Знать/понимать: понятия Божественное Откровение и способы его передачи, Священное Предание, его составляющие, традиции, ее преемственности и воспроизводства в историческом времени.
Уметь: описывать православную традицию как духовную основу русской культуры, устанавливать взаимосвязь между явлениями православной культуры и ее создателями, излагать свое мнение по вопросу значения православной культуры в жизни людей, в истории России.
Знать/понимать: время создания и основные содержательные составляющие Библии как Священного Писания христиан, отношение христиан к Библии как святыни, значение Библии в православной культуре.
Уметь: описывать состав и содержание Библии.
Знать/понимать: библейское предание о Творении Богом Вселенной и человека, сущность человека как образа и подобия Бога в соответствии с христианской традицией, имена прародителей Адама и Евы.
Уметь: описывать в общих чертах свойства Бога как Творца и управителя в Творении, человека как образа и подобия Бога.
Знать/понимать: библейское предание о грехопадении первых людей, его сущность и последствия для человечества, понятие первородного греха и обетование людям о Спасителе.
Уметь: описывать библейское предание о грехопадении, выделять роли Адама и Евы в этом событии, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: причины ожидания Спасителя, содержание и духовное значение преданий об Авеле и Каине, Всемирном потопе, Вавилонского столпотворения, зависть как причину преступления, значение и возможность покаяния в любой ситуации, символическое значение Вавилонского столпотворения как безбожного дела.
Уметь: описывать библейские предания об Авеле и Каине, Всемирном потопе, Вавилонском столпотворении.
Знать/понимать: историю появления Десяти заповедей, содержание первых четырёх заповедей, понятие благоговения.
Уметь: описывать первые четыре заповеди Десятисловия, устанавливать взаимосвязь между нравственными нормами Десятисловия и формами поведения людей в православной традиции.
Знать/понимать: содержание шести заповедей Десятисловия об отношениях к ближним, людям, единство всех заповедей Закона Божия, слова Иисуса Христа о Ветхозаветном законе.
Уметь: описывать шесть заповедей Десятисловия об отношениях к ближним, людям, устанавливать взаимосвязь между нравственными нормами Десятисловия и формами поведения людей в православной традиции.
Знать/понимать: имена родителей Пресвятой Богородицы, историю жизни Богородицы Марии до Благовещения, обстоятельства Благовещения, традиции почитания этих событий в Церкви (праздники)
Уметь: описывать предание о детстве Богородицы Марии, о Благовещении Пресвятой Богородицы, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: историю Рождества Христова, участие в ней праведного Иосифа, пастухов, волхвов, смысл Имени Господа Иисус и слова «Христос», традиции празднования Рождества на Руси.
Уметь: описывать предание о Рождестве Христовом, объяснять значение этого события в православной культуре, устанавливать взаимосвязь между традициями празднования Рождества Христова и поведением людей в этот период, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: о почитании Бога-Троицы в христианской традиции, Иисуса Христа как Богочеловека, Иоанна Крестителя, его роль в евангельской истории, праздник Крещения Господня (Богоявления), евангельские рассказы о спасении Петра и исцелении расслабленного, значение веры в Бога, отношение Церкви к суевериям.
Уметь: описывать события Крещения Господня, евангельские рассказы о спасении Петра и исцелении расслабленного, излагать свое мнение о значении веры в Бога в жизни человека.
Знать/понимать: евангельские притчи о блудном сыне, потерянной овце, милосердном самарянине, их духовный и нравственный смысл, значение для человека любви и помощи Бога и его ближних.
Уметь: выделять особенности притчи как жанра словесности, соотносить содержание изученных евангельских притч с их духовным нравственным смыслом, устанавливать взаимосвязь между притчами и нравственными нормами в православной традиции, культуре.
Знать/понимать: значение Нагорной проповеди как основы христианского нравственного учения и его соотношение с ветхозаветными Десятью заповедями, смысл духовной нищеты, смысл смирения как христианской добродетели.
Уметь: описывать обстоятельства Нагорной проповеди, соотносить нравственное содержание Ветхого и Нового заветов, соотносить нравственный идеал заповедей блаженств с нормами православной нравственной культуры.
Знать/понимать: основное содержание второй – шестой заповедей блаженств, смысл понятий кротость, милосердие, чистота сердца в православной христианской нравственной культуре.
Уметь: описывать содержание второй – шестой заповедей блаженств, соотносить нравственное содержание этих заповедей с поведением людей.
Знать/понимать: основное содержание седьмой – девятой заповедей блаженств, заповедь Иисуса Христа о совершенстве человека и цели христианской жизни.
Уметь: описывать содержание седьмой – девятой заповедей блаженств, соотносить нравственное содержание этих заповедей с поведением людей, выделять особенность нравственного идеала жизни человека в христианской традиции.
Знать/понимать:
Уметь: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам, готовить сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: «золотое правило нравственности», данное Иисусом Христом, необходимость усилий в духовной жизни, нравственном совершенствовании, смысл неосуждения в православной традиции, идею личной нравственной ответственности каждого человека, отношение христиан к материальным благам, ценностям, к личным врагам человека.
Уметь: соотносить свое отношение к людям, нравственные формы поведения других людей с нормами православной нравственной культуры, традиции.
Знать/понимать: события Страстной недели, распятия и воскресения Иисуса Христа, Тайной вечери, периода до Вознесения, особенности праздника Воскресения Христова как главного праздника христиан, Церкви.
Уметь: описывать события Страстной недели, распятия и воскресения Иисуса Христа, Тайной вечери, периода до Вознесения, особенности праздника Воскресения Христова, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: содержание праздника Троицы, историю апостольской проповеди, особенности празднования Троицы на Руси, смысл события как начала Церкви Христовой, сущность Церкви как единства людей с Христом, Богом.
Уметь: описывать изученные события сошествия Святого Духа на апостолов, проповеди апостолов, начала Христианской Церкви, особенности празднования Троицы.
Знать/понимать: сущность и содержание церковных Таинств, происхождение и степени священства, апостольской преемственности.
Уметь: описывать основное содержание и смысл церковных Таинств, происхождение священства и степени священства в Церкви, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: общее понятие о церковном календаре и понимании праздника в Церкви, о том, как сохраняется память о значимых событиях в жизни Церкви, о почитании святых и сущности святости, о двунадесятых праздниках, именинах.
Уметь: ориентироваться в церковном календаре, описывать устанавливать взаимосвязь между православной религиозной культурой и творчеством писателей, художественной литературой.
Знать/понимать: описание основных элементов православных храмов, предназначение храма в православной традиции как места общего церковного богослужения, его устройство, основные элементы, значение алтаря и правила нахождения в нем, виды колокольного звона.
Уметь: описывать православный храм, его устройство, предназначение алтаря, колокольного звоня, иконостаса, Царских врат, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: икону как изображение священного, особенности икон в сравнении с картинами, значение символических средств изображения на иконах, понятие добродетели, отношение к иконам в православной культуре, традиции почитания икон на Руси, в христианском доме.
Уметь: описывать особенности изображения на иконах, отношение христиан к иконам, устанавливать взаимосвязи между православной культурой и историей Отечества, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: значение личных усилий и помощи Бога, святых в борьбе с грехом, нравственном совершенствовании человека, молитвы и поста в христианской культуре, жизни христианина, молитвослов, понятие воздержания.
Уметь: соотносить нравственные формы поведения людей с нормами православной нравственной культуры, описывать традицию поста, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: сведения о жизни святого Николач Мирликийском, времени и местах его служения, чудесах, его почитании в Церкви, особенностях почитания на Руси.
Уметь: описывать события жизни святого Николая Мирликийского,
готовить сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: сведения о святом Александре Невском, его роли в истории Отечества, защите веры и Церкви на Руси, отношение христиан к врагам Отечества.
Уметь: описывать события жизни святого Александра Невского.
Знать/понимать: сведения о жизни преподобного Сергия Радонежского, его роли в истории Отечества, Русской Церкви, о монашестве, монастырях, о преподобных как лике святых в Церкви.
Уметь: описывать события жизни преподобного Сергия Радонежского, устанавливать взаимосвязь между православной традицией монашества и поведением людей. отовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: о мучениках, исповедниках как ликах святых в Церкви, гонениях на Церковь в России в начале 20 века, членах семьи императора Николая II, их нравственных качествах и почитании в Церкви как страстотерпцев.
Уметь: описывать события жизни
семьи императора России Николая II, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: значение телесного и душевного труда в православной культуре, традиции.
Уметь: описывать значение телесного и душевного труда в православной культуре, традиции, излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, российского общества.
Знать/понимать: основные изученные понятия православной культуры, историю, особенности и основные изученные традиции. православного христианства
Уметь: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Знать/понимать: основные изученные понятия православной культуры, историю, особенности и основные изученные традиции.
Уметь: представлять полученные знания по курсу в форме презентации коллективного творческого проекта. Личностные:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.
Коммуникативные:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Текущий
2 Россия — наша Родина 1 Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России. Религия, религиозная культура. Православие как «восточное христианство». Равноправие граждан России по признаку отношения к религии и религиозной принадлежности. Веротерпимость в отношениях последователей разных религий в России. Россия — наша Родина. Устный опрос
3 Самая главная встреча 1 Вера в Бога. Совесть как «голос Бога» в душе человека. Любовь как сущность Бога. Проявления Божественной любви в мироздании, в жизни человека. Православная культура как встреча человека, людей с Богом. Текущий
4 Введение в православную традицию 1 Божественное Откровение, способы его передачи. Священное Предание Церкви, что его составляет. Понятие традиции, православная христианская традиция. Православная христианская традиция как основа русской национальной культуры. Развитие православной традиции, культуры в истории и современности. Православные христиане как творцы православной традиции. Фронтальный опрос
5 Есть только одна Книга 1 Священное Писание христиан — Библия. Время создания Библии, её авторы. Отношение христиан к Священному Писанию. Состав Библии, Ветхий и Новый Заветы. Значение Библии в православной культуре. Текущий
6 Бог — Творец мира 1 Бог — Творец Вселенной. Бог — Господь, управитель творения. Творение человека, прародители человечества Адам и Ева. Человек как образ и подобие Бога. Прародители в раю. Текущий
7 История одного предательства 1 Библейское предание об искушении прародителей. Грех. Грехопадение прародителей, его сущность и последствия. Первородный грех. Обетование людям о Спасителе. Текущий
8 В ожидании Спасителя 1 Человечество в ожидании Спасителя. Ветхозаветные предания о жизни людей до Рождества Христова. Каин и Авель. Зависть и братоубийство. Значение покаяния. Предание о Всемирном потопе. Праведный Ной. Вавилонское столпотворение. Разрушение Богом Вавилонской башни. Вавилонское строительство как образ безбожного делания, предприятия. Устный опрос
9 Возлюби Господа Бога твоего… 1 Десять заповедей. Пророк Моисей. Содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу. Первая заповедь о единобожии. Идолопоклонство. Вторая заповедь закона Моисея. Что может быть «кумиром» в жизни человека. Третья заповедь закона Моисея. Понятие благоговения. Четвертая заповедь о субботнем дне. Воскресный день в христианской традиции. Текущий
10 Возлюби ближнего твоего… 1 Заповеди закона Божия об отношении к людям, ближним. Пятая заповедь о почитании родителей. Шестая заповедь о запрете убийства. Седьмая заповедь о сохранении верности. Восьмая заповедь о запрете кражи. Девятая заповедь о запрете ложного свидетельства. Десятая заповедь о запрете зависти. Единство всех Десяти заповедей. Иисус Христос о смысле всех Десяти заповедей. Текущий
11 Девочка, Которая стала Храмом 1 Иоаким и Анна — родители Богородицы Марии. Детство Марии. Богородица Мария при Иерусалимском храме, в доме старца Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил. Праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы. Текущий
12 «В яслях спал на свежем сене
тихий крошечный Христос…» 1 Новый Завет Библии о Рождестве Иисуса Христа. Иосиф и Богородица в Вифлееме. Иисус — Спаситель. Христос — Мессия. Поклонение пастухов, волхвов, их дары. Праздник Рождества Христова в Церкви. Традиции празднования Рождества Христова на Руси. Святки. Устный опрос
13 Сын Человеческий 1 Бог-Троица в православной христианской традиции. Тайна Бога-Троицы, о познаваемости Бога. Иоанн Креститель, Крещение Господне. Праздник Богоявления. Иисус Христос — Богочеловек. Евангельские рассказы. Спасение Петра на водах. Значение веры в жизни христианина, отношение к суевериям. Исцеление расслабленного, значение помощи ближних в спасении человека. Текущий
14 Притчи Иисуса Христа 1 Притчи как литературный жанр. Притча о блудном сыне. Значение покаяния и милосердия. Притча о потерянной овце. Значение любви Бога в жизни человека. Притча о милосердном самарянине. Значение милосердия к ближним.
Устный опрос
15 Как стать счастливым. Часть 1 1 Нагорная проповедь Иисуса Христа.
Девять заповедей блаженств. Блаженство как состояние внутренней радости человека в единстве с Богом. Заповеди блаженств в их отношении и связи с Десятью заповедями Ветхого Завета.
Первая заповедь блаженств о духовной нищете. Грех гордыни. Смирение как христианская добродетель. Текущий
16 Как стать счастливым. Часть 2 1 Вторая заповедь блаженств. Значение покаяния. Третья заповедь блаженств. Кротость как добродетель. Четвертая заповедь блаженств о желании правды. Стремление к истине, добру как христианская добродетель. Пятая заповедь блаженств. Милосердие в христианской нравственной культуре. Грех как преступное бездействие. Шестая заповедь блаженств в сердечной чистоте. Текущий
17 Как стать счастливым. Часть 3 1 Седьмая заповедь блаженств о миротворцах. Восьмая заповедь блаженств, важность следования правде, отстаивания истины в жизни человека. Девятая заповедь блаженств о гонениях за правду, Христа. Заповедь Христа о совершенстве человека, цели христианской жизни. Текущий
18 Планирование учебных проектов 1 Определение проектных групп учащихся. Обсуждение тематики и содержания проектных работ с учащимися. Определение форм взаимодействия школьников в проектных группах и с учителем, порядка и сроков подготовки проектных работ. Текущий, фронтальный опрос
19 Подвиг христианской жизни 1 «Золотое правило нравственности» в учении Иисуса Христа, его отличие от «негативного» варианта правила (не делай другому того, чего не хотел бы себе). Духовное усилие в жизни христиан, отказ от греха. Заповедь неосуждения в православной нравственной культуре (ненавидеть грех, а не грешника). Личная нравственная ответственность человека. Отношение христиан к земным благам, к личным врагам. Заповедь Иисуса Христа о любви. Текущий
20 Крестный путь и Воскресение 1 Вход Господень в Иерусалим, вербное воскресенье. Предательство Иисуса Христа одним из учеников. Страстная неделя. Тайная вечеря. Распятие Иисуса Христа. Благоразумный разбойник. Воскресение Иисуса Христа. Праздник Воскресения Христова (Пасха). Явления Иисуса Христа ученикам. Вознесение Иисуса Христа. Текущий
21 Церковь — корабль спасения 1 Сошествие Святого Духа на апостолов. Благодать. Праздник Троицы. Апостолы Иисуса Христа, апостольская проповедь. Празднование Троицы на Руси. Образование христианской Церкви. Церковь как единство верующих во Христе. Текущий
22 От рождения до вечности 1 Церковь как единство верующих во Христе, присоединение человека к Церкви. Таинства. Священнослужители в Церкви, апостольская преемственность. Таинства Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причащения, Венчания, Елеосвящения. Христианская семья. Таинство Священства, степени священства. Текущий
23 Каждый день праздник 1 Церковный календарь. Святые люди, их почитание в Церкви. Жития святых, лики святых. Понятие праздника в православной культуре. Двунадесятые праздники. Пасха Христова — главный праздник Церкви. Именины. Православный праздник в русской литературе. Устный опрос
24 Дорога к храму 1 Православный храм как место общего богослужения в Церкви. Церковные колокола, виды колокольного звона. Крест в православной христианской традиции. Устройство православного храма. Алтарь, правила нахождения в алтаре. Иконостас. Царские врата. Фронтальный опрос
25 Икона — окно в Божий мир 1 Икона (образ) как образ священного. Кто и что изображается на иконах. Особенности иконы в сравнении с художественной картиной (отсутствие перспективы, тени и др.). Символ, символические средства изображения на иконах. Нимб. Свет на иконах. Добродетели. Отношение православных христиан к иконам, почитание икон на Руси. Красный угол в христианском доме. Текущий
26 «Героем тот лишь назовётся…» 1 Личные усилия и помощь Божия в борьбе человека с грехом. Помощь святых. Молитва и пост как духовное оружие в борьбе с грехом. Молитва в жизни христиан. Молитвослов. Пост — обучение воздержанию. Текущий
27 Пастырь добрый 1 Николай Чудотворец, рассказ о нём. Почитание святого Николай Мирликийского в Церкви, особенности почитания на Руси. Память Святого Николая в церковном календаре. Текущий
28 «Не в силе Бог, а в правде!» 1 Святой князь Александр Невский, рассказ о нём. Роль князя Александра Невского в русской истории, защите веры и Церкви на Руси. Отношение христиан к врагам Отечества. Текущий
29 Жизнь как горящая свеча 1 Преподобный Сергий Радонежский, рассказ о нём. Монахи в Церкви. Преподобные как лик святости в Церкви. Троице-Сергиева лавра. Благословение Дмитрия Донского и его воинства. Текущий
30 Любовь сильнее смерти 1 Мученики, исповедники как лики святых в Церкви. Гонения на Церковь, христиан в начале 20 века в России. Семья императора России Николая II, рассказ о ней. Царственные страстотерпцы, их отношение к личным врагам. Текущий
31 Заключение. Богатыри 1 Труд души и физический труд в православной культуре, образе жизни христиан. Отношение к труду в православной культуре. Честность в труде. Необходимость учиться труду и добру. Текущий
32-33 Подготовка творческих проектов учащихся 2 Консультирование и помощь педагога учащимся в подготовке итоговых творческих проектов, работ по православной культуре. Текущий
34-35 Представление творческих проектов учащихся 2 Организация и проведение в школе фестиваля духовной культуры с участием родителей школьников. Представление творческих проектных работ учащихся по изученной тематике православной культуры, обсуждение, подведение итогов обучения по курсу. Итоговый