Урок литературы Уильям Шекспир Ромео и Джульетта

Тема: Эпоха Возрождения. Уильям Шекспир. Трагедия великой страсти
Цель:
Расширить знания учащихся об Уильяме Шекспире, изучить особенности эпохи Возрождения, трагедии как жанра художественной литературы, реализма как направление в литературе.
Развивать умения анализировать текст, выразительно читать произведение, строить монологическое высказывание, участвовать в беседе.
Воспитывать доброту, порядочность, учить выстраивать взаимоотношения со сверстниками и родителями.
Оформлении: Презентация (порт реет писателя, иллюстрации к произведению и др.)
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы изучали произведения русской литературы XVI-XVII веков. Сегодня мы заглянем в эпоху Возрождения Англии и познакомимся с гениальным английским писателем Уильямом Шекспиром и его знаменитой трагедией «Ромео и Джульетта».
Что вы знаете об эпохе Возрождения?
Подробнее о Возрождении нам расскажет ,,,
Возрождение, или Ренессанс – переломная в истории европейской или мировой культуры эпоха, отмеченная бурным расцветом изобразительного искусства и литературы XV-XVI в.
Идеалом мыслителей и художников эпохи Возрождениябыл универсальный человек, т.е. человек, стремившийся к постижению самых разных областей знания, сочетающий любовь ко всем проявлениям живой жизни с духовным богтством.
В истории литературы эпоха Возрождения связана с формированием раннего реализма, который так и обозначается как реализм Возрождения (или ренессансный).
Реализм (от лат. вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, отражающий настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.
Для Реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, король Лир), поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.
Ярким представителем эпохи Возрождения является Уильям Шекспир.

Учитель.
О Шекспире существует множество высказываний известных писателей, я считаю, что наиболее точно сказал о нем Ф.М.Достоевский: «Шекспир – это порок, посланный Богом, чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой».
Объясните, как вы понимаете эти слова Достоевского
Обратите внимание на портрет У.Шекспира, о чем он вам говорит?
О жизни этого гениального человека расскажут нам
Биография У.Шекспира.
Уильям Шекспир (1564-1616)
1590-1600 г.г. I период. Пишет комедии «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», трагедию «Ромео и Джульетта» (1595 г.)
1600-1608 г.г. II период. Трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет».
1609-1612 г.г. III период. Романтичные драмы «Зимняя сказка», «Буря». Опубликованы сонеты.
Сегодня на уроке мы познакомимся с героями одной из трагедий У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
Какое произведение называют трагедией?
Трагедия (буквально «песнь козлов», от греч. трагос – козел и оде – песнь) – один из видов драмы, противоположный комедии. Это такие драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Что вы знаете об истории создания трагедии?
Обратимся к произведению. Дома вы должны были внимательно прочитать пьесу, проверим, как вы справились с заданием по ходу урока.
Словарная работа.
(Кто такая королева Маб, рощи сикамор и т.д.?)
Назовите героев трагедии.
Пьеса начинается прологом (вступительная часть произведения, рассказывающая о событиях, которые произойдут в произведении).
Чтение пролога на английском и русском языках (рассказать о переводе).
Расскажите о событии, которое является завязкой этой пьесы.
Почему враждовали семьи?
Что вы узнали о главных героях пьесы? Какими вы их себе представляете?
Что вы можете сказать об иллюстрации?
Капулетти и Монтекки враждовали между собой, как же так случилось, что Ромео и Джульетта полюбили друг друга?
Посмотрим отрывок пьесы «Первая встреча Ромео и Джульетты» (Режиссер Франки де Фирелли, Англия; Ромео – Леонард Уайтинг, Джулетта – Оливия Хасси)
Как кинорежиссер передает чувства героев?
Одним из самых трогательных эпизодов в пьесе является сцена встречи Ромео и Джульетты сразу после праздника.
Послушаем отрывок в исполнении учеников класса.
Удалось ли ученикам класса передать чувства героев пьесы?
Какие испытания встречают Ромео и Джульетту на пути любви?
(Вражда семей, Джульетту хотят выдать замуж за Париса, Ромео убивает Тибальта)
Посмотрим эпизод о возникновении ссоры
Мог ли Ромео избежать драки?
Как развиваются события после разыгравшейся трагедии?
(Ромео высылают из города, Джульетте грозит замужество)
Почему погибают герои?
Согласны ли вы с такой развязкой?
Почему же У.Шекспир закончил свое произведение гибелью главных героев?
Посмотрим, как изобразил конец пьесы кинорежиссер.
III Выводы, отметки.
IV. Домашнее задание.
Ответить письменно на вопрос: Что победило: любовь или вражда?
Подготовить выразительное чтение по ролям Акт II, сцена 5.

15