Рабочая программа по дополнительному образованию баскетбол


Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Баскетбол»
6-7 класс (12 – 13 лет)
136 часов
Автор-составитель:
Коржов М.А, учитель физической культуры
РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ
протокол № ___ от ______________ 2016г ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № ___ от ______________ 2016г

Краснодар
2016

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе МАОУ СОШ №93.
Программа по баскетболу предназначена для спортивных кружков общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной деятельности по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть баскетбол.
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Программа по баскетболу для учащихся 6-7 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Цель программы: углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что изучению баскетболу уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к спорту, совершенствуя физические качества учащихся.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
-уметь играть по упрощённым правилам в баскетбол;
- знать основные правила игры в баскетбол;
- содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
-воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважение к партнёру и сопернику;
-способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию физических качеств.
В результате изучения курса баскетбола учащиеся узнают:
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Научатся:
Выполнять основные технические приемы баскетболиста. Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий
УУД Характеристика основных видов деятельности ученика
Знания о физической культуре
Личностные, коммуникативные • рассматривать физическую культуру как явление культуры;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Личностные, коммуникативные, регулятивные • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств.
Физическое совершенствование
Личностные • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см).
Возраст Пол Оценка высоты прыжка
средний выше среднего высокий
11 лет Д
М 24-28
25-30 29-33
31-35 34 и выше
36 и выше
12 лет Д
М 25-30
28-33 31-35
34-38 36 и выше
39 и выше
13 лет Д
М 25-31
31-36 32-37
37-41 38 и выше
42 и выше
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
Класс Девочки Мальчики
высокий выше среднего средний высокий выше среднего средний
11 лет 3,8 и менее 3,9-4,0 4,1 3,7 и менее 3,8-4,0 4,0-4,3
12 лет 3,7 и менее 3,8-4,1 4,2-4,4 3,5 и менее 3,6-3,8 3,9-4,1
13 лет 3,5 и менее 3,6-4,0 4,1-4,3 3,3 и менее 3,4-3,7 3,8-4,1
Передачи и броски мяча.
№ п/пКонтрольные упражнения Возраст
11 12 13
1. Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60см, высота 1м, расстояние 2,5м), ловля без отскока от пола (количество). 20 22 23
2. 5 штрафных бросков (попаданий). 2 2 3
3. 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий). 6 7 8
Уровень результатов работы по программе:
Приобретение социальных знаний
(первый уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(второй уровень) Получение опыта самостоятельного
общественного действия
(третий уровень)
Занятия в секции, овладение техникой игры в баскетбол Участие в школьных спортивных соревнованиях, месячниках Организация соревнований по баскетболу для учащихся начальной школы, судейство на соревнованиях
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Учебно-тематический план
№ Разделы, темы Рабочая программа
всего теория практика
11. Развитие баскетбола в России
1 1 -
22. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях 1 5 -
33. Общая и специальная физическая подготовка
26 1 26
44. Основы техники и тактики игры
25 3 25
55. Контрольные игры и соревнования
10 - 10
66. Тестирование
5 1 5
Итого: 68 11 57
Содержание курса
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».
Сущность и назначение планирования и его виды. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Методическое обеспечение программы
Формы организации работы с детьми
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в матчевых встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения
-Принцип доступности и индивидуализации-Принцип постепенности-Принцип систематичности и последовательности-Принцип сознательности и активности-Принцип наглядностиСредства обучения
-Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия)
-Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
-Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
-Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования
-Практический метод
-Игровой метод
-Соревновательный метод
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ Дата Название темы Тип подго-товкиКол-во
часов
Теория Кол-во
Часов
Практи-ка1 Развитие баскетбола в России. Меры безопасности при занятиях баскетболом. Теор. 2 2 Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Теор. 2 3 Единая спортивная классификация.
ОФП Теор.
ОФП 1 1
4 Совершенствование техники передвижения при нападении. Техн. 2
5 Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Такт. 2
6 Контрольные испытания.
Учебная игра. Контр.
Интегр2
7 Костно- мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами. Теор.
Техн. 1 1
8 Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Такт. 2
9 Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. Такт.
Интегр2
10 Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП Теор.
ОФП 1 1
11 Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Техн. 2
12 Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Такт. 2
13 Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра. Такт.
Интегр2
14 Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Теор.
Техн. 1 1
15 Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Такт. 2
16 Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Интегр. 2
17 Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП Теор.
ОФП 1 1
18 Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП Техн.
СФП 2
19 Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Такт. СФП 2
20 Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Такт. 2
21 Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра Теор.
Интегр. 1 1
22 Контрольные испытания.
Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
СФП Контр.
Техн.
СФП 2
23 Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении.
Теор.
ОФП
Такт. 1 1
24 Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. Такт.
Интегр2
25 Самоконтроль в процессе занятий спортом.
Ведение мяча с поворотом кругом.
ОФП Теор.
Техн.
ОФП 1 1
26 Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Техн. 2
27 Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. Такт. Интегр2
28 Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП Такт.
СФП 2
29 Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага. Теор.
ОФП
Техн. 1 1
30 Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. Такт. 2
Основы техники и тактики игры 31 Взаимодействие двух игроков «подстраховка».
Многократное выполнение технических приемов. Такт.
Интегр2
32 Общая характеристика спортивной тренировки.
ОФП. Совершенствование техники передачи мяча.
Теор.
ОФП
Техн. 1 1
33 Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. Техн.
Интегр2
34 Действия одного защитника против двух нападающих. СФП Такт. СФП 2
35 Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Теор.
Техн. 1 1
36 Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Такт. 2
37 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Интегр. 2
38 Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. Такт. Интегр. 2
39 Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Теор.
ОФП
Техн. 1 1
40 Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Такт. 2
41 Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. Такт.
Интегр2
42 Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Теор.
СФП
Техн. 1 1
43 Контрольные испытания.
Учебная игра. Контр.
Интегр2
44 Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра. Интегр. 45 Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Такт. 2
46 Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра. Теор.
Интегр. 1 1
47 Ведение мяча с изменением высоты отскока.
ОФП Техн.
ОФП 2
48 Физическая подготовка спортсмена.
СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Теор.
СФП
Техн. 1 1
49 Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. Такт. 2
50 Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Интегр. 2
51 Техническая подготовка юного спортсмена.
ОФП. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. Теор.
ОФП
Техн. 1 1
52 Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Учебная игра. Техн.
Интегр2
53 Тактическая подготовка юного спортсмена.
Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Теор.
Интегр1 1
54 Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Техн. 2
55 Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП Такт.
СФП 2
56 Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). Интегр. 2
57 Сущность и назначение планирования, его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами. Теор.
Интегр Техн. 1 1
58 Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Такт. 2
Контрольные игры и соревнования 59 Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра. Теор.
Интегр1 1
60 Совершенствование техники ведения мяча. Техн. 2
61 Учет в процессе спортивной тренировки.
ОФП. ОФП 2
62 Правила игры и методика судейства.
Учебная игра.
Теор.
Интегр1 1
63 Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП Такт.
СФП 2
Тестирование 64 История развития баскетбола.
Контрольные испытания. Теор.
Контр. 1 1
65 Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. Техн. 2
66 Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Техн. 2
67 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Интегр. 2
68 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Интегр. 2
Всего: 25 111
Итого: 136 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Баскетбол».
Список литературы для педагога
«Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
«Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
«Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007
Литература для детей и родителей
Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Просвещение, 1973. - С.79-81.
Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика физ. культуры . -1996.
Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. - М., 1987.
Материальное обеспечение
-Щиты тренировочные с кольцами -6шт.
-Мячи баскетбольные - 20 шт;
-Конусы – 10 шт.;
-Насос ножной со штуцером - 1 шт;