Методическая разработка на тему Обучение игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры с применением разнообразных технических средств

Департамент образования и науки Кемеровской области ГОУ СПО «Мариинский аграрный техникум»





Методическая разработка
«Обучение игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры с применением разнообразных технических средств»








Мариинск
2012
Содержание

Аннотация
1. Теоретическая
1.1. Основные технические приёмы волейбола.
1.2. Упражнения как основные средства обучения техническим элементам волейбола в процессе обучения.
1.3. Физическая подготовка в процессе обучения техническим элементам волейбола .
2. Анализ эффективности собственной методики
Заключение
Список литературы













Аннотация
Овладение техникой и тактикой игры в волейбол в совершенстве – процесс сложный. Он требует больших совместных усилий преподавателя и занимающихся. Однако в высших учебных заведениях, как правило, уделяется мало внимания конкретным рекомендациям при обучении волейболу. Данные методические рекомендации позволят не только совершенствовать педагогический процесс, но и помогут студентам при самостоятельной работе.
В данной разработке представлены результаты распределения студентов по группам согласно тестирования их физических качеств; результаты совершенствования физических качеств при применении разносторонних технических средств обучения волейболу; представлен примерный конспект занятия специальной физической подготовкой с подробным описанием упражнений, способствующих развитию ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач. Показана динамика изменений показателей физического состояния студентов, благодаря применению разносторонних технических средств обучения.










1.1  Основные технические приемы волейбола
         Волейбол является одной из самых популярных спортивных игр в России. Среди множества средств физического воспитания эта игра очень эффективна для физического совершенствования и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.
        Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положении стойки игрока.
        Техника передвижений. Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения.
        Подачи. В волейболе применяются такие подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке.
        Передачи. В игре применяются передачи мяча сверху двумя руками, в опорном положении, в прыжке и с падениями.
        Нападающие удары. В игре в волейбол используются прямой, боковой нападающие удары и удары с поворотом кисти и туловища.
        Прием мяча снизу двумя руками. Мячи, летящие на уровне пояса (или ниже пояса), принимаются, как правило, снизу двумя руками.
        Прием мяча снизу одной рукой. Одной рукой принимаются мячи, летящие далеко от игрока, после предварительного передвижения игрока.
        Блокирование. Блокирование, выполненное одним игроком, называется одиночным; блок, поставленный двумя или тремя игроками, групповым, или коллективным (соответственно двойным и тройным).
        Техническая подготовка направлена на обучение техники движений и ее совершенствование, служащей средством ведения соревновательной борьбы. Для создания наиболее благоприятных условий с целью изучения приемов игры, обучение следует строить по такому плану:
1. Общее ознакомление с приемом игры.
2. Выполнение приема в упрощенных условиях.
3. Выполнение приема в условиях, приближенных к игровым.
4. Совершенствование приема в игровой ситуации.
1.2. Упражнения как основные средства обучения техническим элементам волейбола в средней школе
         Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.
         Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях. Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и общеразвивающих. Специальные делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выполняемые без мяча. Общеразвивающие упражнения используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки: общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная. В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения.
Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индивидуальные тактические действия и т. д. В конечном счете, одна составная часть подготовки, качественно преобразуясь, как бы переходит в другую, следующую в методическом ряду.
         Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры следует проводить в следующем порядке:
1. Подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема;
2. Подводящие упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его отдельных элементов;
3. Упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт;
4. Совершенствование технического приема в учебной игре.
        Любая тренировка должна строиться с учетом и в соответствии с дидактическими и биологическими принципами или специфическими принципами, отражающими общие закономерности процесса тренировки. К основным принципам тренировки относятся следующие: принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип доступности, принцип прочности. К биологическим принципам тренировки относятся принципы: повторности, постепенности, индивидуализации, всесторонности, волнообразности и максимального увеличения тренировочных нагрузок.
1.3. Физическая подготовка в процессе обучения техническим элементам волейбола    
         Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим обучающейся должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости.
         Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.
         Упражнения на развитие скоростных качеств и быстроты ответных действий
1. Чередование перемещений: бег лицом и спиной вперед, на согнутых ногах; приставными шагами правым, левым боком вперед, лицом и спиной вперед; двойными шагами, скачками. Ускорение на определенных участках. То же, в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей.
2. Соревнование в беге на 20–30 м, в перемещениях другими способами. Специальные эстафеты.
3. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
4. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20–30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, затем спиной и т. д. По принципу «челночного» бега перемещение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (вес 2–5 кг), с отягощением (пояс, куртка, мешок с песком).
5. Выполнение заданий в ответ на зрительные или слуховые сигналы.
        Упражнения для развития прыгучести.
        Эффективными средствами для развития прыгучести являются: скоростно-силовые упражнения с отягощениями; прыжки через препятствия; прыжки в глубину, которые служат сильным раздражителем нервно-мышечного аппарата.
1. Лежа лицом вниз на скамейке, туловище наклонено вперед, ноги удерживает партнер, руки за голову – прогибание и опускание корпуса. То же, с отягощением.  То же, подбросить набивной мяч. То же, лежа лицом вверх – прогибание назад и сгибание.
2. Упражнения с отягощениями: приседание, выпрыгивания.                                                                                                           
3. Прыжки из глубокого приседа через препятствия, количество препятствий 5-6, высота 30-40 см  (в качестве препятствий натягивается бечевка, резина).
4. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты с постепенным увеличением высоты и количества прыжков подряд.
5. Спрыгивание (высота 40–80 см) с последующим прыжком вверх.
6. Серийные прыжки через препятствия, количество препятствий 5-6.
7. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении, лицом вперед, боком и спиной вперед                                                       
8. Прыжки со скакалкой, поочередно на одной и двух ногах.
         Воспитание ловкости
         Ловкость – способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющийся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении ловкости дает возможность обучающемся ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.
         Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у обучающихся способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
Развитие ловкости – это совершенствование координации движений, а главное – способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.    Для развития ловкости на уроках волейбола используют различные виды подвижных игр и эстафет, так же челночный бег и акробатические упражнения.
         Воспитание гибкости
         Гибкость – способность обучающегося выполнять движения в суставах с большой амплитудой.
Возможность выполнять движения с большой амплитудой зависит главным образом от форм суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий, мышц, от силы мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц.
         Гибкость обучающихся проявляется при выполнении всех технических приемов игры. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом и лучевом, плечевом суставах, суставах позвоночного столба, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах будет способствовать качественному выполнению технических приемов.
         Развитие специальной выносливости
         Обучающиеся должны быть готовы к участию в игре на протяжении большого времени. А это предъявляет очень высокие требования к его специальной выносливости. Необходимо развить у игроков способность переносить значительный объем повторно-переменных скоростных нагрузок и действий, требующих большой точности выполнения.
         Прыжковая выносливость, скоростная, игровая – вот разновидности проявления специальной выносливости, специфичной для игры в волейбол.
Особое внимание следует уделять развитию у занимающихся прыжковой выносливости – способности на протяжении всей игры многократно выполнять прыжки и серии максимально высоких прыжков. Средством повышения прыжковой выносливости служат упражнения с большим количеством прыжков, выполняемых на оптимальную высоту, например, серия нападающих ударов в сочетании с блокированием, выполняемая без пауз.
Не менее важную роль играет скоростная выносливость волейболиста, заключающаяся в способности на протяжении всей игры выполнять технические приемы и перемещения одинаково быстро. Скоростная выносливость развивается упражнениями повторно-переменного характера, в которых быстрые перемещения и отдельные движения повторяются многократно.
         Научными исследованиями доказано, что и физические качества и в частности у юных волейболистов, тоже лучше развивать в определенные периоды. Так мышечная сила у 12-14 летних школьников развивается равномерно, а затем, в 14-15 лет сменяется периодом скачкообразного нарастания и только после 17 лет происходит наибольший прирост силы. Регулярность занятий волейбола помогут сократить установленные периоды развития физических качеств. Неравномерно развиваются и спортивные качества. Так скорость пробегания небольших отрезков у учащихся в период с 11 до 17 лет повышается, однако, в наибольшей степени в период с 12 до 15 лет. В возрасте 15-17 лет намечается тенденция стабилизации скорости. Показатели скорости бега для тех волейболистов, кто специализируется как нападающий. У связующих же игроков этот показатель должен быть несколько выше.
     Многие считают, что гибкость у детей больше, чем у взрослых. Гибкость достигает максимума к 16 годам. Но это не значит, что в последующем над развитием ее не следует работать.   
2. Анализ эффективности собственной методике
В начале учебного процесса проводилось тестирование студентов по их физическим качествам, согласно специфики игры в волейбол: прыжки в длину с места; пресс; отжимание от пола; челночный бег.
По результатам тестирования студенты распределялись в группы:
1. Начальный уровень подготовленности.
2. Средний уровень подготовленности.
Для каждой группы был составлен план работы с применением разнообразных технических средств для развития специальных физических качеств волейболистов - по совершенствованию точности движений, обусловливающих ловкость и координацию, которые в первую очередь необходимо развивать у новичков. Таким упражнениям в первом семестре отводилось 50-60 % тренировочного времени.
Примерный конспект занятий для студентов 1 года обучения (табл. 1)
Тема: Специальная физическая подготовка волейболистов с применением разнообразных технических средств обучения.
Задачи: Достижение положительных результатов в специальной физической подготовке новичков-волейболистов при обучении элементам игры в волейбол.
Место проведения: спортивный зал
Оборудование и инвентарь: разновысокие тумбы, разновысокие барьеры, набивные мячи, волейбольные мячи.
Таблица 1
Примерный конспект занятий для студентов 1 года обучения
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Дозировка
Организационно-методические указания


К-во раз
Время (мин)


1. Подготовительная часть
Построение, перекличка, ознакомление с самочувствием и состоянием здоровья занимающихся.
Оценка гигиенического состояния одежды.

15-20
5
5
Обратить внимание на внешние признаки, характеризующие состояние здоровья.

Общая разминка:
а) медленный бег
б) растягивание

5-10
5


2. Основная часть
а). Перемещения с набивными мячами вдоль веревки, натянутой под углом к полу. Вначале - высота роста студента, в конце - намного ниже. Занимающийся шагает с выпадом "змейкой", с набивным мячом в руках, опускаясь все ниже и ниже, "ныряя" под веревку то слева, то справа.

40-65
5
  
С каждым шагом центр тяжести перемещается на опорную ногу.

б) Прыжки через разновысокие барьеры.
до 100
5-10


в) Работа с поролоновыми и набивными мячами у стенки. Передачи снизу и сверху.

10-15
Мячи разные по размеру и весу.

г). Напрыгивания на разновысокие тумбы (комбинировать по высоте) и спрыгивания с них.
до 100
5-10


д). Прыжки через разновысокие барьеры (2-4 штуки) с последующим передвижением в полуприседе под сеткой, натянутой параллельно полу на высоте 150-180 см.

5-10
Можно с отягощением в руках.

ж). Отработка подачи мяча с низу. Мяч находится в специальном приспособлении на высоте колена подающего. Ударом по центру мяча стараться послать его как можно ближе к верхнему тросу сетки.

10-15
Для освоения элементарной подачи

3. Заключительная часть
Упражнения на восстановление дыхания, растягивания.

5-10


Таким образом, результаты тестирования в конце года показали, что специальная физическая подготовка студентов с применением разнообразных технических средств дала неплохие результаты. Значительно улучшились координационные способности студентов. Параллельно с этим игровые навыки достигли позитивного уровня. Некоторые студенты среднего уровня подготовленности даже вошли в состав команды техникума и имеют возможность выступать в студенческой спартакиаде. Студенты, обладающие более высокими показателями уровня развития специальных физических качеств, быстрее осваивали технические приемы и тактические действия.
Дальнейшие исследования планируются провести в направлении изучения других проблем развития ведущих физических качеств волейболистов.


















Заключение
С применением новых технических способов обучения связан поиск наиболее рациональных и эффективных путей организации учебно-тренировочного процесса. Методы, организация занятий и способы выполнения задания зависят от задач тренировочного периода и конкретного занятия, возраста и уровня подготовленности занимающихся студентов. Особенную роль в этом играют конструктивные особенности применяемых способов обучения.
Разработка технических приемов и тренировочных методов должна содействовать совершенствованию технических элементов упражнений, обеспечивать улучшению качества тренировочного процесса, максимальную простоту в использовании, изолированное или комплексное действие на разные органы и анализаторы занимающихся.
При обучении новичков-волейболистов необходимо выполнение спортивных упражнений в заданной структуре движений. Для приобретения привычки быстрого решения игровых ситуаций и для тренировок тактических действий, при построении тренировочных занятий необходимо учитывать структуру тренировочного процесса и уровень функциональной подготовленности организма студента. С ростом спортивного мастерства вырастает роль технических способов обучения. Их можно использовать уже и в самостоятельных занятиях.






Список литературы
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: учебник для институтов физической культуры М.: Физкультуры и спорт, 2007. – 239 с.
Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. М.: Физкультура, образование и наука, 2008. 254 с.
Железняк К.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя.М.: Просвещение, 2006.128 с.
Волейбол: учеб.-методич. пособие/ Т.П.Ивкова. - Мн.:Акад.Упр.при президенте Респ. Беларусь, 2008. - 63с.
Волейбол: Учебникпо волейболу для ВУЗов и ССУЗов; под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. 368с.










ґђ Заголовок 1ґђ Заголовок 4Иђ Заголовок 5Иђ Заголовок 615