Родительское собрание Педагогический такт родителей

Методическая разработка
родительского собрания
«Педагогический такт родителей»

Цель: рефлексивный анализ родителями собственной воспитательной практики с целью ее корректировки на педагогических основаниях.
Задачи: - определить признаки педагогически обоснованного, тактичного поведения родителей в отношении собственных детей;
- выявление проблем и моделирование действий родителей с позиции педагогического такта;
- упреждение возможных затруднений в ходе выстраивания взаимоотношений с детьми, основанных на позициях уважения и такта.
Форма проведения: организационно-деятельностная игра.
Ход собрания
Вступительное слово (тема и задачи собрания).
Тест «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы.

ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ

Можете ли вы:
Могу и всегда так делаю
Могу, но не всегда так поступаю
Не могу

В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
А
Б
В

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
А
Б
В

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А
Б
В

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
А
Б
В

Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?
А
Б
В

Поставить себя на место ребенка?
А
Б
В

Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
А
Б
В

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
А
Б
В

Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А
Б
В

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
А
Б
В


ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ

Можете ли вы:
Могу и всегда так делаю
Могу, но не всегда так поступаю
Не могу

В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
А
Б
В

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
А
Б
В

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А
Б
В

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
А
Б
В

Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?
А
Б
В

Поставить себя на место ребенка?
А
Б
В

Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
А
Б
В

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
А
Б
В

Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А
Б
В

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
А
Б
В


Что такое педагогический такт? (Рассуждение – обсуждение)
Формирование банка проблемных ситуаций семейного воспитания («Ассоциативная сеть» в форме «мозгового штурма»)
«Утро»
- Назовите слова, которые приходят на ум, когда слышите данное слово. (Записываем на доске).
- Почему возникают те или иные ассоциации?
- С чем они связаны?
- Какие чувства и эмоции может испытывать ребенок в этой ситуации?
- Что может помочь в преодолении перечисленных сложностей?
Психологическая поддержка ребенка
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет достоинств.
- Опираться на сильные стороны ребенка
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться
- Проявлять веру в ребенка
- Демонстрировать оптимизм
Литература:
Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг / Н.В. Клюева. – Ярославль, 2002.
Потехина, Е. Пойми меня правильно (семейный лекторий по культуре речи) / Е. Потехина // Воспитание школьников. – 2001.
Самоукина, Н.В. Педагогический клуб: опыт и размышления / Н.В. Самоукина // Вопросы психологии. – 1991. - №№3-4.
Целуйко, В.М. Современная семья / В.М. Целуйко. – Волгоград: Перемена, 1999.

15