Доклад на педагогическом совете по теме «ФГОС. Внеурочная деятельность — важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»


Доклад
на педагогическом совете
по теме
«ФГОС. Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

Подготовила
учитель начальных классов
Семыкина Н.Г
2016-2017
учебный год
«ФГОС. Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
« Формы и виды деятельности с обучающимися на внеурочных занятиях» ( из опыта работы)
учителя начальных классов Семыкиной Н.Г
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».
Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС призвана вовлекать детей в проектные, творческие, спортивные мероприятия, социально-значимую деятельность, чтобы у ребенка младшего школьного возраста формировалось правильное представление о себе самом, об окружающем мире, чтобы ребенок учился сопереживать, созидать, оценивать и понимать, что такое истинные духовные ценности, нравственные идеалы.
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно -урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей. Важно иметь в виду, что ВД – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. ВД понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Какова же цель ВД? Это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
 Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими.
Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие,  наиболее актуальны  следующие принципы и подходы:
1.Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности  урочной  и внеурочной деятельность.
3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.
Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д., старается раскрыть у обучающихся организаторские, творческие, коммуникативные и др. способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
)В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни. Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться  как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь,  даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания  и   образования.
При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это, отнюдь, не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.
Внеурочная деятельность это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.
Новая школа требует и иной инфраструктуры. Наш класс оснащён учебным оборудованием: есть мульти-медийная установка, экран ( приобретенный посредством родителей) и мой личный ноутбук, приобретена магнитная доска. Современная школа предполагает  тесное взаимодействие с семьёй. Это у нас в начальной школе неразрывная цепочка «учитель-ученик- родитель» действует постоянно. Ведь проводимые школьные праздники, концерты, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха,недаром полный зал всегда, когда выступают наши дети.
 Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы, экскурсии и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
/// Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную и внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Заинтересованность в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется ещё и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное»
 Спортивно-оздоровительное направлениеОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, с 1 класса - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий  /посещало 12 человек/ нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.- В 4 кл спортсекция « Спортивный мир» ( 1 час) посещают 12 обучающихся.— естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, они вырабатывают у детей упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Апухтина А. продолжает заниматься после внеурочного времями в ДЮСШ олимпийского резерва ( фехтование) – 3 раза в неделю. Севрюкова Е.- посещает бассейн , где обучается плаванию и поправляет свою осанку, тоже 3 раза в неделю.

2 Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Уроки нравственности « Что такое хорошо, что такое плохо» проходят 1 раз в неделю посещает 12 человек. Занятия кружка проводятся по единым тетрадям на печатной основе, где дети самостоятельно пытаются разобраться в определенных вопросах, где работаем в парах, группах в форме, проводим экскурсии, беседы о родном крае, городе.
В клубе « Азбука добра» Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни
Общеинтеллектуальное направление «Занимательная грамматика» /посещаело 11 человек/
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым, заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестные тайны русского языка, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Учащиеся с удовольствием просматривают предложенные презентации, участвуют в обсуждении, приводят огромное количество примеров. Выполнили проект «От слова к красивой речи»
«Умники и умницы»/ посещало 12 человек/
Решая задачи на смекалку, головоломки, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Формы работы:
Математические (логические) игры, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, эстафеты, создание проектов.
Занятия сопровождались игрой-соревнованием
Социальное направление.
С 1 класса работали над долгосрочным проектом « Мой дом, моя семья»
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи -
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого  –  с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному  переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре… Д.С. Лихачев.
Проектноя деятельность « Азбука профессий» ( была во 2 классе ) О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играю важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала ( кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессии. Задачи: познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать уважение к людям труда;
побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Общекультурное направление . Сообщество « Узнаем сами» один из разделов программы «Гербарий родного края»
Цели проекта:
научить самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее;
познакомить с миром лекарственных растений родного края;
внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений. Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии.
Практическим результатом является лрастения родного края , засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Проект по внеурочной деятельности « Узнаем сами» "Устное народное творчество"
Тип проекта: ролево-игровой, творческий.
Продолжительность: 1 месяц..
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве, сказках разных народов.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Цели: -Расширить кругозор учащихся по народному творчеству. -Извлекать информацию, относящуюся к теме. -Сотрудничать друг с другом при выполнении проекта. -Доводить начатое дело до конца. В целом реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения проходит успешно. Учащиеся с удовольствием посещают занятия кружки. Полученные положительные результаты позволяют сделать вывод о том, что задача педагога, состоящая в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность во внеурочной работе так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.Дети загружены внеурочной деятельностью так, что им самим скучать не приходится, и педагогам они не дают заскучать. Каждый ребёнок в классе участвовал в различных конкурсах: школьных, районных, общероссийских. В этом большая роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности.
Но проблемы есть. Современные дети мало читают, знакомы с детской литературой только в рамках программы, поэтому, считаю необходимым введение кружка по работе с книгой. Ведение совместно с обучающимися Портфолио, куда включаются материалы, характеризующие достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности постоянно пополняются достижениями детей.
Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат – научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле – научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.
Результативность участия обучающихся
Семыкиной Н.Г. 2014-2016г.г
Муниципальный
.
Муниципальный
Муниципальный
Региональный
Региональный
Региональный
Районный конкурс « Зеленая планета» в номинации « Зеленая планета глазами детей»
Региональный конкурса детского рисунка« Вода для жизни - в живой природерамках Международной природоохранной акции « Марш парков 2014»
Районный конкурс « Детству - безопасные дороги»
Областной детский литературно- художественный конкурс « Мир заповедной природы», проводимый в рамках
« Марш парков -2015г.
Областной детский литературно- художественный конкурс « Мир заповедной природы», проводимый в рамках
« Марш парков -2016г.
Районное массовое мероприятие « Конкурс « Рождественская игрушка» 2015г
Конкурс « Рождественская игрушка-2016г Призер Рыльская Яна.
Грамота . Приказ Управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района Курской области от 03.03.2014г. № 1-37 .
Активные участники ( весь класс)
Дипломы Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. профессора В.В. Алехина « Марша парков – 2014».
май -2014г.
Призер. Апухтина Анастасия. Грамота. Приказ Управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района Курской области от 03.12.2015г. № 1-190 .
Победители. Апухтина А., Гуляев С. Севрюкова Е. Рыльская Я.
Дипломы. Приказ Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. профессора В.В. Алехина « Марша парков – 2015».
от 20.04.2015г. № 9- ОД
Победители. Дипломы. Приказ Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. профессора В.В. Алехина « Марша парков – 2016».
Победитель Апухтина А в номинации «Рождественская игрушка» ( Колокольный звон)
Призер Рыльская Я. Гуляев С. Шеховцова А.( рисунок),
Призер Рыльская Я.и Андросова К.
Наличие достижений обучающихся во внеурочной деятельности
Семыкина Н.Г.
Год 2014
2014
2014
2015 Название внеурочного мероприятия
Международный дистанционный Конкурс - игра по ОБЖ « Муравей»
Районный конкурс « Детству - безопасные дороги»
Всероссийский дистанционный конкурс по математике проекта «Инфоурок»
Международный конкурс – игра по физической культуре «Орленок».
Статус
международное
муниципальное
всероссийское
международное
Результативность внеурочной деятельности
2 победителя -1 место и 3место. Грамоты Международного Конкурса - игры по ОБЖ « Муравей»
в регионе Курской области от 20.11.2014г
1 призер .Грамота. Приказ Управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского районаот 03.12.2014г. № 1-190 5 победителей Дипломы 1 , 2, 3 -степени Всероссийского дистанционного конкурса по математике проекта «Инфоурок» от 19.02. 2014г. 1 победитель Севрюкова Е. 2-ое место Грамота Международного конкурса – игры по физической культуре Орленок» от 23.4.2014г