Урок-проект по сказке Оскара Уайльда Мальчик-Звезда


Презентация к уроку-проекту«Мораль и нравственность в жизни и в литературе»/нравственные уроки сказки Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда»/5 классАмвросиевская ОШ I-III ступеней №6Амвросиевского района ДНРУчитель русского языка и литературыЧЁРНАЯ ГАЛИНА ЛЕОНИДОВНА Урок-проект«Мораль и нравственность в жизни и в литературе»/нравственные уроки сказки Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда»/ Цели урока-проекта:* сформировать у учащихся четкое представление о понятиях «мораль» и «нравственность» и умение раскрывать эти понятия на примере конкретного произведения;*создать творческие проекты по сказке О. Уайльда, с помощью которых разъяснить нравственные уроки, преподнесённые сказкой и раскрыть поднятые в произведении темы;*обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, посвящённых произведению О. Уайльда;*развивать умение обобщать, навыки работы в группе, творческие и аналитические способности учащихся;*развивать культуру устной и письменной речи;*на примерах сопоставлений литературы, музыки и живописи воспитывать в подрастающем поколении чуткость, доброту, милосердие, любовь, внимательное отношение к близким людям, понимание того, что есть истинная красота;* способствовать формированию правильного представления о добре и добрых делах;*пробудить желание корректировать свои поступки. Задачи урока-проекта:* формирование умения оценки и анализа художественного произведения; * формирование умения работы в группах, умения оформлять и конкретизировать ответы на уроке; *продолжить формирование умения выразить свое представление о прочитанном произведении и ее героях; *активизировать в ходе обучения познавательную деятельность; *приобщать учащихся к богатствам русской и мировой литератур, к искусству слова. Эпиграфы:Лишь добро одно бессмертно,Зло подолгу не живёт.Ш. РуставелиЗорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.А. де Сент-ЭкзюпериЗа все, что сотворишь ты, да воздастся тебе.Из Библии При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелев Распределите приведённые ниже человеческие ценности по значимости – от самой важной к менее важной:а)терпение;б)дружба, взаимопонимание, поддержка, желание прийти на помощь;в)трудолюбие;г)милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание. Ответ: г, б, в, а.г)милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание.б)дружба, взаимопонимание, поддержка, желание прийти на помощь;в)трудолюбие;а)терпение.*Почему первые два перечня (г, б) так важны в жизни человека?*Каким стало бы общество, если бы пропали эти человеческие ценности? 1.По каким приметам мать- нищенка догадалась, что воспитанник лесоруба – это ее сын? /золотой плащ, расшитый звёздами и янтарное ожерелье/2. Где была спрятана монета из белого золота, которую должен был найти Мальчик- Звезда по заданию злого волшебника? /в дупле большого дуба/3. Где надо было искать вторую монету из желтого золота? /на дне озера/4. А где была третья монета из красного золота? /в пещере/5. Кто помог мальчику отыскать все три мотеты? /зайчонок/6. Сколько лет Лесоруб и его жена воспитывали Мальчика- Звезду? /10 лет/7. Как долго он бродил по свету в поисках отвергнутой матери? /3 полных года/8. Кем были настоящие мать и отец мальчика? /королева и король/9. На каком музыкальном инструменте умел играть Мальчик-Звезда? /свирели/Литературная викторинаЛитературная викторина








СВИРЕЛЬ Средства музыкальной выразительности1.Характер (жанр)2.Темп3.Динамика4.Лад5.Гармония СВИРЕЛЬ Темы сказки:* Изображение конфликта красоты и добра;*главные человеческие ценности;* добро и зло;*прославление материнской любви. Тема проекта первой группы: «Учись на добро отвечать добром»Подведём итог: «Приобретаем опыт»*Относись к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе.*Будь милосердным к окружающим.*Цени помощь, оказанную тебе, отвечай добром на добро, твори добро бескорыстно.*Учись прощать людей.Принесли ли Мальчику-Звезде счастье такие качества, как жестокость, гордыня, высокомерие, самолюбование? Молодцы! Продолжаем работать! Тема проекта второй группы: «В чём заключается истинная красота?»Песня « Косички»Подведём итог: «Приобретаем опыт»Счастье не в красоте. Счастье – это мир, семья, уважение окружающих. Мальчику пришлось выдержать много испытаний, чтобы быть счастливым. В конце сказки герой становится «звездой» в лучшем смысле. Красота лица стала олицетворением его души. Именно сердце помогло понять истину. Метод «Шагаем к звёздам»/На партах разложены изображения мальчика и звёзд над ним/*Прочертите стрелку (нарисуйте лесенку) от мальчика к звезде и напишите вдоль стрелки те качества, которые действительно сделают мальчика «звездой», неординарным человеком, которого все будут уважать. Так держать!Следующая группа! Тема проекта третьей группы: «Значение матери в жизни человека»Подведём итог: «Приобретаем опыт» Приём «Эмоционально-ценностная линия»**Нарисуйте кривую чувств матери, меняющуюся на протяжении произведения. Пусть ваша красота приносит свет и тепло! Леонардо да Винчи — наиболее яркий выразитель стремлений и идеалов эпохи Возрождения. Немногие произведения Леонардо да Винчи дошли до нашего времени, в мире насчитывается меньше десятка его работ. Одни остались незаконченными, другие были дописаны его учениками. В Эрмитажном собрании хранится два его произведения: «Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)» и «Мадонна Литта». Небольшой холст «Мадонна с цветком», или, как часто ее называют, «Мадонна Бенуа» — одна из ранних работ Леонардо да Винчи.Строго продуманная композиция проста и предельно обобщена. Мать и ребенок объединены в неразрывную группу.Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить, и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна.Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) Леонардо да Винчи 1478 год Холст, масло Государственный ЭрмитажЗаочная экскурсия в картинную галерею Рафаэль Санти считается самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения. Всем своим творчеством он воспевал красоту человека: физическую и духовную.«Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства.На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара.Прекрасная юная мать, стройная и сильная, полная невыразимой женственности и нежности, идет по облакам, неся на руках самое дорогое, что у нее есть, – сына. Богородица идет навстречу своей страшной судьбе, сознавая, что для счастья людей она должна принести эту жертву. Величие Мадонны ничем не подчеркнуто, ноги ее босы. Но как повелительницу встречают Марию, преклонив колена, святая Варвара и папа Сикст, облаченный в парчу. Известный религиозный сюжет превращается у Рафаэля в прославление величия матери, способной во имя высшего долга идти навстречу мукам и страданиям. Но главное в картине – это тип лица Мадонны, в котором Рафаэль соединил античный идеал красоты с духовностью христианского идеала..«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать» ГЁТЕРафаэль СантиСикстинская Мадонна1513-1514Масло на холсте270 x 201 смКартинная галерея, Дрезден НЕМЕНСКИЙ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ-народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования, профессорЖивописью Борис Неменский серьезно увлекся еще в детстве, после школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года. В 1942 году окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию военных художников имени ГрековНеменский принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина.Из правды жгучих военных лет родились многие его картины, начиная с первой из них – работы «Мать» (1945). Своеобразным продолжением исследования роли женщины в войне в творчестве Б.М. Неменского стало полотно «Машенька», или «Сестры наши».В суровой, экспрессивной манере исполнена художником «Безымянная высота», символично звучат его композиции «Мир тревожен» (1964) и «Тишина» (1965).«Тишина» (1965) Фриц Цубер-Бюлер (Fritz Zuber-Bühler) (1822—1896) — швейцарский художник. Работы художника примечательны своими романтичными сюжетами, детализированными композициями и элегантным стилем живописи. Картины художника хранятся в музеях Швейцарии и Франции.Фриц Цубер-Бюлер был оним из тех ,кто приехали в Париж в поисках художественной славы, и стал частью круга академических художников, выходящих за грани школы изящных искусств . Современник Вильям Бугро говорил, что полотна Цубера пропитаны академической традицией в своём исполнении, представляющих как сон и видение - кокетливую женщину, ангельских детей, намеки на мифологические темы. Каждый художник приходит в искусство своим путем и оставляет в нем неповторимый след.Анатолий Дмитриевич Быков – член Московского союза художников. Работы Анатолия Быкова вы встретите в музеях и коллекциях России, а также в других странах: Норвегии, Германии, Японии. Чувством глубокого понимания красоты женщины и ее вечной миссии наполнено полотно «Материнство». Обращение к образному началу делает искусство художника неповторимым и притягательным для зрителя.Подумайте и ответьте:Какими словами можно объединить все увиденные вами картины?Метод «Кеннинг»(ассоциативное словосочетание из двух существительных) Метод «Кеннинг»(ассоциативное словосочетание из двух существительных к предложенным словам) Любовь Материнствочувство верности богатство ощущений связь с ребёнком величие матери неравнодушие к близким Творческая работа «Желание»»Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского: * Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке.Мне звезда упала на ладошку.Я спросил её: «Откуда ты?»«Дайте, я передохну немножко,Я с такой летела высоты».А потом добавила, сверкая,Словно колокольчик прозвенел:«Не смотрите, что невелика я,Может быть великим мой удел.Вам необходимо только вспомнить,Что для вас всего важней на свете.Я могу желание исполнить, Путь неблизкий завершая этим».Знаю я, что мне необходимо,Мне не надо долго вспоминать.Я хочу любить и быть любимым,Я хочу чтоб … О чём заставила задуматься сказка? Нравственные уроки её *Учит жить по совести, быть милосердным, добрым, отзывчивым.*Уважительно относиться к матери и окружающим людям.Идея сказкиВ образе Мальчика-Звезды О. Уайльд осуждает эгоизм, самовлюблённость, жестокостьи утверждает справедливость, милосердие, святость материнской любви. Дети! Вы молодцы!Спасибо! Спасибо за внимание! Уважаемые коллеги!