Сообщение на тему Духовно-нравственное воспитание гимназистов на примере подвигов русских святых


Духовно – нравственное воспитание гимназистов на примере подвигов русских святых
На протяжении тысячи лет российское государство формировалось под воздействием христианских идеалов и морально – нравственных ценностей. Вся историческая судьба русского народа неразрывно связана с Православием. Это нашло свое выражение в области литературы, искусства, архитектуры, в педагогике, в народном быту. Разрозненные племена восточных славян стали объединяться через христианство и Церковь, через культуру и единый литературный церковно – славянский язык. Христианские идеалы любви, мира, терпения, сострадания все глубже входили в душу народа. Православная Церковь стала для Руси основой ее церковного, территориального и культурного единства. Лучшие качества русского народа: душевная чистота, искренность, открытость, мужество, свободолюбие, справедливость, внутренняя устремленность к высшим идеалам бытия – стали благодатной почвой, приносящей богатые духовные плоды своему Творцу. Многие русские писатели, поэты, художники, философы, ученые были глубоко верующими людьми. Вера являлась постоянным источником их вдохновения. Евангельское учение Церкви стало для русского народа духовной основой любви к родине, истинного патриотизма.
Каждое время выдвигает свой духовный идеал, в основе которого лежит образец личности – реальной, современной или исторической. В отличие от Запада, где после Средних веков святой и праведник как идеал личности постепенно начал вытесняться светским героем, русский народ веками хранил верность идеалу святого князя, и поэтому чтимые в стране святые – кроткие отроки Борис и Глеб, мудрый Владимир Красное Солнышко, жертвенный Патриарх Гермоген, святые благоверные князья Александр Невский, Даниил Московский, Дмитрий Донской, - были теми образцами, которые формировали душу и сердце народные. В них видели пример как нравственного подвига, так и путеводную нить в своей жизни. Святой благоверный князь Александр Невский считается молитвенником и покровителем русских воинов. По свидетельству современников князь был очень красивым человеком. Он, человек гигантского масштаба в духовном смысле, был внешне прекрасен и отважен. «Самовидец возраста его» (современник и приближенный) пишет, что ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю Веспасиану – «побеждая, был непобедим». «Братие! – обратился князь к своей дружине перед Невской битвой – не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: «Сии во оружии, и сии на конех, мы же имя Господа Бога нашего призовем.. Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!» Народный инстинкт угадал смысл нашествия латинян – посягательство на русскую народность и веру. Великий князь Александр Ярославич за воинские подвиги, борьбу не только с захватчиками, но и с врагами Веры Православной, был почитаем еще при жизни. Благоверному князю А. Невскому удалось совершить невозможное: одолеть двух могучих противников. Мудрость и храбрость помогали ему в этом великом деле. Мудрость подсказала, что напор Орды надо сдерживать дипломатическими средствами, а напор латинян – военными.
Князь Александр Невский является не только одним из основателей московской ветви российских правителей, но и родоначальником поколения будущих победителей. Нетленные мощи его были открыты в 1380 году перед Куликовской битвой, в которой многовекового врага Руси разбил его правнук Димитрий Донской. Св. Димитрий Донской родился в XIV веке, когда быстро возрастало значение и могущество Московского княжества, но Русь была раздроблена, разорена и унижена долгим татаро– монгольским владычеством и междоусобной борьбой княжеств за власть, за ханский ярлык на великое княжение. Должен был появиться вождь, способный остановить бессмысленное кровопролитие, объединить Русь в мощный военно – политический союз и нанести сокрушительный удар по Золотой Орде.
С детства самым близким другом и наставником Димитрия был прославленный ныне в лике святых Митрополит всея Руси Алексий. Под духовным руководством Митрополита князь Димитрий приобрел ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Князь Димитрий понимал, что недалека уже решающая битва с Ордой. В ее преддверии благоверный великий князь стремился духовно сплотить Русь. Благодаря его заботам, в Московской земле росло число храмов и монастырей. Перед походом на Куликово поле, по русскому благочестивому обычаю великий князь с воеводами молился за Божественной Литургией в Троицком монастыре, а настоятельствовавший здесь Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия кусочком животворящего Креста Господня и предсказал ему победу. Примечательно наставление, данное Преподобным великому князю: «Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и сребра, дадим и это; но за имя Христово, за веру православную, нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить», т.е. охранение, защита и утверждение православной веры, по мысли Преподобного, должны стать основой русской государственности, фундаментом народной жизни. Победа русских воинов в Куликовской битве подтвердила жизнеспособность этого принципа, это была именно победа правой веры, победа нравственной силы над грубой физической.
По окончании похода Димитрий Донской и преподобный Сергий лично отслужили в Троицком монастыре панихиды по каждому павшему. Тогда же и была учреждена Димитриевская родительская суббота для ежегодного поминовения воинов, за веру и Отечество убиенных. В последние годы жизни великий князь старался укреплять единство русской земли, поддерживать веру и благочестие среди русских. Почувствовав приближение смерти, князь Димитрий Донской по традиции предков принял монашеский постриг и его высшую, равноангельскую степень – схиму.
На примере подвигов русских благоверных князей в течение многих столетий воспитывались православные русские императоры и полководцы. В годы Великой Отечественной войны на средства Церкви была построена танковая колонна «Дмитрий Донской», три танка которой участвовали в штурме Берлина. Навязанная нам Великая Отечественная война могла быть и неизбежно стала только национально – освободительной не за абстрактные политические идеи, а за само существование нации, народа.
Сталин понял это еще задолго до войны, когда «русская идея» уже витала в воздухе. И на экраны страны один за другим стали выходить фильмы военно – патриотической тематики. «Александр Невский», где впервые широко зазвучала героическая кантата Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские!», такие киноленты, как «Суворов», «Минин и Пожарский», уже во времена войны запускается в производство «Кутузов», «Адмирал Нахимов», «Крейсер Варяг», выходит целый ряд таких замечательных фильмов, как «Машенька», «Семеро смелых», «Тринадцать». Эти искрометные, лирические и музыкальные комедии, которые несли в массы светлые мысли и чувства, поднимали настроение, пробуждали любовь к родной земле, ее красоте, к тем, кто живет и трудится рядом.
В пылу сражений появились ордена имени наших великих полководцев, были введены традиционные погоны русской армии, а в кабинете вождя (Сталина) вместо «основоположников» развесили портреты великих сынов России. Одновременно во всех средствах массовой информации был снят не оправдавший себя космополитический марксистский лозунг – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и заменен на простой и понятный для всех «За нашу Советскую Родину!». О том, что воевать придется не со сталинским режимом, а с русским народом, с его глубоко укоренившимся православным самосознанием, Гитлер так и не понял до конца своей жизни. Славяне оказались не «унтерменшами», людьми низшей расы, а отважными солдатами и людьми, любящими свою Родину, решительно вставшими на защиту своих национальных интересов. Война была поистине народной и отечественной.
Православие ориентировало (и продолжает ориентировать) русских людей на высокий духовно – нравственный тонус их жизни. Как обрядность, так и бытовые нормативы направлялись на закрепление в сознании и подсознании верующих определенной поведенческой системы, которая – будучи освященной верой в Истину – так или иначе задавало вектор ходу русской истории. В старой России слово «русский» означало прежде всего «православный», тем самым обозначая не столько этничность, сколько качество сознания, особенности мироощущения, отношения к природе, к близким, к себе.
Русский народ пережил драму навязанного грубой силой отказа от православных ценностей. Они «выветривались» из народного сознания в процессе жестких социальных экспериментов. Болезненный опыт России учит нас свято беречь духовное достояние, без которого нации грозит вырождение. Ощущение психологического дискомфорта, свойственное значительной части российского общества, связано с неудовлетворенной тягой к вечным ценностям, к идеалам, объединяющих разрозненных индивидуумов в органический коллектив. Без духовного насыщения жизнь как отдельной личности, так и целого сообщества обедняется, лишаясь тепла и света, теряя стимулы для самосовершенствования.История нашего Отечества богата героическими традициями. Удивительны мужество русских людей, верность долгу. Все они воодушевлялись религиозным чувством. Не дать на поругание святыни, не допустить разорения Русской земли – последнего оплота Православия. Свои силы они черпали в уповании на Бога и в твердом убеждении в истинности своей веры. Только живя в православной вере и помня заветы своих предков, русские люди преодолевали беды и восходили от уничижения к славе. Только возвратившись к нашим истокам, вспомнив заветы своих предков, мы сможем воссоздать былую мощь и славу России, воспитать наших детей, гимназистов высоконравственными людьми, знающими свою историю, культуру, любящими сынами своего Отечества, а значит православными в полном смысле этого слова.Литература:1. Журнал «Русский Дом» №11,2004г.2.Православная народная газета «Русь державная».