Научно-практической конференции «Новый казахстанский патриотизм и идея Алаш» для учащихся 9-х классов


Огурцова Марина Викторовна,
учитель высшей категории
школы-гимназии № 32
города Астаны
Республики Казахстан
Научно-практическая конференция
«Новый казахстанский патриотизм и идея Алаш»
для учащихся 9-х классов
Цель: исследование идей Алаш и сопоставление с новым казахстанским патриотизмом
Ресурсы: ИД, слайды, раздаточный материал
Ход конференции:
«Нам необходимо вглядеться в прошлое,
чтобы понять настоящее
и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев
Ведущий 1:
20 век-век событий, которые перевернули мировую историю и историю казахского народа. Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Казахская интеллигенция, возглавляемая Алиханом Букейхановым, вступила в борьбу с царской властью, используя силу слова и печати.
Ведущий 2:
Спит казах беспробудно. Сгорим ведь в огне, если не проявим прыти, Все народы двинулись вперед, Лишь наш народ катится назад, Стараясь не сделать хотя бы шаг вперед.
Ведущий 3:
Этими стихами Миржакып Дулатов открыл свой сборник «Оян, қазақ». «Проснись, казах, оглянись вокруг. Нельзя так долго находится во тьме.» Эти слова призывают народ к действию. Свобода – не кусок хлеба, который нужен нам каждый день для поддержания жизни. Свобода – это нечто большое. Свободный человек сам определяет свою судьбу.
Ведущий 4:
Спешил посеять гордость, человечность,В бесплодной почве искал млечность.И семена с усердьем сеял,Народ поднять с колен мечту лелеял.
Ведущий 1:
Так Алихан Букейханов призывал народ к борьбе за свои права и независимость.
Ведущий 2:
В начале ХХ века в период национально-освободительной борьбы казахского народа возникло движение «Алаш». Его главной целью было создание независимого Казахского государства. В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором был решен вопрос об образовании партии «Алаш».
Организаторами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления, в партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и другие.
Ведущий 3:
21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, введение института президентства.
Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» широкую популярность.
 
Ведущий 4:
Проект программы партии «Алаш» свидетельствует, что ее лидеры самоотверженно защищали интересы родного народа, отстаивали его права на существование и самостоятельное политическое развитие.
Партия «Алаш» являлась политической организацией казахской национально-демократической интеллигенции. После ухода с политической арены деятели алашского движения в 1920-е годы внесли существенный вклад в развитие культуры, науки и народного хозяйства Казахстана. Активные участники движения были репрессированы, объявлены «националистами» и «врагами народа» в 30-е годы 20 века. Алашордынцев реабилитировали в 1955 году, но еще тридцать лет они оставались вне официальной истории. Лишь в 1988-1989 гг. по решению ЦК Компартии Казахстана было реабилитировано творческое наследие А. Байтурсынова, М. Дулатова, Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева. Постепенно народу были возвращены имена лидеров партии «Алаш», опубликованы их произведения.
Ведущий 1:
В новейшей истории идеи защиты национальных интересов и реализация национальных идей впервые были выражены в политических программных документах движения «Алаш». Оно ставило своей целью постепенную адаптацию казахского общества к современным реалиям на основе разумного сочетания национальных традиций с лучшими достижениями цивилизации на основе автономной казахской государственности. Прошло 100 лет с тех пор, но идеи партии Алаш до сегодняшнего дня актуальны.
Ведущий 2:
Наша научно-практическая конференция посвящена изучению и осмыслению идей партии Алаш и ее лидеров. Члены партии «Алаш» были преданы тем вечным ценностям, в которых сегодня мы нуждаемся больше всего: любовь к Отечеству и своему народу, бескорыстие, честность и честь, уважение к труду и знанию, верность долгу, жертвенность во имя высоких идеалов. Таким образом, фундамент современной казахской государственности был заложен в начале ХХ века представителями политической партии «Алаш»
Ведущий 3:
В конференции участвуют команды 9 «А», 9 «Б» и 9 «В» классов.
1 тур Партия Алаш и ее лидеры
Дать краткую биографическую справку и проанализировать высказывания. Как своей деятельностью лидеры Алаш подтверждали свои высказывания.
Ахмет БайтурсыновА. Байтурсынов в программной статье, опубликованной в первом номере газеты «Казах» писал: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».
435102035560000Алихан БокейхановЛидер Алаш Орды Алихан Букейханов проникновенно писал: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей родины, для меня судьба ее превыше всех благ… Я не могу спать спокойно, если не знаю, в каком положении она находится».
Мыржакып ДулатовНаходясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в "национализме", он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует".
-2540172720002 тур. Алашская автономия
5-13 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся II-ой Общекиргизский съезд , на котором было принято решение об образовании Алашской автономии.
Проанализируйте программу партии Алаш, соотнесите ее с современной Конституцией Казахстана
1 команда
Права и свободы человека и гражданина представлялись деятелям Алаш- Орды в следующих формулировках:«- Партия стремится создать для народа благо и культуру личности, свободы слова, печати, союзов, - Религия должна быть отделена от государства, все должны быть свободны и равны, У киргиз отдельный муфтий записи браков, рождения и смертности и развода остаются у киргизских мулл.- Всем, кто живет среди казах-киргизов, гарантируется права меньшинства.- Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть предоставлены пропорционально. Предоставляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш... - Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще - богатый платит больше, бедный меньше.- Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих, ввиду того, что в Киргизии мало фабрик и заводов, т.е. рабочих, партия Алаш-орда поддерживает в этом вопросе программу социал-демократов меньшевиков. - Народное образование должно быть достоянием всех.- Обучение во всех учебных заведениях бесплатное: в начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. - Киргизы должны иметь свои средние и высшие учебные заведения включительно до университета. - Школа должна быть автономной. Правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы .Все учителя ( мугалимы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах- читальнях»[17,с.234-256].
2 команда
Судебная власть.
Судимость и Суд у каждого народа должен быть сообразно обычаю. Судьи должны знать местный язык. В местностях со смешанным составом населения допрос и решения суда должны происходить на языке тех, кто составляет в данной местности большинство. Все народы перед судом равноправны, В виду того, что после бога самыми сильными являются судьи и заседатели, и поэтому решению их должны подчиняться все без исключения. Решения суда должны приводиться в исполнение немедленно. Суд рассматривающий должен быть обязательно с участием присяжных заседателей, причем если рассмотрения дела происходит в местности с киргизским составом населения, то он должен быть на киргизском языке и все заседатели должны быть киргизы. Суд же в степи должен происходить по всем обычаям и правам народа.
3 команда.
Земельный вопрос.
При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею в первую очередь туземцев. Надел переселенцев-крестьян, до окончания полного надела туземцев, не должен производиться. Все ранее отобранные у киргиз переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Киргизы должны получать земли с более плодородной почвой через местные комитеты. Лишние земельные участки должны принадлежать только земству, причем при росте населения они отрезаются для природившихся, т. е. надел происходит из этих земель. В Туркестане, кроме надела землей, должен быть также надел водой. Пользование землей вообще должно происходить так, чтобы районные и аульные пользовались землей родами, а не отдельными семействами. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатые земли - большие леса, реки - должны принадлежать государству и Управлению земством.
Ведущий 1:
Движение «Алаш» - шаг к независимостиСкоро наша страна отметит 100-летие движения “Алаш”. Говорят, история народа становится ценностью только после того, как она осмыслена как опыт. Без этого история - всего лишь повествование. Осмыслить историю Алаша казахстанцам еще только предстоит, потому что тема эта очень долгие годы была под запретом. До сих пор не все документы обнародованы, не все имена участников названы. Исторический путь Алаша - всего лишь два десятилетия борьбы. В масштабах мировой истории - мгновение, миг! Даже для одной человеческой жизни это не так уж много. Но если мерить историю не временем, а делами, то сделано алашевцами не просто много. Ими сделано главное; сформулирована концепция казахской государственности, которая и сегодня звучит так, будто ей вовсе и не 100 лет. 
Ведущий 2:
Трагичной оказалось судьба великих казахов - государственников начала XX века. Но уроки национального мужества и национальной зрелости не забыты. "Мы можем определенно сказать, - пишет Н. Назарбаев в книге “В потоке истории”, - что деятельность казахских интеллигентов первой половины XX века, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному уровню, что само по себе уникальное явление, но и по своему гражданскому и культурному уровню". 
Ведущий 3:
Главная идея Алаша” - национальная государственность. Как говорил А. Букейханов, ''народ, не имеющий государственности - сирота, подневольный народ". Поэтому независимость - есть главная ценность для любого народа, думающего о своем будущем. С этой точки зрения можно оценивать Республику Казахстан как конкретное воплощение идеи “Алащ”.
3 тур.
- Что бы я сказал алашевцам сегодня?
Выступление гостей научно-практической конференции.
Вручение Сертификатов участников.