Воспитательная программа развития классного коллектива 5 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] средняя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] общеобразовательная школа № 28 г. Комсомольска-на-Амуре













ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА












Автор:
Зёлка Людмила Ивановна
Классный руководитель
5 «Б» класса
МОУ СОШ №28
г. Комсомольск-на-Амуре






г. Комсомольск-на-Амуре
2012



Введение
Времена меняются, и мы
меняемся вместе с ними.
Гораций
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и программа модернизации образования определяют главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Существование человека в особом, информационном пространстве, требующем критического восприятия информации, выработки собственной позиции.
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?
Обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации на основе объективной самооценки.
Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается -процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию.
Поэтому стратегической целью учебно-воспитательной системы МОУ СОШ №28 является создание условий для формирования свободной, социально-ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Это определяет воспитательную программу класса.
В современном состоянии функционирования воспитательной программы важное значение имеет системность и целостность сложившегося взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Такое взаимодействие возможно при соблюдении следующих условий:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- постоянное испытание интеллектуальных, физических,
нравственных сил для определения возникающих проблем действительности
и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Создание таких условий обеспечивает использование новых педагогических технологий, в частности проектной технологии и технологии портфолио, получивших приоритетные позиции в воспитательном процессе класса.
Данные технологии обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникативность, желание помочь другим.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, групповую. Эта технология предусматривает умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека, что актуально в наше время. Достижению цели по формированию у учащихся способности к объективной самооценке способствует технология портфолио.
Портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика (творческих, исследовательских). Портфолио помогает решить важные педагогические задачи: поддержать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. И как результат – способствовать повышению качества образования в целом.
Ключевая идея замысла воспитательной программы выражается в ее цели и определяет выбор ее названия – « В ногу со временем».


Программа воспитания учащихся - это педагогическая система, состоящая из двух частностей: гуманистической этики и совокупности воспитательных идей.
По моему мнению, для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними, учится вместе с ними (хотя в начале своей деятельности я использовала и императивный путь, когда учитель сам решает педагогическую задачу, заставляя учеников делать то, что «необходимо для их будущего»).
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Обязанность педагога в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в социуме. В 2012/ 2013 учебном году я стала классным руководителем 5Б класса.
Главным в моей работе, при переходе учащихся из 1 ступени в среднее звено, было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью. Передо мной постоянно возникали вопросы:
-Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности? Как создать сплоченный детский коллектив, воспитать каждого ребенка гражданином своего Отечества, человеком, который может помочь другому, может творить, хочет созидать?
-Как осуществить единство умственного, нравственного, трудового воспитания, то есть реализовать комплексный подход?
-Как создать воспитывающую среду, дополнительное пространство, для самореализации личности во внеурочное время?
Возникла потребность в создании индивидуальной программы для данного коллектива, которая получила название «В ногу со временем». Моя программа рассчитана на 5 лет (5-9 кл)
На пути становления личности учащиеся проходят несколько этапов, которые разбиты по возрастным критериям. Процесс становления начинается с первого класса, поэтому ко мне ребята приходят, имея уже определенный багаж сотворения. С 5-го по 9-й класс этот процесс продолжается.
Я считаю, что строить воспитательную работу класса можно только опираясь на воспитательную систему работы школы в целом. Поэтому, естественно, это обязательное включение во все школьные акции, мероприятия, дела, но главное, это моя совместная работа с детьми внутри коллектива, неповторимое лицо НАШЕГО классного коллектива.
Воспитательная программа 5Б класса
Характеристика классного коллектива.( по итогам диагностик) в начале учебного года
Всего в классе 15 учащихся из них 8 мальчиков и 7 девочек.
В основном это учащиеся 11 лет.
Уровень учебных возможностей разнообразный. В основном
это учащиеся: с высокими -1 и средними -14 учебными возможностями. Некоторые из них не умеют их правильно применить, поэтому не все имеют соответствующий уровень ЗУН.
В прошлом учебном году из этих учащихся 1 закончила начальную школу на отлично. Это –Орлова Валерия. Хорошистами Ковалева Анастасия, Колмыкова Валерия, Бердяев Артем. Слабо занимаются Коростылев Роман, Гончаров Илья.
Отношения в классе дружеские. В классе выделяются несколько микрогруп. Это девочки и мальчики. Отношения между группами хорошие, конфликтов не бывает.
Ребята даже пытаются защищать друг друга.
Основная задача классного руководителя объединить их в один коллектив.
Эмоциональный настрой класса положительный.
Отношения с учителями положительные.
Степень вовлеченности в жизнедеятельность класса различный.
Уровень воспитанности класса средний.
Уровень сплоченности средний.

Цель воспитательной работы: Формирование у учащихся самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире через включение в учебно- воспитательный процесс.
Задачи:
1. Создать условия для осознания учеником себя как члена коллектива, ~ общества, страны.
2. Приобщить школьников к законам государства, сформировать гражданскую ответственность. 3. Развить интерес к себе и окружающим.
4. Сформировать позитивное отношение к ЗОШ.
5. Создать систему самоуправления в классе.
6. Сформировать потребности в самосознании, саморазвитии, самообразовании, самореализации .

Главным принципом воспитания я считаю принцип: «В каждом ребенке чудо, ожидай его".
В центре своей программы воспитания, я ставлю полноценное, разнообразное становление и развитие личности с учетом индивидуальных склонностей и интересов;
Органичное вхождение учащихся в социальное окружение и участие в жизни класса, поселка, города, общества.

Воспитательная программа класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Целесообразность создания воспитательной программы класса:
содействие развитию личности каждого члена класса и формированию коллектива в данном классе.
Любая воспитательная система должна :
Обеспечить безопасность детей
Сохранить здоровье детей
Помогать детям учиться
Сделать посещение школы для каждого достаточно приятным.
Принципы:
Заботливое отношение друг к другу
Совместная деятельность детей и взрослых
Все делать с пользой
Творческое отношение к делу.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.
Наиболее значимые направления:
- интеллект
- здоровье
- нравственность
- семья
- психическое развитие
- право
- детское самоуправление
Выбор форм работы обусловлен возрастными особенностями.

1. Интеллект

Цель: содействовать умственному развитию учащихся и формированию их интеллектуальной, познавательной активности.
Ожидаемый результат: установление реальных учебных возможностей каждого ученика.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Формы реализации:

интеллектуальные игры внутри класса, школы; предметные недели; олимпиады по предметам; читательские конференции; познавательные экскурсии; выпуски стенгазет; работа с портфолио.

2. Здоровье
Цель: формирование у учащихся осознанного серьёзного отношения к здоровью.
Ожидаемый результат: сформированная устойчивая потребность
соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы реализации:
Спортивные праздники, соревнования; походы выходного дня; дни здоровья; тематические классные часы по спортивной тематике; беседы, дискуссии о ЗОЖ; акция «Чистая книга».

3. Нравственность
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Ожидаемый результат: сформированность нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, активная жизненная позиция.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
Формы реализации:
Тематические классные часы; тренинги нравственного самосовершенствования; посещение театров и кинотеатров; экскурсии; изучение нравственного наследия писателей и поэтов мира; конкурсы рисунков; участие в творческих конкурсах; работа с портфолио.

4. Семья
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Ожидаемый результат: сотрудничество педагогов и семей, формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».
Формы реализации:
Тематические классные часы «Моя родословная», совместные походы, экскурсии, праздники, беседы с детьми и родителями, родительские собрания и консультации.

5. Психическое развитие
Цель: развитие качеств личности учащихся.
Ожидаемый результат: формирование умения регулировать своё состояние и управлять своими поступками.
Задачи:
- формирование способности к самоанализу и самооцениванию у учащихся;
- создание условий для реализации личностных качеств.
Формы реализации:
анкетирование; тестирование; беседы; диагностика., работа с портфолио, тематические классные часы, психологические игры.



6. Право
Цель: формирование понимания прав и обязанностей школьника, мировоззрения.
Ожидаемый результат: профилактика правонарушений, формирование
культуры толерантности.

·Задачи:
- создать условия для развития социальной активности;
- сформировать правовую культуру учащихся.
Формы реализации:
Часы общения, правовые беседы, конкурсы плакатов, социальной рекламы, диспуты.

7. Детское самоуправление
Цель: формирование самостоятельности, организаторских способностей.
Ожидаемый результат: развитое самоуправление
Задачи:
- создать условия для развития самоуправления;
- способствовать развитию потребности в самостоятельной организации жизнедеятельности классного коллектива.
Формы реализации:
Часы общения, избирательные кампании, обсуждения

Управление и мониторинг (осуществляются на каждом этапе реализации программы)

Соуправление реализацией и отслеживание результатов деятельности по программе осуществляют классный руководитель, родительский комитет и сами учащиеся через портфолио.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного потенциала личности школьника;
- развитие способности у учащихся к самоанализу;
- сформированность классного коллектива.
Для наблюдения используются традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

Сроки и этапы реализации:
Образно воспитательную систему класса можно представить в виде ступеней лестницы. Каждый этап – это преодоление очередной ступени, очередного отрезка пути. Каждый этап имеет свои задачи.























«1 этап - 5класс : «Я и Я» 2012-2013г.г.
Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся; - подготовительный (проектирование совместной деятельности) –
На данном этапе возникает тесное сотрудничество с учителем – классным руководителем начальной школы, и родителями (выборы родительского комитета, привлечение родителей к участию в жизнедеятельности класса, реализации проектов). Проводится изучение интересов, потребностей, разнообразных личностных качеств учеников, диагностика межличностных отношений. Мероприятия направлены на сохранение традиций, зародившихся в начальной школе, на устранение проблем адаптации пятиклассников.
При проектировании совместной деятельности важными являются следующие моменты:
- разработка системы работы по формированию портфолио в основной школе;
- формирование классного самоуправления, создание условий для активного участия всех учащихся класса в коллективной деятельности.
В классе проводятся избирательные кампании по выбору актива класса, объединение детей в различные функциональные группы, распределение обязанностей и поручений. Староста класса выбирается на учебную четверть. Но, несмотря на четкую структуру самоуправления в классе, существуют временные творческие группы, состав которых меняется в различных видах деятельности, в зависимости от интересов детей;
- отслеживание индивидуального развития в широком образовательном пространстве, анализ
учебной и внеклассной деятельности посредством портфолио.
Форма деятельности - выпуск классной газеты «Пятиклассник». Выпуск газеты, кроме вышесказанного, преследует решение нескольких важных задач в развитии младшего подростка:
- развитие творческих способностей; ,
- привитие навыка работы на компьютере;
- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать; (самостоятельное проведение КТД и релаксация)
- выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;
- объединение класса общим делом;

2 этап - 6 класс : (шаг к классу) «Я и класс» 2013-2014г.г.
На данном этапе утверждается системообразующая деятельность – проектная, определяющие приоритетные направления функционирования системы.
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои
поступки.
Форма организации классных дел: коллективно-творческая
Выпуск классной газеты.
Оформление фото и видеолетописи класса
Ведение портфолио.
Проектная деятельность
Идет работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формируется умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, осуществляются различные проекты (исследовательские, ролевые, практические и др.).
В классе развивается самоуправление, самостоятельность учащихся. Продолжается работа по сохранению традиций классного коллектива.
Проводится педагогическая диагностика идет работа с родителями в плане консультирования по возникающим вопросам, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
На данной ступени продолжается формирование потребности развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей. Ребята участвуют в состязаниях различного уровня, пробуя свои силы в различных интеллектуальных областях..
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.

3 этап - 7класс : ( шаг к самостоятельности ) «Я-гражданин» 2014-2015г.г.
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Формы деятельности: тематические беседы, психологические тренинги
Проектные технологии служат повышению интереса к обучению, включению родителей во внеурочную деятельность
- ролевые, деловые, образовательные игры;
-экскурсии, походы;
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.
4 этап – 8 класс: ( шаг к саморазвитию ) «Я –лидер» 2015-2016г.г.
Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их
нравственной самореализации знакомство с профессиями.
Форма деятельности: работа органов самоуправления, классные часы;
Для этого этапа характерны следующие моменты:
- рост стремления учащихся к самостоятельности и развитие чувства ответственности, саморазвитие членов коллектива;
- анализ результативности работы по накоплению портфолио;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
-экскурсии, походы;
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.

5 этап- 9 класс(шаг к самореализации ) “Я в будущем страны»

Цель: мое место в обществе. Создать условия для самореализации. Осознанный выбор профессии Форма деятельности: дебаты, тематические диспуты, участие в научных конференциях

Изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальны и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, и исследования);
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с
последующим анализом на классных и родительских собраниях;
-организация педагогических консилиумов;
-дискуссии, диспуты ;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
-экскурсии, походы;
-«круглые столы», ток шоу,
-соревнования;
- викторины;
-интеллектуальные марафоны;
-проектные игры;
- уроки в музее;
- КВН;
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.
- формирование приоритетных ориентиров, жизненной позиции;
- обновление существующих способов и форм жизнедеятельности класса;
- продолжение взаимодействия с родителями, решение вопросов, связанных с дальнейшей судьбой учащихся.
Этот этап – серьезный шаг на пути социализации личности.
Реализация воспитательной системы класса рассчитана на 5 лет, что позволяет обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка, позитивного личностного роста
На всех этих этапах прослеживаются основные мотивы: во-первых, это я-
концепция; во-вторых, актуальность данной темы для ребенка на данном
возрастном этапе
XXI век – век стремительно меняющихся условий жизни, век инновационных технологий во всех областях жизнедеятельности. Как сделать процесс развития личности успешным, как вырастить человека, который будет востребован обществом? Как не отстать от всего нового, что дает нам время, несущееся неумолимо вперед, словно современный сверхскоростной лайнер или локомотив?


Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения, отвечающей требованиям времени, является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса как педагогическое явление должна помочь в решении многих проблем, которые ставит перед нами общество.
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Один из компонентов воспитательной системы представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.
Большую роль в построении и функционировании воспитательной системы играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его позиция являются одним из системообразующих факторов.

Классный руководитель является тем звеном в воспитательной системе класса, которое, как штурман, рулевой, задает направление движения, развития классного коллектива. Отвечая за успешность учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы.
Важной составляющей в воспитательной системе являются, несомненно, учащиеся класса. Они, с одной стороны, полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы. С другой стороны, учащиеся - это объекты влияния совместной деятельности, общения и отношений. Образно говоря, это не просто пассивные участники движения, «пассажиры», а полноправные члены воспитательной системы, вступающие во взаимодействие с другими участниками, определяющие направление собственного развития.
Результаты диагностики свидетельствуют о большой заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса, о первостепенной значимости их в формировании личности ребенка.
Семья – это тот фундамент, та направляющая сила, которая закладывает начальные знания ребенка и определенные личностные качества. Родители также не являются пассивными наблюдателями воспитательного процесса, они сотрудничают со школой в решении задач воспитания. Ни один важный вопрос классной жизни, ни одно мероприятие не обходится без участия родителей.
«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе, и администрация образовательного учреждения. По мнению А.С.Макаренко, «там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.

Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения коррективов в первоначально созданную модель.
Во всей работе отчетливо должна реализоваться идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог - ученик», «Ученик – родитель», «Педагог - родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
уровень воспитанности учащихся повышается;
в классе преобладает атмосфера доброжелательности;
большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, могут свободно высказать свое мнение;
выпускники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые предметы. И только тогда мы получим МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА!







МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИХ КАЧЕСТВ И НАПРАВЛЕНА ВСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»
Пусть каждый ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.

Список литературы

Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка.
Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Закон РФ «Об образовании».
Воспитательная система МОУ лицей №82.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы. Н.Ф.Ромашина. – М., 2008.
Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». Под ред. Е.В.Меттус. – М., 2007.
Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
Классные часы: 5, 6, 7, 8, 9 класс. А.В.Давыдова. – М., 2008.
Классные часы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М., 2006.
Мое здоровье. П.П.Кочеганова, Ю.в.Науменко. – М., 2008.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М., 2008.
Портфолио ученика средней школы. И.Г.Юдина. – Волгоград, 2008.
Патриотическое воспитание. И.А.Пашкович. – Волгоград, 2006.
Познай себя. Г.К.Селевко. – М., 2006.
Родительские собрания. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева. – М., 2005.
Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. О.В.Белоусова. – М., 2008.
Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева.– М., 2002.
Формирование коллектива класса. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова. – М.. 2006.







































































































V этап “Шаг к самореализации»

IV этап “Шаг к саморазвитию»

III этап «Шаг к самостоятельности»

II этап «Шаг к классу»

I этап « Я и Я»



В ногу со временемArial Black