Урок по теме Вода – самый распространенный минерал. Понятие о качестве воды.

План конспект урока.
10 класс биолого-географический профиль
Тема: Вода – самый распространенный минерал. Понятие о качестве воды.
Цели: 1. Показать, что вода уникальное природное соединение, активная среда для жизни растений, животных и человека. 2. Оценить пригодность воды для питья, используя методы химического анализа. 3. Формирование навыков экологической деятельности. 4. Рассмотреть влияние показателей качества воды на здоровье человека
Задачи:
Расширить знания обучающихся о водопотреблении пресной воды;
Познакомить со способами работы с различными источниками информации и применение их на практике;
Через интеграцию знаний по биологии, географии, химии и экологии расширить знания обучающихся об экологической угрозе пресных водоемов;
Развить компетентностей обучающихся и применение их в жизненных ситуациях.
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: лабораторная посуда, химические реактивы, дидактический материал к уроку, инструкция выполнения лабораторной работы, презентация.
Тип урока: интегрированный, бинарный
Организационный момент. Приветствие класса.
Актуализация опорных знаний
Учитель географии. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришла хорошо всем знакомая, и все же загадочная, таинственная гостья.
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать,
И на коне не обскакать.
Кто она? Догадайтесь сами. (На столе стоит колба с водой, покрытая тканью. После ответа учащихся учитель приоткрывает ткань.)
Конечно, вы правы! «Это водица – всему миру царица» она бывает разной и вы, наверное, знаете, какой бывает вода.
Метод микрофона.
Ассоциация понятия «Вода»
Метод микрофона.
Ассоциация «Роль воды в природе»

Изучение нового материала.

Учитель биологии. Сообщение темы и цели урока.
План урока.
1. Вода – природное уникальное соединение.
2. Питьевая вода.
3.Качество воды.
4.Предельно-допустимые концентрации веществ.
5. Методы очистки воды.

Фильм. « Гидросфера»

Учитель биологии. Вода – самый распространенный минерал. Она находятся в естественных водоемах на поверхности (в океанах, реках, озерах и болотах); в недрах (подземные воды); во всех растениях и животных; а также в искусственных водоемах (водохранилищах, каналах и пр.) Составляет 2/3 поверхности Земли. Интересно, откуда пришла на Землю вода. Об этом знает география
Сообщение группы «Гидрологи» о происхождении воды.
(См. Приложение № 2)
Вода – единственное вещество, которое в природе присутствует в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода самое известное, малоизученное и самое загадочное вещество на Земле. В чем же ее уникальность об этом знает наука физика.
Сообщение группы «Геофизики» об аномалиях воды
(См. Приложение № 3.)
Вода – универсальный растворитель. Она редко бывает чистой и содержит минеральные соли и другие растворенные в ней вещества. Поэтому вода может быть соленая, горькая, кислая, сладкая. Всего лишь 2, 8% приходится на пресную воду, которую человек использует для своих целей. Здесь можно выделить питьевую и техническую воду.
Сообщение группы « Экологи » о свойствах питьевой и технической воды. (См. Приложение № 4.) Сообщение группы «Исследователи» о «живой» и «мертвой» воде. (См. Приложение № 5.)
Работа с определениями по дидактическому материалу к уроку
Качество – это характеристика ее состава и свойств, определяющие пригодность воды для конкретных целей
Законодательство определят это качество
Сообщение группы «СЭС» ( См. Приложение № 6. )

Учитель экологии. Мы с вами живем в Крыму, где уникальный климат, может питьевая вода у нас такая. Об этом знает география и экология.
Сообщение группы «Биохимики» по материалам СМИ Крыма о питьевой воде.
(См. Приложение № 7 )
Учитель химии. К сожалению, питьевая вода все хуже и хуже. В химической лаборатории СЭС можно определить качество воды. Представьте, что вы являетесь сотрудниками такой лаборатории. Разрешите представить директора -, заместителя . В лаборатории несколько отделений, где проходят исследования. Необходимо определить качество трех проб воды: с. Климово, с. Владимирово и технической воды.
Учащиеся работают в группах. Каждая группа выполняет одно исследование. Один учение группы доводит до сведения директору результат опыта и озвучивает его. По завершении работы подводятся итоги, учащиеся записывают вывод.
Выполнение лабораторной работы № 5.
(См. Приложение № 8.)
Исследования показали, что в природной воде много примесей, она может быть загрязнена, ионам железа, ионами тяжелых металлов, механическими примесями, микроорганизмами. (Учащиеся работают с дидактическим материалом к уроку, информация о роли вредных веществ в питьевой воде.)

А нам нужна очищенная вода? Как можно очистить воду?
Метод «Мозговой штурм».
Способов, которыми можно очищать воду несколько. В любом случае надо знать от чего вы очищаете воду.

Группа «Химики» Презентация. Методы очистки воды.
Учитель географии. Жители нашего села получают воду из водонапорной башни, подающей воду из артезианской скважины, глубина которой 25 метров. Инициативная группа юных исследователей информирует нас о возможности рационального использования водных ресурсов в селе .Снят видеоматериал о работе водонапорной башни и септика по очистке канализационной воды на частном участке. Ребята пока проводят свои исследования, чтобы доказать односельчанам о необходимости строительства индивидуального септика в каждом доме для экологизации окружающей среды - вода должна возвращаться в природу чистой.
Фильм. «Способы очистки воды на очистительных сооружениях в городах»
Учитель биологии. Где мы можем взять чистую воду. Представление бытовых фильтров и бутилированной воды.
Сообщение группы «Исследователи»
Группа исследовала ассортимент питьевой воды в торговой сети. В магазине можно купить минеральную воду, очищенную питьевую негазированную, воду для детей, сладкую. В ходе исследования учащимся и их родителям предложено ответить на вопросы об употреблении минеральной, кипяченой, сладкой воды, знают ли покупатели о составе и назначении воды.
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Тестирование. (См. дидактический материал к уроку)
Подведение итогов урока.
Учитель географии. - Мы провели на предыдущих уроках дискуссию «Вода это компонент живой или неживой природы.» и пришли к заключению:
Вода – объект живой природы, она является важным неорганическим соединением, которая участвует в биохимических процессах в обмене веществ и энергии. Количество воды в живых организмах составляет 60-70%. У некоторых организмов, например у медузы вода составляет 98%. Но мы не может отнести её к объектам живой природы поскольку ей не присуще такие свойства саморегуляции, рост, развитие. Вода – самый распространенный минерал. И все же вода компонент неживой природы.
Все на свете есть живое,
В том числе вода.
И напоит, и обмоет
Села, города.
Брызнет дождиком с высока,
И вздохнет Земля,
И наполнить пищу соком -
И живет семья.
Без воды, конечно, худо,
Просто жизни нет,
Потому закономерно
Существует свет.
Ни мыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Д/З. Читать и пересказывать дидактический материал. Выучить определения. Исследовательское задание. Рассчитайте количество воды, расходуемое вами за один день.




15