Пояснительная записка по истории Донского края 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В. И. Фомичёва»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
руководитель МО заместитель директора по УВР директор
МБОУ «Шебалинская СОШ МБОУ «Шебалинская СОШ МБОУ «Шебалинская СОШ
им. В. И. Фомичёва им. В. И. Фомичёва» им. В. И. Фомичёва
___________ /Е.В. Середа/ ___________/О. В. Крылова/ __________/В. Н. Зайцев/
Протокол № 1 от « 30 » 08. 2016 Протокол № 1 от « 30 » 08. 2016 Приказ № 74 от « 31 » 08. 2016
Рабочая программа
по истории Донского края
для 5класса
основного общего образования
РАЗРАБОТАЛА:
Аникеева О. В.
учитель истории
первой квалификационной категории
2016-2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа на уровне основного общего образования по «Истории Донского края » для 5 класса общеобразовательной организации составлена на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»№ 273от 29.12.2012 года;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурным стандартом утверждены на расширенном заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года;
• Примерной программы Гуманитарного издательского центра «Владос», Москва, 2013г.;
• Авторской программы учебно-просветительского проекта « Донской край – наш общий дом», «История Донского края» ( XVII-
XIX век), Самарина Н.В., Витюк О.Г. ,Ростов-н/Д., 2012г.; • Учебника: История Донского края с древнейших времён до конца ХVI века. Веряскина О.Г. 5/6 класс. Ростов-н/ Д., 2012 г.;
• Учебного плана МБОУ «Шебалинская СОШ им. В.И. Фомичёва» на 2016-2017 учебный год.
В Учебном плане МБОУ « Шебалинская СОШ им. В.И. Фомичёва» на уровне основного общего образования по «Истории Донского края » для 5 класса на его изучение отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. В связи с тем, что 1 час приходится на 24.02.17, который в 2016-2017 учебном году считается выходным, согласно Постановления Правительства РФ от 04.08.2016 года № 756 « О переносе выходных дней в 2017 году», он будет представлен в блоковой подаче 03.03.17.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Обучающиеся должны усвоить:
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников.
Обучающиеся должны научиться:
• определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
• использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
• группировать исторические явления и события по заданному признаку;
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
• выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
III.Содержание учебного предмета
Раздел программы Основное содержание по темам
Введение ( 2 ч) Географическое  и  культурно-историческое  пространство  региона  с  древнейших  времен  до  наших  дней.  Музеи,  библиотеки,  архивы  Ростовской  области – хранители исторического наследия.
Раздел I. Донской край в древности ( 33ч) Географическое  и  культурно-историческое  пространство  региона  с  древнейших  времен  до  наших  дней.  Музеи,  библиотеки,  архивы  Ростовской  области – хранители исторического наследия. Первобытные племена на территории Дона. Основные занятия населения. Начало эпохи металлов. Воинственность и борьба пастушеских племен. Курганы как исторические источники: назначение, особенности конструкции. Киммерийцы. Образ жизни, занятия, быт населения. Скифо-сарматская эпоха. Греческие авторы о  Скифии. Расселение, занятия, быт, верования. Курганы «Пять братьев». Скифский «звериный» стиль. Элементы «звериного» стиля в культуре других народов. Греки. Первые греческие поселения на Дону. Проникновение греков на берега Азовского моря и в устье Дона. Трудности освоения Приазовья. Танаис. Занятия, культура, быт, верования. Город греческой культуры. Гуннское нашествие. Греческие авторы о сарматах. Особое положение женщин в сарматском обществе. Сарматские союзы племен. Занятия сарматов, быт, общественное устройство, военное искусство. Готы.
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Входная диагностика в 5 классе не проводится.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Тест по истории Донского края в древности
1. Первые глиняные сосуды были изготовлены в …
1) новом каменном веке. 2) бронзовом веке
3) раннем железном веке 4) медно-каменном веке.
2.Население Нижнего Подонья научилось изготовлять лодки в…
1) бронзовом веке 2) среднем каменном веке
3) новом каменном веке 4) раннем железном веке
3.Медно-каменный век на Нижнем Дону начинается в…
1) середине VI тыс.до н.э. 2)конце II тыс.до н.э
3) начале III тыс.до н.э 4)середине IV тыс.до н.э
4. Бронзовый век на Нижнем Дону заканчивается в…
1) конце II тыс.до н.э 2) начале I тыс.до н.э
3) начале II тыс.до н.э 4)середине I тыс.до н.э
5. Первые курганы стали сооружать в …
1) бронзовом веке 2) новом каменном веке
3) медно-каменном веке. 3)древнем каменном веке.
6. Крепость бронзового века на Нижнем Дону, окруженная каменной стеной, носит название…
1) Кобяковское 2) Ливенцовская3) Елизаветинская 4) Константиновская
7. В VIII – VIIвв. до н.э. на территории Нижнего Дона проживали…
1) сарматы 2) славяне
3) скифы 4) киммерийцы
8. С VI по III вв до н.э. на территории Нижнего Дона обитали…
1) савроматы 2) сифы3) киммерийцы 4) сармты9. В V в до н.э. скифы подверглись вторжению…
1) греков 2) римлян
3) персов 4) сарматов
10. Скифы были вытеснены со своих земель на Нижнем Дону …
1) персами 2) греками
3) римлянами 4) сарматами
11. г Танаис просуществовал…
1) с III в до н.э. – до III в н.э. 2) с III до н.э - до IVв н.э.
3) с II в до н.э. - до IV в н.э. 4) с IV до н.э. – до IVв н.э.
12 Население Танаиса состояло из…
1) меотов 2) сарматов
3) греков 4) представителей всех этих народов
13. К товарам, привозимым греками в Северное Причерноморье и Приазовье, не относится…
1) оливковое масло 2) хлеб
3) предметы роскоши 4) вино
14. Катафрактарий – это…
1) тяжело вооруженный всадник 2) тяжело вооруженный пехотинец
3) легко вооруженный пехотинец 4) легко вооруженный всадник
15. Аланы – это предки современных…
1) грузин 2) осетин
3) чеченцев 4) армян
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№ ТЕМА
1 Древнейшие стоянки на Нижнем Дону
2 Начало эпохи металлов
3 Киммерийцы
4 Скифы
5 Первые греческие поселения на Дону.
6 Танаис
7 Сарматы
8 Донской край в древности
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА
1 Какие науки помогают изучать историю нашего края?
2 Что такое археологический источник?
3 Какие следы древнейшего человека были найдены в нашем крае?
4 О чем может рассказать очажное пятно?
5 Какими орудиями труда пользовался человек в эпоху палеолита? Из чего они были изготоалены?
6 Каковы были основные занятия человека в эпоху неолита?
7 Что можно рассказать о Ливенцовском поселении?
8 Какую роль играла река Дон в жизни местных племен?
9 Какую территорию занимала Скифская держава?
10 Какую реку греки называли Танаисом?
11 Каковы были главные занятия скифов?
12 Какую ценность представляют находки из курганов «Пять братьев»?
13 Что собой представляет скифский «звериный стиль»?
14 Как называли древние греки Азовское море и реку Дон?
15 С чем новым, неизвестным столкнулись древние греки на новых землях Меотиды?
16 Что собой представляло поселение Кремны?
17 Когда и кем был основан город Танаис?
18 Чем занимались жители Танаиса?