Биология. Контрольно-оценочные средства — Дифференцированный зачёт для всех специальностей и профессий СПО 1 курса

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Ульяновский авиационный колледж


Общеобразовательный цикл




БИОЛОГИЯ




КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для проведения промежуточной аттестации
на специальностях:
151901(ОМ), 160108(С), 162108(ТЕП), 190631(АТ), 210420(РС), 230113(КС), 230115(ПК), 230701(ПИ)

Форма проведения оценочной процедуры – дифференцированный зачет





Ульяновск, 2014



РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании ЦМК математических и
общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № 1
от «29» августа 2014г.

Председатель ЦМК:
_________________ И.В. Яковлева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
_______________ Г.В. Знаенко
«____»__________ 20 __ г.




РАЗРАБОТЧИК:
_________________О.И.Шиляева




Содержание





стр.

1

ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ




Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

4



Предмет и объект оценивания
5



Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «География»

5

2

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



2.1
Структура индивидуального варианта
6


2.2
Задания для студентов для подготовки к дифференцированному зачету

8


2.3
Критерии оценивания заданий
15

3

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

15


ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
УМЕНИЯ
У1 объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
У2 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
У3 выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
У4 сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
У5 анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
У6 изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать
ЗНАНИЯ
З1 основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
З2 строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
З3 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
З4 вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
З5 биологическую терминологию и символику

;




1.2. Предмет и объект оценивания

Предмет оценивания
Объект оценивания

З1-З4
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ №1-12
(4 варианта)

У 1 –У 6



Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»

Форма
итогового контроля
Критерии положительной аттестации

2 семестр
Дифференцированный зачет
Проводится с учетом результатов текущего контроля (набранных баллов). Образовательные результаты контролируемых показателей составляют не менее 39% по каждому разделу семестра. Отметка зависит от набранных баллов за семестр.



2. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Структура индивидуального варианта
ЦЕЛЬ: проверить уровень сформированности образовательных результатов студентов
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У 1 – У 6 З1-З4
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРИАНТА
Раздел
Наименование дидактических единиц
К-во
Формируются
из №№ заданий



I
1.1
Происхождение жизни на Земле
1
1.1


1.2
Теории происхождения жизни
1
1.2

II
2.1
Клеточная теория строения организмов
1
2.1


2.2
Органические и неорганические вещества клетки
1
2.2

III
3.1
Прокариоты и эукариоты
1
3.1


3.2
Бесполое и половое размножение
1
3.2

IV
4.1
4.2
Законы Г.Менделя
1
4.1



Наследственность и изменчивость
1
4.2

V
5.1
Эволюционное учение Ч.Дарвина
1
5.1


5.2
История представлений о развитии жизни на Земле
1
5.2


5.3
К.Линней, Ж.Б.Ламарк о происхождении жизни
1
5.3

VI
6.1
Биосфера, её структура, взаимодействие с человеком
1
6.1



Исходные материалы:
двойной лист в клетку, ручка.
Время выполнения: 30 мин
Формирование теста: 1раздел – 2 вопроса, 2 – 2 вопроса, 3 – 2 вопроса, 4 – 2 вопроса, 5 – 3 вопроса, 6 – 1 вопрос
Оценивание заданий: вопросы №1-3 – 0,5 б., вопросы №4-9 – 1 б., вопрос №10 – 0,5.б., вопросы №11-12 – 1 б.
Отметка «5» ( 81 % правильных ответов
«4» = 61– 80 % правильных ответов
«3» = 39 – 60 % правильных ответов
«2» < 39 % правильных ответов
ПРИМЕЧАНИЕ: 1 Не разрешается выходить из аудитории
Отметка ставится только на основании правильных ответов;
за ошибочные ответы баллы не снижаются

2.2. Задания для студентов для подготовки к дифференцированному зачету

Происхождение и развитие жизни на Земле
Вопросы для самоподготовки
История развития жизни на Земле
Современные теории происхождения жизни(Опарин и Миллер)
Уровни организации органического мира
Ароморфоз, идиоадаптация
Общая дегенерация, биологический прогресс и регресс
Клеточная теория строения организмов
Вопросы для самоподготовки
Клеточная теория, основные положения теории
Химическая организация клетки
Строение растительной клетки: структура и функции органоидов клетки
Прокариоты, эукариоты, вирусы
Размножение и развитие организмов
Вопросы для самоподготовки
Бесполое размножение
Половое размножение.
Развитие половых клеток
Двойное оплодотворение цветковых растений
Эмбриональный период развития
Постэмбриональный период развития
Основы генетики и селекции
Вопросы для самоподготовки
Основные понятия генетики
Законы Г.Менделя
Гибридологический метод генетики
Модификационная изменчивость
Наследственная изменчивость, мутации
Генетика человека, её значение для медицины
Эволюционное учение Ч.Дарвина
Вопросы для самоподготовки
Основные взгляды на природу Линнея и Ламарка
Эволюционное учение Ч.Дарвина
Вид, критерии вида, популяция
Искусственный и естественный отборы, другие факторы эволюции
Наследственность, изменчивость
Доказательства эволюции
Эволюция человека
Взаимоотношения организмов и природной среды
Вопросы для самоподготовки
Экологические системы (биогеоценозы)
Экологические факторы: свет, температура, влажность
Вид и популяция, их экологическая характеристика
Биосфера, структура и функции
Сокращение природного многообразия
Изменение климата планеты
Вариант 1

Инструкция
К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выполните задание, сравните полученный ответ с предложенными. В бланке ответов напишите ваш вариант ответа




1
Органические вещества клетки (большая их часть)


1)
Белки
3)
Углеводы


2)
Липиды
4)
Нуклеиновые кислоты

2
Учёный, опровергший гипотезу самозарождения жизни на Земле


1)
Опарин
3)
Ж.Б.Ламарк


2)
Ван Гельмонт
4)
Л.Миллер

3
Функция ДНК в клетках


1)
Запасание энергии


2)
Ускорение химических процессов


3)
Хранение и передача наследственной информации


4)
Источник кислорода

4
Функция воды в клетке


1)
Источник глюкозы
3)
Источник энергии


2)
Среда для химических реакций
4)
Передача наследственной информации

5
Ферменты


1)
Являются основными источниками энергии
3)
Транспортируют кислород


2)
Ускоряют химические реакции
4)
Транспортируют воду

6
В результате митоза из 1 клетки получается . клетки


1)
2
3)
4


2)
3
4)
6


7
Гомозиготная по двум парам аллелей особь имеет генотипы


1)
ААВв
3)
Аавв


2)
ААВВ
4)
АаВВ

8
Наследственность - это


1)
Свойство организма передавать особенности строения и развития своему потомству


2)
Изменение наследственной информации в генотипе


3)
Число хромосом в гаплоидном наборе


4)