География. Контрольно-оценочные средства — Дифференцированный зачёт для всех специальностей и профессий СПО 1 курса

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Ульяновский авиационный колледж


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ




ГЕОГРАФИЯ



КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для проведения промежуточной аттестации
для всех специальностей и профессий СПО



Форма проведения оценочной процедуры – дифференцированный зачет




Ульяновск
2014



РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании ЦМК математических
и общих естественнонаучных
дисциплин
Протокол № 1
от «31» августа 2013 г.

Председатель ЦМК:
_________________ И.В. Яковлева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
_______________ Г.В. Знаенко
«31 »августа 20 13 г.




РАЗРАБОТЧИК: Шиляева О.И. , преподаватель высшей категории
Ульяновского авиационного колледжа


Содержание




стр.

1

ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ




Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
4



Предмет и объект оценивания
7



Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «География»

7


2

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



2.1
Структура индивидуального варианта
8


2.2
Задания для студентов для подготовки к дифференцированному зачету
9


2.3
Критерии оценивания заданий

18

3

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

19












1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Результаты обучения
Основные показатели оценки результата

УМЕНИЯ


определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
- составление краткой характеристики основных групп стран современного мира;
- обоснование принципов типологии стран;
- объяснение разницы стран мира по формам правления;
- изложение целей и задач международных организаций; составление картосхемы международных конфликтов


оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
- использование схемы полово-возрастной пирамиды;
- понимание процессов воспроизводства населения;
- применение специальных карт атласа;
- использование карт, таблиц, схем для анализа плотности населения;
- демонстрация карт атласа, физической карты мира с указанием месторождений основных полезных ископаемых;
- нахождение основной формулы расчета ресурсообеспеченности;
- нахождение путей решения проблем загрязнения окружающей природной среды


применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов
- составление характеристики отрасли промышленности по типовому плану;
- объяснение изменений отраслевой структуры хозяйства;
- демонстрация схем и таблиц по структуре мирового хозяйства;
- составление таблицы:
Международное географическое разделение труда (МГРТ)

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики
- обоснование путей решения энергетической проблемы;
- объяснение причины формирования и размещения отраслей промышленности в странах мира;
- оценивание географической специфики стран;
- использование различных источников знаний для построения таблиц, графиков проведения расчетов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций
- применение систематизирующей таблицы;
- нахождение на политической карте стран мира и их столиц;
- применение типов административного устройства стран мира для характеристики хозяйства

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития
- изложение значения международных отношений в человеческом общении;
- обоснование распространения христианства по материкам во время географических открытий

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения
- определение тенденций развития общества;
- нахождение путей решения глобальных проблем мира

ЗНАНИЯ

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований
- изложение основных методов географических исследований;
- объяснение географических понятий

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации
- изложение закономерностей размещения природных ресурсов;
- оценивание сути проблемы «ресурсообеспеченность»;
- объяснение соотношения природных ресурсов в развитых и развивающихся странах;
- оценивание типов воспроизводства населения;
- обоснование демографической политики стран;
- понимание характерных особенностей урбанизации;
- демонстрация на карте мира миграционных потоков

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества

- изложение этапов формирования мирового хозяйства;
- обоснование особенностей отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- объяснение проблем стран историко-культурных центров;
- составление характеристики городской агломерации и урбанизированной зоны;
- изложение особенностей ЭГП и истории страны

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- обоснование геополитического положения России;
- составление картосхемы: МГРТ – роль России в международной экономике



1.2. Предмет и объект оценивания

Предмет оценивания
Объект оценивания

З1-З5
У 1 –У5
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ №1-12



Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ»

Форма
итогового контроля
Критерии положительной аттестации

2 семестр
Дифференцированный зачет
Проводится с учетом результатов текущего контроля (набранных баллов). Образовательные результаты контролируемых показателей составляют не менее 39% по каждому разделу семестра. Отметка зависит от набранных баллов за семестр.


2. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Структура индивидуального варианта
ЦЕЛЬ: проверить уровень сформированности образовательных результатов обучающихся
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У 1 – У5 , З1-З5
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тестирование
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРИАНТА
Раздел
Наименование дидактических единиц
К-во
Формируются
из №№ заданий

I
1.1
Политическое устройство мира
1
1.1


1.2
Основные группы стран
1
1.2

II
2.1
Население мира и его особенности
1
2.1


2.2
Демографическая политика
1
2.2

III
3.1
Мировые природные ресурсы
1
3.1


3.2
Минеральные ресурсы мир
1
3.2

IV
4.1
4.2
Мировое хозяйство, его особенности
1
4.1



Отраслевой состав хозяйства
1
4.2

V
5.1
Региональная характеристика мира
1
5.1


5.2
Особенности природно-ресурсного потенциала стран
1
5.2


5.3
Развитие промышленности стран мира
1
5.3

VI
6.1
Глобальные проблемы человечества
1
6.1


Исходные материалы:
двойной лист в клетку, ручка, географический атлас
Время выполнения: 30 мин
Формирование индивидуального варианта: тестовые задания 1раздел – 2 вопроса, 2 – 2 вопроса, 3 – 2 вопроса, 4 – 2 вопроса, 5 – 3 вопроса, 6 – 1 вопрос
Оценивание заданий: вопросы №1-3 – 0,5 б., вопросы №4-9 – 1 б., вопрос №10 – 0,5.б., вопросы №11-12 – 1 б.
Отметка «5» ( 81 % правильных ответов
«4» = 61– 80 % правильных ответов
«3» = 39 – 60 % правильных ответов
«2» < 39 % правильных ответов
ПРИМЕЧАНИЕ: 1 Не разрешается выходить из аудитории
Отметка ставится только на основании правильных ответов;
за ошибочные ответы баллы не снижаются
2.2. Задания для подготовки к дифференцированному зачету

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Вопросы для самоподготовки
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.
1.1. По какому критерию выделяются развитые и развивающие страны?
1.2. В чем отличия унитарной и федеративной форм правления?
1.3. В какой части света находится больше всего монархий?
ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.
2.1. Перечислите основные типы воспроизводства населения. Чем они характеризуются?
2.2. Почему возрастная структура населения соответствует типу его воспроизводства?
2.3. В какой сфере производства занята большая часть населения в развитых странах?
2.4. Назовите основные миграционные потоки в современном мире.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА
Вопросы для самоподготовки
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА.
1.1. Почему в эпоху НТР стало особенно важно рационально использовать природные ресурсы?
1.2. Назовите основные направления в работе по охране окружающей среды.
1.3. Что такое ресурсообеспеченность?
1.4. Какие виды природных ресурсов вам известны?

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Вопросы для самоподготовки
НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.
1.1. Назовите составные части НТР.
1.2. Что такое международное географические разделение труда и какие условия для него необходимы?
1.3. Охарактеризуйте территориальную структуру хозяйства развитых и развивающихся стран.
1.4. Назовите основные интеграционные группировки.
1.5. Что такое свободные экономические зоны?

ОТРАСЛИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Вопросы для самоподготовки
1. Как изменилась география металлургии в конце 20 века?
2. Какие страны играют главную роль в нефтяной промышленности мира?
3. В чем причины отставания в развитии сельского хозяйства развивающихся стран?
4. Назовите страны, имеющие наибольший торговый флот. Как вы объясните причины развития торгового флота именно в этих странах?
5. Какая страна является крупнейшей авиационной державой мира?

РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Вопросы для самоподготовки
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА.
1. Какими природными ресурсами богата Зарубежная Европа?
2. Что характерно для населения Европы?
3. Каковы основные тенденции развития промышленности в Западной Европе?
4. Охарактеризуйте западноевропейский тип транспортной системы.
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
1. Охарактеризуйте природные ресурсы Азии.
2. Назовите особенности расового и национального состава стран Азии.
3. Какие продовольственные культуры экспортируются из Азии?
4. В чем особенность структуры и размещения нефтяной промышленности Азии?
5. Каковы особенности естественного движения населения в странах Азии?
6. Какие государства Азии называют «новыми индустриальными странами»?
7. Расскажите об основных различиях макрорегионов Азии.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
1. Что свидетельствует о том, что США достигли постиндустриальной стадии развития?
2. Какие особенности характерны для североамериканской транспортной системы?
3. Какие условия способствовали высокому развитию экономики США?
4. Сравните сельское хозяйство США и Канады.
5. Какой транспорт занимает ведущее место в грузообороте США?
6. В чем состоит отличительная черта экономики Канады?
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
1. Где наибольшая плотность населения в странах Латинской Америки?
2. В чем особенности расового, этнического и религиозного состава населения Латинской Америки?
3. Почему страны Латинской Америки выделены в единый регион?
4. Почему уровень развития стран Латинской Америки выше, чем других развивающихся стран?
5. Какие государства Латинской Америки наиболее богаты рудными полезными ископаемыми?
6. Сравните современное экономическое развитие стран Латинской Америки и стран Азии.
АФРИКА
1. Какая страна Африки наиболее богата минеральными ресурсами?
2. К какому типу относятся большинство стран Африки?
3. Каковы характерные особенности транспортных систем стран Африки?
4.