Опыт МО о системно-деятельностном подходе

Опыт работы МО учителей начальных классов по аспектам реализации
системно-деятельностного подхода в практике образовательного процесса

Начальная школа работает по ФГОС НОО с 2008 года. За этот период МО проводилась большая работа в творческих группах по темам: «Формирование УУД», «Уровневый подход в подборе инструментария, в оценивании предметных результатов достижения обучающихся», «Метапредметные результаты – универсальные способы деятельности», «Итоговая работа как основная форма оценивания достижений обучающихся», «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО в условиях лицейского обучения».
С прошлого учебного года наш лицей в соответствии с заявленной районной методической темой работает по теме «Системно-деятельностный подход в обучении».
На первом заседании МО было принято решение изучить теоретический материал.
В ходе анализа теоретического материала стало ясно, что инновация – это нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системе.
Сторонники этого «значимого для человека обучения» (Среди зарубежных – это Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу; среди отечественных известные еще с20-х годов русские ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) считают, что основными целями инновационного обучения являются не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной самостоятельной.
И в свернутой форме данная инновационная методическая система выстраивается в триединой формуле:
СИСТЕМЫ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
= системно – деятельностный подход
СДП выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарым и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин естественнонаучного цикла.
СДП в ИО по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова с конца 50-х годов апробировалась в начальной школе и сегодня успешно реализуется в ОС. Также сегодня успешно работает и РС Л.В. Занкова.
Нами были обсуждены и признаны следующие тезисы концепции СДП:
«Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УУД.»
Анализируя теоретический материал, мы поняли, что собственная учебная деятельность обучающихся – важная составляющая СДП. Она реализуется как личностно - деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. « какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
В настоящее время в начальной школе реализуются образовательные системы развивающего обучения. А развивающее обучение с позиции СДП формулирует следующее определение: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
В декабре месяце мы провели сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения.
Рассмотрим сравнительную таблицу успешности РО по сравнению с ТО:


Традиционное обучение
Инновационное
Развивающее обучение


Базируется на принципе доступности
Опирается на зону ближайшего развития


Учащийся выступает в роли объекта
Учащийся действует как субъект собственной УД


Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний
Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения


Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания
Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания


Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы
На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности


В результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности
Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности


На следующем заседании МО мы перешли от изучения теоретического материала к его практической реализации. Нам стало понятно, что каждый учитель должен осознать, на каких основных принципах построен СДП. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к система
·тическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Мы сошлись во мнении, что пока учитель внутри себя не осознает и не примет эти принципы, подход не будет системным.
Работая в рамках СДП, мы выделили несколько видов уроков по целеполаганию. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Надо помнить, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Творческие группы под руководством Молоковой Анны Викторовны, анализируя материал по данной теме, разработали и апробируют таблицу по реализации СДП через структурные элементы урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ)


Этапы осуществления
деятельности
Метод проектов
Проблемное обучение
Урок-экскурсия

1.
Мотив
Определение темы
Идентификация (определение) проблемы
Актуализация опорных знаний учащихся

2.
Цель
Планирование
Целеполагание и планирование
Сообщение темы, цели и маршрута

3.
Средства
Сбор и уточнение информации
Планирование ресурсов
Восприятие особенностей экскурсионных объектов

4.
Действия
Выполнение
Применение технологий
Самостоятельная работа учащихся

5.
Результат
Оценка результатов
Оценка результата
Презентация самостоятельной работы

6.
Оценка
Защита проекта
Оценка деятельности
Проведение рефлексии


На сегодняшний момент мы занимаемся более детальной проработкой такого типа урока, как «Сообщение новых знаний» в рамках СДП. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Мы разработали следующую структуру этого типа урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Одновременно ведется работа над составлением карты анализа урока с точки зрения реализации СДП. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Работая и апробируя те разработки, которые сейчас существуют, хочется видеть портрет учителя, который работает в рамках СДП. У наших коллег родились рекомендации учителю: (ПРИЛОЖЕНИЕ)
не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества.
В завершение хочется отметить, что инновационное обучение в свете образовательных стандартов нового поколения призвано формированию УУД.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не надо давать рыбу, следует научить ловить ее».
СДП в инновационном образовании в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, т.е. «научить ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями (УУД).


Заголовок 215